Некоторые средства массовой информации, позиционирующие себя «самыми объективными», с упорством, достойным восхищения, кошмарят своими «сенсациями» о регионе Ида-Вирумаа всю Эстонию и ее окрестности. Периодически жертвой такой «журналистики» становится сланцеперерабатывающее предприятие Viru Keemia Grupp (VKG). Недавно, будучи впервые «проездом вечерней лошадью» в Кохтла-Ярве, где находится это предприятие, журналист известного портала увидел факел, который преломился в тумане, дав необычное зрелище. Портал подал «сенсацию» под заголовком «Словно открылись врата в ад»! А в минувший четверг этот же портал вновь сделал «открытие века». Оно называется «В воздухе Кохтла-Ярве обнаружена более высокая концентрация сероводорода, чем разрешено – Департамент здоровья приступил к расследованию инцидента». Как говорил Виктор Степанович Черномырдин – «Никогда не было, и вот опять»! И недвусмысленный намек — рядом с заголовком фотография того же факела над цехом VKG. То есть идет расследование, а «самый объективный портал» обвиняет этот химзавод. Ах, фото иллюстративное, говорите? А это где-то написано? Жителям Эстонии методично вдалбливают в мозг имя «главного отравителя». И ирония в том, что на роль этого главного злодея выбран главный работодатель Кохтла-Ярве – концерн Viru Kemia Grupp.
Однако кто-то же излучал амбре. И, кстати, почему только в понедельник, 6 марта? 9 марта, например, люди, которые после 14 часов шли на праздничный вечер пенсионеров в Центр культуры, очень хорошо ощущали запах сероводорода. А жители города хорошо знают, как (точнее, чем) пахнет это соединение. Но нас интересует 6 марта, так как в материале с фотографией VKG речь шла именно об этом дне. «Панорама» направила запрос руководителю коммуникационного бюро предприятия Ирине Боенко с просьбой прокомментировать материал портала и рассказать, происходило ли в этот день что-либо в необычном режиме на предприятии. Публикуем ответ.
«Спасибо за запрос. Мы также ознакомились с данной статьей. Концентрация в 11,3 мкг/м3 действительно высокая и превышает допустимую норму в 8 мкг/м3. Официальным открытым источником данных по атмосферному воздуху является портал непрерывного мониторинга ohuseire.ee. На нем приводятся среднечасовые показатели, и мониторинг ведется в режиме 24/7. Было бы очень интересно узнать, откуда автор статьи взял показатель в 11,3 мкг/м3. В статье дана ссылка на станцию мониторинга Калеви, но таких данных нет. Согласно данным, приведенным на странице ohuseire.ee, максимальная среднесуточная концентрация сероводорода в воздухе в полночь 6 марта составляла 6 мкг/м3, в час ночи она снизилась до 5,9 и уже через час составляла 1,9 мкг/м3. С 4 часов утра этот показатель держался на уровне 1 мкг/м3. Это данные со станции Калеви, установленной в Ярвеской части города Кохтла-Ярве.
В период 5–6 марта производственные единицы концерна работали в штатном режиме – ремонтные работы не производились, не было пуска или остановки. Технологический процесс VKG был стабилен, и превышений с нашей стороны зафиксировано не было. С нашей точки зрения, как минимум, некорректно выставлять информацию о превышении, которому не найти подтверждения в источнике, на который сам же автор и ссылается, и еще выносить к заголовку статьи фотографию промышленной территории VKG. Возможно, у автора есть какие-то дополнительные источники, тогда было бы хорошо указать и их. Действительно, предприятие VKG является крупнейшим на промышленной территории города Кохтла-Ярве, но помимо нас на ней находится еще целый ряд других химических предприятия, очистные сооружения и источники остаточного загрязнения. Опять же некорректно делать поверхностные выводы, не разобравшись в ситуации и не спросив комментария, а основываясь просто на размере предприятия.
Привожу данные системы — ohuseire.ee
Развернутые почасовые данные:
Также я проверила данные с нашей мониторинговой станции, расположенной на промышленной территории VKG. Там показатель сероводорода в течение всего дня держался на уровне 1 мкг/м3.
Системы мониторинга в концерне
Особенность города Кохтла-Ярве в том, что в непосредственной близости от него находятся почти два десятка производственных предприятий. Однако собственная станция мониторинга выбросов есть только у нас, и она установлена на производственной территории концерна. Да, мы крупнейшее предприятие на промышленной территории Кохтла-Ярве, но все же экологический след и влияние надо оценивать целиком, учитывая как одиночное, так и комплексное влияние промпредприятий, транспорта и прилегающих сельских хозяйств.
За качеством атмосферного воздуха в Кохтла-Ярве следят две мониторинговых станции – государственная и наша. Данные государственной станции непрерывного мониторинга по улице Калеви и мониторинга станции VKG можно найти в Интернете на www.ohuseire.ee. На сайте приведены среднечасовые данные, и они обновляются круглосуточно. На этом сайте вы всегда можете получить информацию о качестве наружного воздуха в Ярвеской части города Кохтла-Ярве.
Помимо станции мониторинга, для сокращения и непрерывного мониторинга выбросов у нас имеются различные устройства. На трубах заводов Petroter установлены специальные уловители – пятипольный электрический фильтр, который значительно уменьшает концентрацию пыли. Также все трубы заводов Petroter оснащены станциями постоянного мониторинга дымовых газов, которые измеряют концентрацию загрязняющих веществ дымовых газов, выбрасываемых в атмосферу (SO2, NO2, пыль, CO и CO2). Внимания заслуживают также котлы-утилизаторы, которые позволяют эффективнее очищать дымовые газы от содержащейся в них органики и угарного газа. В результате уменьшается влияние на окружающую среду, оказываемое дымовыми газами, а остаточное тепло, содержащееся в дымовых газах, можно использовать для получения пара и горячей воды.
Более чистая территория, низкий уровень шума и уменьшенное количество выбросов стали возможными благодаря новой самой мощной в Прибалтике и Скандинавии конвейерной системе золоудаления. Образующаяся зола транспортируется на гору с помощью трубного конвейера длиной в 1,5 километра, что позволяет сократить количество используемого автотранспорта. В результате сокращается количество машин и их износ, а также километраж грузовых автомобилей на 4 километра. Уменьшению километража сопутствует уменьшение выбросов углекислого газа в атмосферу.
По сравнению с использовавшимися ранее технологиями заводы Petroter лучше автоматизированы. Все заводы оснащены более экологичными аварийными системами, например, факельной горелкой. Она крайне важна и незаменима в ситуациях, когда образующийся полукоксовый газ направляется в факел на сжигание. Благодаря этому, происходит сжигание содержащейся в газах органики, а наружный воздух не загрязняется пахучими веществами».
Редакция благодарит госпожу Боенко за своевременный ответ. Мы не отрицаем, что проблема загрязнения атмосферного воздуха в Кохтла-Ярве – одна из острейших. Из года в год природоохранные органы проводят исследования, пытаясь установить источник вредных запахов. Из года в год оглашаются и результаты: мол, одного конкретного источника нет, виноваты все химпредприятия и очистные сооружения, находящиеся на территории города. Жаль только, что еще более «неприятным» это амбре делают некоторые СМИ.
«Панорама»
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ