Две недели назад «Панорама» намеревалась попросить комментарий к текущим событиям у исполнительного директора Союза городов и волостей Эстонии Вейкко Лухалайда. Дозвонились. Но не до Таллинна, а до… Бишкека. Господин Лухалайд сказал, что в данный момент находится в Кыргызстане, и просил позвонить, когда вернется в Эстонию. На прошлой неделе он был дома и ответил на вопросы еженедельника.
— Здравствуйте, господин Лухалайд, с приездом. Каким ветром вас занесло к братьям-киргизам?
— Участвовал в нашем проекте, который финансировал Евросоюз. Тематика – дигитализация, электронные услуги, которые предлагают государство и самоуправления, на эстонском примере. В Кыргызстане планируется административная реформа, и им интересен также и этот наш опыт. Третья тема была – предпринимательство. Как самоуправления могут содействовать развитию предпринимательства.
— Они не упоминали о том, что несколько лет назад высокопоставленные чиновники из Кыргызстана побывали в Кохтла-Ярве на сланцехимическом концерне и обсуждали какие-то совместные планы?
— Этими вопросами занимался Лаури Ялонен из Центра развития предпринимательства, в моем поле зрения были дигитализация и административная реформа.
— Вернемся в наш регион. Недавно в связи с годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС «Панорама» опубликовала материал о ликвидаторах из Ида-Вирумаа. По ходу беседы они отрицательно высказывались о предложении некоторых экспертов построить атомную станцию не где-нибудь, а в Тойла. А что вы думаете по этому поводу?
— Мне трудно сказать что-то, здесь решающее слово должно быть за местным самоуправлением. Я могу думать, что энергетика – важное дело, где-то место найти надо. Но посмотрите на ситуацию, когда в Тарту не хотели строить целлюлозное производство. Я даже не представляю, как ядерная станция …
— Еще вопрос: вы что-нибудь поняли из заявления министра образования о судьбе русских школ?
— Если конкретно ответить – пока не понял.
— Цитирую Кристину Калласс: «Для каждой русской школы будет отдельный план перехода на эстоноязычное образование».
— Я и говорю: не понял, что они имеют в виду? Но то, что она говорит лозунгами – непонятно. Какой отдельный план, в каких временных рамках, кто составляет план, на какие деньги будут эти планы делать? Образование – все-таки деньги местного самоуправления. Если мы должны делать какой-то план, значит, кто-то должен это финансировать, нанимать консультантов. Но вот план будет на бумаге готов, а откуда учителя возьмутся для Ида-Вирумаа? Ну откуда? Так или иначе, школьные планы коснутся и университетов, значит – и университеты должны в этом участвовать. Так много вопросов, что комментировать сейчас трудно.
— И последний, традиционный вопрос: что происходит с деньгами для Ида-Вирумаа из Фонда справедливого перехода?
— Точно не могу сказать, что там происходит. Знаю, что Ида-Вирумаа ищет сейчас советника, координатора этой деятельности. Эти деньги выделены, а как конкретно они будут использоваться, я сказать не могу.
— А вы, случайно, на это место советника не хотите?
— Я? Не хочу.
— Почему?
— Здесь нужен человек, который будет реально работать с проектами. От бухгалтерии до отчета.
— Ясно. Спасибо за беседу.
Беседовал Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ