У выдающегося актера, поэта и музыканта ХХ века Владимира Семеновича Высоцкого есть «Песенка о слухах», в которой звучат такие слова: «Словно мухи тут и там ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам»… А не про нас ли это пел бард? Хотя… наши старухи не такие уж и беззубые, и далеко они не старухи – ухоженные, аккуратные, активные в общении. Но вот слухи, которые распространяются в Кохтла-Ярве о предстоящем якобы закрытии того или иного здания, где находится нечто дорогое их сердцу, в последнее время будоражат их не на шутку. Пожилые люди останавливают журналистов на улице, спрашивают: мол, правда или нет, что закрывают клуб, Центр творчества, Дневной центр пенсионеров, и другие учреждения? Чем дальше, тем больше это поветрие напоминает некую панику, вызванную молчанием властей. А отсутствие информации, как известно, в первую очередь порождает слухи и сеет панику. «Панорама» решила проверить обоснованно ли  люди встревожены тем, что закрывается Дневной центр пенсионеров в Ярвеской части города, расположенный на улице Ярвекюла-57.

Узнать из первых уст – значит задать вопрос руководителю Центра социальной помощи и попечительства Арне Берендсену. С места и в карьер: — Господин Берендсен, правда или нет, что закрывают Дневной центр пенсионеров на Ярвекюла?

— Закрыть никто не планирует. Приостановить – да. Деятельность будет продолжаться. Только в планах перевести Центр из здания на Ярвекюла сюда, в горуправу, на первый этаж. Это мне сказал заместитель мэра города по хозяйственным вопросам Эрик Сечков. Сказал, что здесь им выделят помещение, сделают ремонт. А это здание на Ярвекюла, придется продавать.

— А кто его купит?

— Ну, это уже другой вопрос.

— Интересно! Бабушки привыкли там собираться, отмечать дни рождения, петь песни. В «сером доме» кто ж им разрешит это делать?

— Да, алкоголь здесь нельзя…

— При чем тут алкоголь, они в госучреждении будут чувствовать себя не в своей тарелке.  Кстати: а Ахтмеский Дневной центр будут трогать?

— Не верю, что горуправа примет такое решение.

— Вы депутат горсобрания. С депутатами вообще кто-нибудь советовался?

— По-моему, на социальной комиссии такого обсуждения не было.

Спасибо господину Берендсену, благодаря которому ситуация прояснилась. Центр не закрывают, но закрывают – в здании на Ярвекюла, где он работал многие годы, к которому пожилые люди привыкли, и откуда его переводят в «серый дом», где уже не будет такого уюта и таких возможностей для общения пожилых людей. Ведь казенный дом – он и есть казенный дом, и обстановка в нем должна быть соответствующая.

Власть в городе поменялась. Как говорят, «в сторону демократизации». На вопрос, кто же рулит в городе – депутаты или чиновники? – руководитель Дневного центра пенсионеров Татьяна Косякова, возглавляющая его со дня основания, с уверенностью говорит: «Как и прежде, всё решают чиновники».

Руководитель Дневного центра рассказала, что у них составлен довольно плотный график.

— По понедельникам у нас занимается довольно большая «сборная» русскоязычных пенсионеров. Это примерно полсотни ветеранов труда предприятий города. По вторникам у нас собираются специализированные группы пенсионеров. Первый вторник – медики. Второй вторник – бывшие узники нацистских концлагерей, третий вторник – учителя, четвертый вторник – группы, входящие в Содружество ветеранов и пенсионеров города. Самая большая группа – эстоноязычные пенсионеры, которые объединились в НКО «Кохтла-Ярвеское Объединение пенсионеров». От них я и узнала о планах горуправы закрыть это помещение. К ним приходила мэр Вирве Линдер с Эриком Сечковым, к руководству Дневного центра они не зашли, видимо сочли, что достаточно уведомить «своих» пенсионеров (ведь с другими группами они не встречались). По четвергам у нас ветераны-химики, по пятницам – католики, проживающие в Ярвеской части города, и которым далеко ездить в костёл в Ахтме. По просьбе пенсионеров мы организовывали для них встречи, лекции, позволяющие быть в курсе эстонского законодательства, изменений в законах. Есть возможность заниматься рукоделием. Два ткацких станка, предоставленные нашими мастерицами. Стены помещения украшают гобелены их работы. Одна из них уже покинула этот мир, другая еще жива.

— И что дальше?

— А я не знаю. Нам никто ничего не говорил, только Берендсен сказал, что мы переезжаем. А куда, а что – понятия не имею. Пришли представители эстонской группы, спрашивают: мол, куда нам перевозить вещи нашего НКО? А я откуда знаю?

— Татьяна, что привлекает пожилых людей в Дневной центр пенсионеров?

— Те люди, которые к нам приходят, не только ветераны труда, но уже и ветераны нашего Дневного центра: они ходят к нам уже многие годы. Понемногу приходят и новые люди. Средний возраст наших завсегдатаев – 70 лет и выше. Приходят женщины, которым 90 и больше. Главная проблема многих пожилых людей в мире – одиночество. Даже в 2018 году в Англии появилась в правительстве должность министр по вопросам одиночества. И общепризнано, что наш, как и Ахтмеский Дневной центр пенсионеров, так и Содружество ветеранов и пенсионеров Кохтла-Ярве очень успешно борются с этим социальным недугом – одиночеством. Многие пожилые люди, когда их спрашивают о насущных проблемах, называют не материальные трудности, а одиночество, недостаток общения. Понимают ли это власти города, в котором население стареет? 

— Чем объясняют причину такого решения?

— Тем, что содержание Дневного центра обходится дорого. А реновация, которая давно уже должна была быть, это тоже дорого, потому что помещение уже старое. Его, кстати, уже четыре раза пытались продать, и желающих не было, Думаю, и на этот раз никого не найдут. Но, кто знает, кто знает.

Говорят, «ломать – не строить». Особенно, ломать, созданное другими людьми. Молодые люди, пришедшие во власть в Кохтла-Ярве, несомненно, доживут до старости. И хочется им пожелать, чтобы тогда с ними не обошлись так, как они сами намерены обойтись с пожилыми людьми.

P.S.: Когда номер был готов к отправке в набор, стало известно, что извещение о сокращении получила, как и сотрудники Дневного центра пенсионеров, единственный работник Содружества ветеранов и пенсионеров Кохтла-Ярве Татьяна Романова. Долгие годы она вместе с основателем Содружества Валерием Тумко делала все, чтобы пожилые участники Второй мировой войны, локальных войн и конфликтов, бывшие жители блокадного Ленинграда и малолетние узники фашистских концлагерей не чувствовали себя одинокими. С горечью Татьяна говорит, что еще один раз сможет организовать экскурсию для ветеранов войны и труда куда-либо за пределы Эстонии. А потом — всё…

Евгений Капов

Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam