Новый спортивно-оздоровительный центр «Wiru», словно громадный локомотив, начинал своё движение хоть и уверенно, но с пробуксовкой. Долгожданное открытие омрачила задержка поставок шкафчиков, по причине которой пришлось передвинуть дату торжественного перерезания ленточки. Но и после праздничной церемонии спортивное сооружение успело поработать недолго — неделю спустят после открытия центр был закрыт на карантин. После того, как «Wiru» начал работать в полную силу, в нём уже прошло несколько больших соревнований по плаванию, ещё более крупные спортивные события запланированы на вторую половину ноября. Между тем, новый бассейн стали активно посещать и жители города. Но и здесь было не всё гладко: первой огорчила стоимость посещения бассейна. Однако и уровень воды (160 сантиметров на малой глубине), также вызвал недовольство.

В редакцию еженедельника «Панорама» поступил звонок от жительницы Кохтла-Ярве Марины Миляйс, у которой глубина нового бассейна вызвала разочарование и непонимание.

— Я с сыном регулярно посещаю бассейн. Должна сразу сказать, что первые впечатления были великолепными — нас порадовала организация работы спортивного учреждения. С точки зрения простого жителя могу сказать, что по моему мнению центр построен на высоком современном уровне. Я и мой сын – люди с глубокой степенью инвалидности. Для нас немаловажным было наличие различных приспособлений в раздевалках, душевых и самом бассейне. Это всё есть. Но единственное, что омрачает общее впечатление, это глубина бассейна, а она составляла 160 сантиметров, — рассказывает Марина, – глубина старого бассейна начиналась от 140 сантиметров, и это позволяло плавать жителям преклонного возраста, людям с особыми потребностями не только более комфортно, но и с чувством собственной безопасности.

— Значит, глубина в старом бассейне вас полностью устраивала?

— Поверьте, не только нас. Многие мои знакомые, а это люди в возрасте, после первого посещения нового бассейна второй раз идти в него не решаются. Ну, построили бассейн с десятью плавательными дорожками, но две-то оставьте пенсионерам. Этого было бы достаточно. Я не поверю, что не было других предложений по конструкции бассейна, так как внутри самого центра всё сделано с учетом интересов людей с особыми потребностями, но сам бассейн, создается впечатление, был создан исключительно для спортсменов. Насколько мне известно, первоначально уровень воды на малой глубине в новом бассейне не должен был превышать 140 сантиметров, однако позже это решение было пересмотрено. Те люди, с кем я ранее консультировалась, наотрез отказались что-либо официально комментировать. В то же время мои обращения к представителям городского управления ни к чему не привели. Каких-то внятных предложений, решений я не услышала. Мне сказали: «…вот, есть лесенки, специальные механизмы для спуска человека в воду». А дальше что? Инвалида же в воде должен кто-то принять. С учетом глубины воды это должен быть человек ростом под два метра.

По мнению Марины, страдают не только пенсионеры и люди с особыми потребностями, но и юные школьники, рост которых пока не позволяет дотянуться ногами до дна. «Это небезопасно!» — сказала гражданская активистка.

На вопрос же чиновников — «что вы предлагаете делать, когда бассейн уже построен?», Марина ответила просто: «Мэрию сменить. В полном составе».

— Все мы понимаем, что конструкцию бассейна сегодня изменить невозможно, и никто этого делать не будет. То, что по сути спортивный бассейн оснастили оборудованием для инвалидов, которые не могут дотянуться ногами до дня – это вверх цинизма. Слив воды – растрата ресурса впустую. Что сказать? В очередной раз внимание к пожилым людям закончилось после предвыборной шумихи и бравады. Многих попросту лишили возможности поддерживать своё здоровье, пользуясь услугами городского бассейна. Я не могу и не хочу сказать, что в городе совсем ничего не делается. Кохтла-Ярве развивается, и мы видим, как с годами преобразились центральные улицы, парк, городские учреждения. Но как могли не продумать всё с новым центром, с учетом затраченных на него средств, я не понимаю, — заключила Марина Миляйс.

По мнению вице-мэра Кохтла-Ярве Виталия Бородина, новый бассейн полностью соответствует всем стандартам, укомплектован и оправдывает ожидания жителей.

— В новом центре действуют два бассейна – детский и основной, имеется необходимое оборудования для людей с особыми потребностями. Есть в наличии так же передвижной подъёмник. Что касается основного бассейна, то он в первую очередь – спортивный. Если я не ошибаюсь, минимальная глубина для спортсмена при развороте на спине – 1 метр 50 сантиметров. Никак не метр сорок, иначе не исключены травмы у спортсменов…

— Глубина старого бассейна составляла 1 метр 40 сантиметров. Значит, раньше такой уровень воды позволял делать разворот спортсмену, плывущему на спине?

— Старый бассейн был построен более полувека назад. С тех времён многое изменилось – технологии, требования. Во время проектирования мы консультировались со специалистами, и стало очевидным, что планируемой глубины (по первоначальному плану она должна была составлять 140 сантиметров), недостаточно для занятий спортсменов. Мы сопоставили характеристики старого бассейна, современных комплексов. Было проведено перепроектирование, и по итогу минимальная глубина бассейна составила 1 метр 60 сантиметров.

— Маловероятно, что недавно построенный бассейн будут перестраивать, тогда вопрос: есть ли техническая возможность разработки-приобретения некой конструкции, позволяющей при необходимости возводить на части одной или двух плавательных дорожек некое подобие второго дна?

— Этот вопрос требует изучения. Конечно, если такая услуга будет востребована населением, то всегда можно что-то придумать. Вопрос в том, сколько эта конструкция будет стоить. Сложно сейчас сходу о чем-то говорить, но скорее всего, если где-то в мире такая практика применяется, есть технологии, то всё выполнимо. Зависит от количества нуждающихся в этом людей.

— Господин Бородин, если впоследствии выяснится, что необходимое количество нуждающихся в подобной услуге среди пожилых жителей города, людей с особыми потребностями велико, что им нужно делать? Каждому из них писать в горуправу, обзванивать чиновников?

— Можно и так. Но у нас в городе есть соответствующие организации, работающие с пенсионерами, людьми с особыми потребностями, способные представлять интересы этих жителей. Коллективные заявления дадут четкое представление о том, какому количеству людей необходима та или иная услуга.

— На момент проектирования свои пожелания высказывали представители спортивных клубов. Проходили ли встречи с организациями, работающими с жителями преклонного возраста, людьми с ограниченными возможностями?

— Было много разных встреч, но это было в течение последних 5-10 лет. Сейчас сложно вспомнить какую-либо конкретную. Что же касается пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, то новый центр оснащен вспомогательной системой для слабослышащих, слабовидящих. У нас установлены лифты с голосовым оповещением, на полу уложена специальная плитка для слабовидящих людей, есть вспомогательные средства, подъёмники, полностью соответствующее современным стандартам, — сказал Виталий Бородин.

Еженедельник «Панорама» обратился с просьбой прокомментировать уровень воды в новом бассейне к тем, кто обучает детей плаванию. Своим мнением поделились тренеры Наталья Воссь, Сергей Михайлов и Андрей Дивисенко.

Наталья Воссь: — Когда бассейн только строили, я думала, что уроки по плаванию для начальной школы будут проходить в маленьком бассейне, но как уже потом выяснилось, малый бассейн рассчитан больше на детей дошкольного возраста. Глубина же в метр шестьдесят — большая для малышей, и начальное обучение по плаванию проводить там сложно. Здесь надо учитывать, что бассейн задумывался как место для проведения соревнований на приличном уровне. В «Toila SPA» бассейн тоже глубокий. Для обучения должен быть так называемый «лягушатник», где воды немного. Если же дети до дна не достают, то должно быть много вспомогательных плавсредств. Всё реально. У меня мальчик плавает с четырёх лет, а доставать ногами до дна он будет лишь через несколько лет.

Андрей Дивисенко: — Я думаю, надо рассматривать этот вопрос в комплексе, так как этот бассейн был создан и для проведения соревнований, имеющих ряд требований, и для посещения простыми жителями – в том числе, как пенсионерами, так и детьми. Есть необходимый набор вспомогательных средств, работают инструкторы. Если говорить о понижении уровня воды путём слива, то в современных бассейнах это нецелесообразно, так как сливочные борта, обеспечивающие циркуляцию и дальнейшую фильтрацию воды, находятся как раз на краю бассейна.

Сергей Михайлов: — У нас действует государственная учебная программа «Учимся плавать», согласно которой обучение плаванию детей начинается со второго класса школы. Все тренеры, работающие в этой программе, помимо того, что они изначально являются уже профессиональными тренерами, проходят дополнительные курсы. Если тренер профессионал, то дети спокойно обучаются, и глубина бассейна не играет существенной роли. В бассейне установлены вдоль бортов поручни, с помощью которых начинающие передвигаются в воде, детям надевают специальные баллоны. С ними работают тренеры, имеющие высшее спортивное образование и соответствующую квалификацию от третьей до восьмой категории.

О некоторых деталях подготовительных работ, проведённых в канун открытия спортивно-оздоровительного центра «Wiru», еженедельнику «Панорама» рассказал руководитель спортивного центра Михаил Кастрицкий.

— Перед тем как запуститься, мы пригласили добровольцев – в частности, людей-колясочников, которые опробовали работоспособность комплекса в целом. То есть, мы начали с того момента, когда человек подъезжает к нашему зданию, проверили заезды — насколько удобно человеку ориентироваться внутри комплекса, и большое внимание было уделено посещению бассейна, раздевалок, душевых людьми с особыми потребностями.

— Вы обращались к каким-либо организациям, работающим с этой группой населения?

— Были и знакомые люди, были и те, кто приехал от НКО. К примеру, был мужчина-колясочник, ноги которого совершенно неактивны. Более того, этот человек был со средними навыками плавания, но согласился помочь нам, и на себе проверил все вспомогательные механизмы-средства. В зале у нас всегда присутствует инструктор, к которому можно обратиться за помощью. Да он и сам видит, кто приходит в бассейн, кому необходима помощь.

— Какие выводы вы для себя сделали?

— Тестовые заплывы показали, что мы вполне можем работать и с той группой населения, которая требует к себе большего внимания. Бассейн укомплектован различными вспомогательными плавсредствами, которые могут поддерживать человека на воде, и не столь важно – умеет ли человек плавать или нет. Повторюсь, что в центре всегда находятся администраторы, инструкторы, готовые помочь человеку, особенно если мы говорим о пенсионерах, людях с особыми потребностями или маленьких детях. Я не исключаю того, что рано или поздно к нам придёт человек с особыми потребностями, который совершенно не умеет плавать. Мы готовы и к этому. Нужно будет просто подобрать отдельное время и пригласить человека в детский бассейн, хотя обозначение «детский» — весьма условное. Это небольшой бассейн малой глубины. Если человек будет чувствовать в себе готовность перейти в большой бассейн, то мы поддержим его в этом начинании. В нашем бассейне, как и в старом, сейчас проходят занятия по водной аэробике. Эти занятия проводят несколько спортивных клубов, и они весьма востребованы у жительниц нашего региона.

Что касается той единичной жалобы в газету, то, наверное, тут есть часть и нашей вины – где-то с человеком недостаточно поговорили, не смогли убедить его в том, что имеющейся инвентарь способен поддержать человека на воде, дать чувство безопасности. Но я уверен, что вся эта ситуация решаема.

— Как проходит ваша работа с теми детьми, которые также имеют степень инвалидности?

— В городских школах обучаются и такие дети. И они также не остаются без внимания. Ребята посещают наш центр, как и их одноклассники, в рамках государственной учебной программы «Учимся плавать». Обучение детей начинается с малого бассейна. Есть те, кто плохо владеет своим телом, им пока сложно поймать баланс на воде, присутствует страх. Но пройдёт какое-то время, и они будут готовы к переходу в большой бассейн. Им просто нужна поддержка, немного больше времени и внимания, — сказал Михаил Кастрицкий.

Руководитель спортивно-оздоровительного центра «Wiru» также сообщил, что в ноябре были пересмотрены цены на посещение бассейна. Это решение было принято на основе обращений посетителей спортивного объекта, что лишний раз доказывает: диалог приносит свои результаты.

Илья Тельнов
Фото из частного архива

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam