Когда летом 1986 года автор фотографировал министра обороны СССР, Маршала Советского Союза Сергея Соколова в радиоактивной зоне ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, представить не мог, какую «зловещую» роль в судьбе военачальника сыграет эстонский город Кохтла-Ярве. В Чернобыле, куда министр прибыл на вертолете, он встречался с эстонскими ликвидаторами, в том числе, и призванными на «сборы» из Кохтла-Ярве. А через год 19-летний немец, который незаконно пересек воздушную границу СССР в районе этого города, снимет его с должности министра обороны Советского Союза. 28 мая Руст нарушил границу, а уже 30 мая приказом Горбачева Сергей Соколов был снят с должности. Сегодня на мызе Сака под Кохтла-Ярве, над которой Руст пересек границу, готовятся открыть памятный знак «голубю мира». А неплохо было бы также поместить его гипсовый портрет на стене Почетных граждан в мэрии Кохтла-Ярве. Ведь именно благодаря Русту, 35 лет назад название города Кохтла-Ярве погремело на весь белый свет.

28 мая Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС) распространило сообщение. Вот его текст. «28 мая 1987 года днем в районе города Кохтла-Ярве Эстонской ССР нарушил пространство Советского Союза легкомоторный спортивный самолет, пилотируемый гражданином ФРГ Матиасом Рустом».

После люди еще долго спрашивали друг друга: «А ты видел?» — «А я видел!» И потом шел рассказ о том, как среди бела дня над зольными горами производственного объединения «Сланцехим» (ныне — концерн Viru Keemia Grup), как-то странно летал, огибая рельеф местности, одномоторный самолет. Другие очевидцы уже рассказывали, как вокруг этой «этажерки» с ревом носился истребитель МиГ. Покружил и улетел восвояси. А самолетик, заняв небо над железной дорогой Таллинн-Москва, полетел на восток.

Это уже потом, когда «Цессна-172 Б» пролетит над Красной площадью, которую злые языки позже станут называть «Шереметьево-3», и приземлится на Васильевском спуске, люди сообразят, что именно они видели в небе над Кохтла-Ярве. И начнутся упреки: мол, доблестные пограничники отмечали 28 мая свой профессиональный праздник и пропьянствовали «немецкого шпиона». И никакие аргументы насчет того, что за беспрепятственный пролет Руста отвечают не пограничники, а войска ПВО, не имели никого воздействия.

При расследовании этого ЧП выяснилось, что локаторы Отдельной радиотехнической роты Ленинградской армии ПВО, стоящей прямо за поворотом с Таллиннского шоссе на Таммику возле мызы Эдизе, засекли «Цессну» Руста сразу на взлете с аэродрома под Хельсинки. Его засек и лично вел командир роты офицер Валерий Рябой. Это подтверждено документально фотоконтролем. При подходе к границе самолет Руста заметили посты визуального наблюдения зенитно-ракетного дивизиона в Сака, часовой на вышке погранзаставы в Сака. Более того, начальник этой пограничной заставы майор Василий И. лично доложил начальнику Кохтла-Ярвеского городского отдела КГБ подполковнику Анатолию Крюкову, что посты заставы, да и он сам лично, наблюдали, как одномоторный самолет пересек границу и пошел вглубь Советского Союза.

Все командиры подразделений ПВО, пограничной заставы, отдела КГБ доложили о ситуации своему вышестоящему начальству. Руководство ПВО направило в сторону предполагаемого нахождения «Цессны» истребитель МиГ, который поднялся с аэродрома в Тапа. Тот его нашел в Кохтла-Ярве над зольными горами. Пилот доложил, что наблюдает самолет, обрисовал даже как был одет пилот, но указаний предпринять какие-либо конкретные действия не получил и вынужден был вернуться на базу.

Ныне здравствующий бывший заместитель начальника горотдела КГБ майор в отставке Владимир Д., вспоминая те дни, говорит, что он за всю службу ни разу не видел столько генеральских шинелей на вешалке в гардеробе отдела. На «разбор полетов» в Кохтла-Ярве прибыли очень большие военные и комитетские чины.

Военный трибунал Таллиннского гарнизона судил и приговорил к различным срокам двух ни в чем не повинных старших офицеров Ленинградской армии ПВО, лишив их боевых наград. Позже этих офицеров реабилитировали.

Матиаса Руста в Советском Союзе приговорили к тюремному заключению, но вскоре Горбачев его помиловал, и он вернулся домой в Германию. Там Руст совершил поножовщину и опять отправился в тюрьму. Пятнадцать лет назад он дал интервью, в котором говорил, что хотел тогда стать посланцем мира. Но советские СМИ утверждали, и как потом выяснится, не без основания, что по всем признакам это был разведывательный полет, целью которого являлось выявление «слепых» зон советской системы ПВО. Однако жители Кохтла-Ярве по сей день должны быть благодарны Матиасу Русту за то, что их город в одночасье стал таким знаменитым. Чем не кандидатура на звание «Почетный гражданин Кохтла-Ярве»?

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam