Декабрь, являясь заключительным месяцем года, многими воспринимается не только как время подведения очередных итогов, оценки собственных достижений, но и моментом, когда в волшебство, зимнее чудо хочется поверить даже взрослым, и, как это принято, загадать желание в новогоднюю ночь.
За несколько дней до Нового года еженедельник «Панорама» встретился с художником и сказочником Эдуардом Контом. В ходе беседы выяснилось, что сегодня даже автору детских рассказов поверить в чудо иной раз непросто, но крайне необходимо, ведь кому как не ему, доброму сказочнику, сопровождать малышей по Миру грёз в поисках чудес.
Гостей Эдуард встречал в своей мастерской. Трудясь над очередным портретом, он поделился мечтами и надеждами, которые возлагает на 2024 год.
Пять лет назад он начал писать очередную сказку – «Вороний король». Не изменяя традиции, сюжет нового рассказа тесно связан с одним из городов Эстонии. На этот раз события развиваются в Таллинне, над которым нависла угроза в лице злого волшебника.
Сказка дописана. На столе – папка с авторскими рисунками, которые скоро украсят страницы будущей книги. Самое время готовить материал к отправке в печать, но художник делает паузу. «Через неделю отдавать портрет», — говорит Эдуард и вновь подходит к холсту, на котором в свете лампы блестит свежая краска. Ему предстоит ещё написать с пол десятка картин, перед тем как на накопленные деньги сможет отправить новую сказку в типографию. Другой, возможно, плюнул бы на это дело и сосредоточился на том, что приносит стабильный доход. Но сказочник, улыбнувшись, спокойной сказал, что пока есть те, кто ждёт выхода новых его книжек, останавливаться он не имеет право.
— Как художник, я люблю тёплые тона и на холсте кистью могу создать идеальный мир. Реальный же мир изменить намного сложнее. Его делаем мы – взрослые. И надо признать, увы, делаем это ужасно и однообразно, как будто в нашем распоряжении лишь тёмные краски. А ведь этот мир мы делаем, в первую очередь, не для себя, а для детей. Они им должны наслаждаться. А здесь черным-черно! Именно поэтому мне хочется пустить в него, пусть и маленький, но пучок света. Даже от одной свечи исходит тепло. И я хочу в своих сказках объяснить малышам то, как важно делиться своим теплом, быть добрыми, порядочными и внимательными по отношению к окружающим.
— Эдуард, вы являетесь автором детских сказок «Город каменных сердец», «Снежинка желаний», «Мышонок Зимка и волшебная иголочка», Мышонок Зимка – 2. Слеза волшебной жемчужины». В каждом рассказе действие происходит незадолго до Рождества или Нового года. Почему?
— Я безумно люблю зиму. Это магическое время года, когда и маленькие, и взрослые хотят верить в чудо. Мне и самому, видя природой созданные снежные фигуры на улице, неповторимые узоры на окнах, жить легче. Смотришь и радуешься как ребёнок, понимая, что иногда взрослые нуждаются в сказке больше, чем дети. Наверное поэтому в книгах и прослеживаются рождественские мотивы.
— Действие в новой сказке «Вороний король» также будет развиваться зимой?
— Нет, и в этот раз без снега не обойдётся. Хоть я и понимаю, что рождественские рассказы в январе-феврале немного теряют актуальность, издавать книги исключительно в канун зимних праздников весьма непросто…
— Являются ли для вас важными показатели продаж?
— Ой, хотя сама фраза «показатели продаж» звучит красиво, едва ли они меня интересуют. Нет, конечно нельзя сказать, что книги не продаются. Их и сейчас можно приобрести в книжных магазинах. Но продажа не является первоочередной целью. Большую часть книг я попросту дарю.
— Наш еженедельник неоднократно присутствовал на ваших встречах с воспитанниками детских домов. Также известно, что вы дарили книги больным детям. Эти акции кто-то поддерживал?
— Я могу сказать, что мне в жизни очень повезло, так как у меня большое количество друзей и знакомых, готовых поддержать издание книг. Кто-то поможет пятьюдесятью евро, а некоторые выделяют и пятьсот, и тысячу. Поэтому не могу сказать, что делаю это без чужой поддержки.
— Находятся те, кто готов отдать такие суммы безвозмездно?
— Ну одни дают в долг со словами «когда сможешь, тогда и отдашь», и потом я в течение нескольких месяцев или года раздаю долги, а некоторые дают деньги безвозмездно.
— Предпринимали ли вы попытки найти финансовую поддержку со стороны фондов, Министерства культуры или науки и образования?
— Нет, и не уверен, что меня кто-то начал бы слушать. Да, мои книги переведены на эстонский язык, но сам я им не владею. Мой язык общения – русский. К этому нужно добавить, что я не являюсь гражданином Эстонии, а в прошлом – воевал в Афганистане. Я обращался в одну из организаций, занимающуюся вопросами интеграции, представил прототип настольной игры, с помощью которой дети и взрослые могут изучать эстонский язык. Игра – несложная. В её основе лежит бродилка с игральными костями, где каждый ход – это возможность выучить новое слово. Разработан и справочник подсказок, насчитывавший несколько сотен слов. Прототип игры я несколько раз предлагал опробовать детям. И хотя разным группам подростков игра показалась увлекательной, сотрудники организации дали понять, что может быть приобретут эту игру, когда она появится в продаже. Однако в тот момент я искал тех, кто поможет мне её запустить. Но и на том спасибо.
— Отказ в поддержке не отбил желание творить?
— Поставить на конвейер игру не удалось, но я не отчаиваюсь. Всему своё время, а сейчас я должен сосредоточиться на издании книги.
— Самоуправления принимают какое-то участие в создании книг?
— Иногда муниципалитеты покупают сразу несколько книг или даже часть партии. Был случай, когда Кохтла-Ярве заказал несколько тысяч книг и оплатил их заранее. Той суммы хватило для того, чтобы запустить печать. Нужно отдать должное и типографии, которая пошла мне навстречу, согласившись принять заказ с условием, что оставшуюся часть суммы я бы отдал за один год.
— Какая сумма требуется на издание сказки «Вороний Король»?
— С учетом всех сопутствующих расходов издание книжки тиражом в 4000 экземпляров обойдётся почти в 8000 евро. Это солидные деньги, но что-то мне подсказывает, что рано или поздно необходимую для начала печати сумму соберём.
— Эдуард, а о чем мечтает сказочник?
— Я мечтаю написать как можно больше добрых сказок. Если они будут интересны родителям, любимы детьми, то я буду счастлив. А большего мне не надо, — заключил Эдуард Конт.
Беседовал Илья Тельнов
Фото: иллюстрация к сказке «Вороний король», автор Эдуард Конт
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ