С понедельника, 16 марта, в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 все общеобразовательные школы страны были закрыты, а перед этим — в пятницу, 13 марта, учителя обсуждали-договаривались с учениками о дальнейших действиях и заданиях, предлагая взять с собой из школы необходимые учебные материалы, — школы уходили на дистанционное обучение.

Еженедельник «Панорама» решил узнать: каково же оно, это дистанционное обучение?

Максим, родитель: — Дети, родители и учителя загнаны в один и тот же угол, у всех нагрузка возросла. Ясно одно: если хочешь хорошо учиться, то в школьном дистанционном обучении нет ничего положительного. Это сплошной стресс. Ведь учитель в онлайн не может каждому объяснить материал так, как это он сделал бы в стенах класса. И далеко не у каждого ученика хватает ума и усидчивости доходить до всего самостоятельно. Поэтому качество ныне получаемых знаний оставляет желать лучшего, особенно в том случае, когда русскоязычный ребенок учится на эстонском языке. Представьте, а ему ещё ведь предстоит сдавать государственные экзамены.

Александр, ученик: — Пожалуй, для меня труднее режим самоизоляции (ведь живое общение не может заменить никакое другое), а не дистанционное обучение, хотя, безусловно, заниматься приходится в одиночку, точнее, до всего доходить в основном самому, что порождает множество трудностей. Но спасибо учителям – они стараются, да и надо учитывать: нас много, а их мало.

Сирле, родитель: — Я про все окрестные школы и классы не знаю, скажу о школе, где учится моя дочь. В частности, об уроках физкультуры — задают «вести дневники физактивности», иногда обязывают в качестве отчётности прислать фото или видео, как приседаешь, какие ещё упражнения делаешь… Но вопрос: нормально это или нет, когда даётся задание ребёнку фоткать себя в домашнем интерьере. Я же считаю, что это должно происходить обязательно лишь с заранее данного учителю согласия родителей. Спрашивают и показания трекеров активности — сколько там шагов и тому подобное, мотивируя тем, что у всех в телефонах они есть. Но по квартире-то много не находишь, а на улицу ходить запрещено (в общем, это проблема отличников, кто всерьёз пытается выполнять задания). В целом, если всё резюмировать, что нынче задают детям, то тут можно сериал снимать. Если бы это всерьёз не оценивалось бы, то можно было бы даже улыбнуться, а так – впору плакать.

Аннели, ученица: — Если кто хочет учиться, он будет учиться и дома, на дистанционном обучении, – находить для этого все средства и методы. Хотя здесь немало сложностей, которые далеко не всегда удаётся преодолевать, а в итоге – снижается качество знаний, поэтому лучше получать их именно в стенах школы. С нетерпением жду, когда снова смогу открыть дверь школы.

Татьяна, учитель: — Как ни странно, но дети скучают по школе и учителям, даже родители. Систематически проводим классные «пятиминутки» (15-20 минут) вместо классного часа. Безусловно, сложностей с дистанционным обучением много. Например, если ученик не успел проработать урок и доделать задание, а начинается новый онлайн-урок, то приходится переносить выполнение на более позднее время, а следовательно снова повторять, то есть снова прорабатывать и тратить большее количество времени. Кстати, для того, чтобы снять видеоурок или сделать презентацию продолжительностью 15 минут, учителю приходится затрачивать на поиск, выбор и систематизацию информации несколько часов, а иногда, и дней.

Марек, ученик: — К сожалению, свалился большой объём работы: если раньше часть материала можно было получить и усвоить в школе, а часть – дома, самостоятельно, то теперь всё надо делать самим. Думаю, лишь некоторые понимают-усваивают э-уроки, преподаваемые учителями. И восполнить пробелы в недополученных знаниях уже не удастся – вот это самое печальное.

Аго, родитель: — На мой взгляд, беда в том, что немало учителей, которые не владеют методикой работы онлайн с мини-и макси-группами, не имеют диги-навыков, поэтому уроки скучные, с большим количеством самостоятельной работы «прочти-запиши».

Эмели, ученица: — Получается, реальная жизнь как бы остановилась, хотя в то же время и продолжается – виртуально. Коронавирус всё скомкал: и окончание учёбы в гимназии, и выпускные экзамены, и выпускной вечер… Разумеется, и качество знаний… Несчастливое время выпало на наш выпуск, да и впереди – туманная неизвестность… Хотя когда-то эта пандемия и чрезвычайное положение исчезнут, придёт былая жизнь. И я смогу осуществить свою мечту — поступить учиться в университет.

Ирина, учитель: — Поначалу многие решили, что дистанционное обучение — это когда в одиночку и письменно, но не всё так просто. Форма работы «учитель-ученик» может быть разной: самостоятельное обучение по четкому письменному руководству от учителя или онлайн-урок. Задание, которое дает учитель ученику, должно определяться временем — 30-35 минут на ознакомление и выполнение, вместо академических 45 минут (скорость работы у детей разная, здесь необходимо равняться на средний уровень). Задание для самостоятельной работы может включать в себя чтение параграфа, презентацию от учителя, записанный видеоурок, тесты и обязательно письменная работа для закрепления полученных знаний и проверки учителем (фотоработы отправляются учителю). Однако, теорию совместить с практикой очень сложно. Тут существует несколько проблем: отсутствие необходимой техники; неумение работать в новых условиях, как и незнание родителями и детьми программ, которые использует учитель; дети не приучены к самостоятельной работе, а родители должным образом не контролируют их учёбу; если детям что-то не понятно — стесняются-не решаются спросить у учителя, а родителям некогда помогать или же нет желания; сказывается и нечеткий распорядок дня: дети долго играют в компьютерные игры, а утром не могут проснуться и пропускают онлайн-уроки.

Александр, родитель: — Считаю, многие учителя бросились в крайности — стали задавать детям на дом всё в формате: «прочитать главу и письменно ответить на вопросы». Это что-то из прошлого века — курс по переписке, разве что не по обычной почте отправлять надо. Ещё одна крайность: когда по предметам, по которым не принято читать лекции, а тут вдруг внезапно оказалось, что необходимо их читать, — внедрили формат «урок учителя большой группе учеников по телефону-видеофону», но это не есть урок (скорее, консультация или техподдержка).

Сирье, учитель: — Всё перевернулось с ног на голову. И у учителей в первую очередь. Надо многому учиться. Всё приходится осваивать самой! Самое оптимальное для меня — это запись моих видеоуроков+онлайн-встречи для закрепления материала и, конечно же, самостоятельная работа учеников.

Милана, ученица: — Никогда раньше не думала, что так можно скучать по школе. И чем дольше продолжается онлайн-обучение, тем больше тоскую по школе, одноклассникам, учителям. Так и хочется всех обнять.

Светлана, родитель: — У нас в семье трое учеников. Сначала детям понравилось дистанционное обучение: они это восприняли как своеобразные каникулы, но потом поняли: это трудно! Хотя трудно всем, в том числе и родителям. Уже одно то, что постоянно в течение 24 часов надо находиться впятером в квартире, особенно, если учесть, что мы с мужем находимся на дистанционной работе… Но стараемся не терять бодрости духа — выжить-то надо. Конечно, живём в мирное время, хотя приходится жить в режиме «военного» времени: враг – коронавирус – невидимый, но опасный и коварный. Это для всех – испытание, которое надо достойно выдержать.

Виктор, учитель: — Проводить э-уроки по физкультуре особенно сложно. Процесс образования организован согласно школьному расписанию. Задания-упражнения выставляются ученикам в школьной э-системе Studium, как и контролируется их выполнение. Например, для отчета заведен дигитальный письменный дневник, где ученики фиксируют то, что делают. Если до конца учебного года не удастся продолжить обучение в стенах школы, то будет выставлен тест, который должны будут выполнить ученики письменно — на оценку. Согласно многолетней традиции, и нынче в нашей школе 16 апреля прошёл (разумеется, дигитально) спортивный день – ученикам были выставлены упражнения, которые они выполняли, находясь дома. Также было дано задание посмотреть видео всех наших школьных олимпийских игр. Успех сегодняшнего обучения во многом зависит от самих учеников, их самосознательности, самодисциплины, самоконтроля. Но особенно сейчас не хватает общения и ежедневной обратной связи. Как классный руководитель, еженедельно устраиваю конференцию по телефону со своим 6«А» классом, а с родителями общаюсь в онлайн ежедневно.

Эрика, ученица: — Кризисы показывают нам слабые места, хотя и открывают новые возможности. Особенно больная тема — это экзамены. Я выпускница гимназии. Очень хочется сдать их как можно лучше, ведь я хочу поступить в университет. Но как в таких условиях пройдёт сдача экзаменов, далеко не понятно. По крайней мере, подготовка к ним проходит в урезанном порядке – всё тут зависит лишь от самостоятельной работы гимназиста, когда остаётся множество непонятного-непознанного. Но сегодня трудно всем, как и учителям, которым, всё же, надо сказать спасибо.

Лийна, учитель: — Рискну взять на себя ответственность, сказав, что нагрузка учителей в сравнении с той, что была ранее, возросла в 2-4 раза, и тем, кто не владеет методами оптимизации проверок заданий учеников, приходится хуже всего. Чуть лучше тем, кто методы понял, но внедряет их за счёт уменьшения времени сна, до 5-6 часов в сутки, и почти без выходных. Невозможно обучать детей по переписке с нагрузкой в 60-80 часов в неделю и параллельно разрабатывать все эти самопроверяющиеся задания в том же Moodle. Я, например, умею, но когда? Одно упражнение самопроверяющееся делать для 1 группы — это час-другой, а если групп несколько (в зависимости от индивидуального и возрастного развития)? А в конце потом на базе двух-трёх десятков таких маленьких упражнений самопроверяющихся — большой тест с теми же вопросами, но в другом порядке. Также учитель назначает в онлайн консультационное время, плюс в ekool пишет, что к какому числу или на какой не¬деле сделать. Если предмет предполагает разговорные практикумы — то там отдельные дополнительные форматы, можно созваниваться мини-группами… То есть, бесконечная онлайн-работа, хотя когда-то она окончится – вновь придём в класс.

Общалась по телефону
Антонина Васькина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam