Чего только не говорят о Кохтла-Ярве в Эстонии и за ее пределами. Особо широко распространено мнение, что город, якобы, вовсе не развивается, поэтому и бежит из него молодежь на все четыре стороны. В то же самое время то и дело звучат заверения, что правительство обращает на Ида-Вирумаа особое внимание, выделяет на его поддержку огромные средства. Так развивается город или стоит на месте? В городском управлении есть целый отдел развития, руководимый вице-мэром, есть и специалист по развитию. Если руководствоваться логикой, то, стало быть, и развитее есть.
Однако вспомним, что, собственно, такое – развитие, как его толкуют словари? Например, словарь Ожегова. «РАЗВИТИЕ, -я, ср. 1. см. развить2, -ся2. 2. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы общественного развития. 3. Степень сознательности, просвещенности, культурности». Есть у этого термина и антонимы – слова, имеющие противоположное значение. Это – деградация, угасание, упадок, стагнация. И так хорошо знакомое старшему поколению, которому обещали жизнь при коммунизме, слово застой. Минувший год был настолько необычным, что говорить о нем в плане развития города довольно рискованная затея. Тем не менее, специалисту городского управления Кохтла-Ярве по развитию Валерию Корбу некоторые вопросы были заданы.
— Во-первых, с Новым годом. Во-вторых, год, который принес массу неприятностей, уже остался в прошлом. Но, если в тяжкие военные годы некоторые рассчитывали на то, что «война всё спишет», сегодня есть должностные лица, которые думают, что «пандемия всё спишет». Что, на ваш взгляд, городу удалось реализовать в сложных условиях, что не удалось? И по какой причине?
— 2020 год, на мой взгляд, в плане развития города был плодотворным. Проведен ремонт первой очереди улицы Калеви, шло строительство спортивно-оздоровительного комплекса с современным бассейном, шла подготовка к реконструкции центра Ахтмеской части города, завершены работы по реновации детски садиков, масса других работ, которые были намечены, практически были выполнены. Для этого, естественно, требовалось финансирование, и хорошо, что правительство помогло выполнению программы 2020 года.
— А что не удалось осуществить из намеченного?
— Мне трудно сказать, что бы не сделали из запланированного. По крайней мере, ничего не припомню из того, что сорвалось.
— Странно: когда чиновнику задаешь вопрос о развитии города, он начинает говорить о строительстве домов, дорогах. Но ведь развитее – не только асфальт, кирпичи, прежде всего – это люди. Хотя асфальт и кирпичи кладут тоже для людей. Минувший год был вторым годом, когда исчезли городские гимназии, у города осталась одна – для взрослых, а построенная государственная – оказалась заполненной наполовину. Произошла реорганизация образования, которая, по мнению родителей и педагогов, явно не способствует развитию старших школьников. В культурных учреждениях вынужденный простой. Рядом с нами – Нарва, где, судя по информации в СМИ, совершенно иной подход к решению проблемы гимназического образования.
— Поймите правильно: я не жалуюсь. Но такого тяжелого самоуправления, как город КохтлаЯрве, ни в одном уголке Эстонии нет. Если Таллинн сегодня может себе позволить «жировать», то у Кохтла-Ярве таких возможностей нет. 34 тысячи человек – численность населения, из которых свыше 16 тысяч – пенсионеры. Работают же около 14,5 тысячи налогоплательщиков. Согласитесь, когда в городе 40 процентов работают, а остальные живут на деньги, которые получаем через социальные поступления, тут уже «не до жиру – быть бы живу». Поэтому сравнение с другими самоуправлениями неуместно.
— Термин развитие подразумевает взгляд в будущее.
— А всё идет по графику. «Фундамент» объектов, которые строятся и будут строиться, был заложен более десяти лет назад. Десять лет назад мы мечтали о реновации Дома культуры – мы его реновировали. Пятнадцать лет назад мечтали о создании нового бассейна в Ярвеской части – мы его создали. Мечтали о больнице в Ахтмеской части города – она создана. В Ярвеской части поликлиника обновлена и превратилась в современный Дом здоровья. Если говорить о будущем, сейчас идут хорошие проекты по развитию инфраструктуры города. В планах — строительство дороги в промышленной зоне. Это за последние пятнадцать лет впервые будет сооружена дорога к промзоне.
— Вы говорите о «фасаде». Действительно, дорога по Калеви – лицо города. А во дворы заедешь – кошмар. Тротуары, внутридомовые территории – просто тихий ужас! Причем, во всех частях города.
— Надо вернуться назад – в 95, 97 годы прошлого века, когда мы когда предпринимались попытки установить границы вокруг квартирных товариществ. Тогда каждое товарищество хотело получить от города территории как можно больше. Вот и получили. Сложилась ситуация, когда город не имеет права положить асфальт на частной территории. И, заметьте, за двадцать с лишним лет ни одно квартирное товарищество не было наказано за ненадлежащее содержание своей территории. И город, по мере своих возможностей, оказывает поддержку товариществам. 100 процентов приведение в порядок территорий, принадлежащих товариществам, никто финансировать не может, но в начале нового года городское собрание будет обсуждать вопрос поддержки квартирных товариществ.
— Заканчивать разговор о развитии будем вопросом, от которого никуда не уйти. Вы – председатель Совета Ида-Вируской Центральной больницы. Ни одно медицинское учреждение мира не могло ожидать, что обрушится на голову медиков такая «неожиданность» в виде пандемии коронавируса. Слава богу, началась вакцинация, и стартовала она именно в Ида-Вирумаа. Почему?
— Это решение было вызвано статистическими показателями по зараженности населения. Тут никакой политики нет. Как нет ее во всей медицине.
— Серьезно? А не вспомнить ли нам, что вы говорили в интервью несколько лет назад о проблеме нехватки врачей в больнице? Время прошло, а проблема осталась. Вы с радостью в голосе говорили тогда, что в Ида-Вирускую Центральную больницу приехали 60 врачей из-за пределов Эстонии! Потом вы говорили, что 30 человек из них вынуждены были уехать. Что такое могло произойти, что врачи уехали, а сегодня, когда «жареный петух в …темечко клюнул», не хватает врачей?
— Причины были разные. Основная – конечно, знание государственного языка.
— Интересно расставлены приоритеты: без госязыка нельзя вылечить от коронавируса…
— А еще жесткие требования к медикам из третьих стран о пересдачи экзаменов по требованию ЕС – это большая преграда к тому, чтобы врачи сюда приезжали. Если с медицинскими сестрами в больнице все нормально, то сегодня два десятка врачей-специалистов больница готова взять на работу.
— С Новым годом вас. Будем надеяться на лучшее в наступившем году.
Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ