Учебный год 2022-2023 стал для Татьяны Кундозёровой заключительным в качестве школьного руководителя внеклассной деятельности – профессии, которой она с удовольствием посвятила три десятилетия. После выхода на заслуженный отдых появилось время, чтобы расширить границы любимого хобби, коим всегда являлся школьный театр. С этой осени в театральной студии Татьяны Кундозёровой начинают работать четыре группы.
Еженедельник «Панорама» попросил руководителя и режиссёра некоммерческого объединения «Театр ЯРГ» Татьяну Кундозёрова рассказать о том, каким она видит будущее своего проекта.
Наша встреча проходила в кабинете № 307 Вахтраского центра творчества, где уже на протяжении нескольких лет располагается театральная студия Татьяны Кундозёрой. Огромное количество дипломов, газетных вырезок, украшающие стены помещения, костюмы из ранних спектаклей, превратили это место в настоящий мини-музей «Театра ЯРГ», которому в этом году исполнилось 18 лет.
— Татьяна, заглянув на вашу страницу в Facebook, узнал, что в этом году вы открываете четыре группы. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
— Самое главное на заслуженном отдыхе, чтобы душа не просилась на пенсию (смеётся). Группа «А+Б» создана для детей 7-11 лет. Но в отличие от школьного театра, здесь будет расширенная программа, которую я сама разработала, а не только постановка спектаклей. Она будет включать в себя актёрские тренинги на доверие и внимание, литературный ликбез (дети не очень любят читать, но им нравится слушать), помогут в формировании разумного поведения терапевтические сказки и, конечно же, — поддержка русского языка как родного. Занятия в младшей группе будут проходить по субботам с десяти утра.
— Ваш спектакль-манифест в исполнении подростков «Шина – ещё не колесо» в прошлом году получил Гран-при на республиканском фестивале школьных театров «Золотая рыбка». Боюсь ошибиться, но, по-моему, на городской сцене было два или три показа, при чем, один из них – закрытый. Смогут ли горожане в будущем ещё раз насладиться этим спектаклем?
— Именно с этой постановкой нас пригласили на два международных фестиваля в Таллинн и Ригу. И поскольку надо держать спектакль на плаву, обязательно покажем в городе. А вот насладиться навряд ли придется, — спектакль достаточно жесткий. Кроме того, постановка будет иметь продолжение: сейчас я запускаю проект «Шина — ещё не колесо. Ответка взрослых». Думаю, эти спектакли будем показывать «два в одном».
— То есть, среди актёров мы увидим и взрослых?
— Верно. Я горжусь лёгкими на подъём людьми, которые не боятся новых вызовов, ищут себя в других предлагаемых обстоятельствах и преодолевают страхи публичного выступления. Репетиции будут проходить по пятницам в вечернее время.
— Хватит ли в конце рабочей недели у взрослых сил на реализацию своего творческого потенциала?
— Илья, согласитесь, что день накануне рабочего дня был бы менее подходящим. А во-вторых, почему театр не может быть местом пятничного отдыха? Судя по уже состоявшимся встречам, пришли люди с душой ребёнка. Будем рады принять в коллектив еще двух актёров на роли «ЯЖеМать» и «Учитель на стадии выгорания».
— Расскажите о процессе написания сценария.
— «Шины» я писала три месяца. Получилась сборная солянка из стендапов, психологов-ютьюберов, фраз из фильмов, монологов из книг и сочинений подростков. Взрослым зрителям не всё понравилось в спектакле: кто-то увидел себя не в лучшем свете (улыбается), поэтому сейчас пишу сценарий про другую сторону медали. Обещаю, что ответ взрослых будет мягче и мудрее. Ведь мы же взрослые.
— Малыши, взрослые, подростки – это три группы. Кого вы ждёте в четвёртую группу?
— Девочек в возрасте 12-14 лет. Группу «3,14» я набираю под конкретную трогательную историю двух подружек «Доклад о медузах» Али Бенджамин. Я написала сценарий, переводчица книги Ольга Варшавер его одобрила и даже обещала приехать на премьеру. Но в спектакле есть ещё две вакансии. Репетировать его мы будем по средам (в 16.00).
— На долю вашего театрального проекта выпало немало испытаний. Его история началась в стенах Ярвеской русской гимназии, которая была закрыта. Обычно, как это не грустно, с закрытием школы или гимназии, когда проект теряет крышу над головой, его дни сочтены. Но «Театр ЯРГ» продолжил жить. Как вам удалось его сохранить?
— «Театр ЯРГ» переехал в Вахтраский центр творчества после закрытия Ярвеской русской гимназии (ЯРГ) в 2019 году. Нас приютила директор Центра культуры Светлана Короткова. Хочется еще раз её поблагодарить за это. Аббревиатура «ЯРГ» в названии театра, как вы понимаете, появилась в память о красивой, во всех смыслах, гимназии. Благодарю Людмилу Янченко, которая ранее занимала пост мэра города. Именно она предложила идею создания некоммерческого объединения (НКО), так как в то время у города не было денег на оплату полставки руководителя. Спасибо Светлане Владимировой за предоставленную мебель. Жить можно!
— Вам удалось не только сохранить столь необычный проект, но продолжить его развивать. Сложно ли формировать коллективы, особенно подростковые?
— В гимназии и школе, безусловно, с набором было легче, хотя пандемия сделала своё «черное дело»: на подростков напала какая-то вселенская лень. Да и в городе Кохтла-Ярве, по традиции, много танцевальных коллективов и спортивных секций, а вот с любительскими театрами сложнее. Что касается работы с подростками, то есть придуманное кем-то из режиссёров слово — «демократура». При видимой демократии нужна диктатура режиссёра. Главное, держать баланс.
— Что сложнее всего даётся актёрам-любителям?
— Подростки очень тяжело переживают критику сверстников. Но! Пока этот кто-то сидит в зале и критикует, он, актёр, избавляется от страха публичного выступления, приобретает уверенность, повышает самооценку, учится работать в команде. А ещё есть такое понятие как «игровой транс» — это когда актёры перед выступлениями не болеют, или почти не болеют.
— Что вы бы сказали нашим читателям? Быть может, среди них и есть те самые, кто сможет раскрыть свой актёрский потенциал.
— Приходите в театр, — заключила режиссёр.
Беседовал Илья Тельнов
Фото из архива театра
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ