Кто старое помянет, тому… А вот и помянем. И хоть глаз вон, хоть оба. Но вспомним, как все ахали и охали от неописуемой красоты центра Ярвеской части города после реновации. И хотя в Народном парке тут же разбили 60 фонарей, украли свыше 50 метров проволочного ограждения площадки для выгула собак, но все равно город преобразился. Сейчас, когда совершенно по иному принципу обновлен центр Ахтме, куда-то делись ахи и охи восхищения, которые звучали в прошлом в адрес центра Ярвеской части. И сегодня уже слышим: мол, надо же, как здорово сделали, Ахтме, может быть, Ярвескую часть сделают такой же современной? О чем это говорит? Время идет, меняются вкусы людей, их требования к среде проживания. Об этом «Панорама» пообщалась с вице-мэром Кохтла-Ярве по хозяйственным вопросам Виталием Бородиным, который на время отпуска мэра исполнял его функции. Несмотря на занятость, Виталий Бородин нашел время для экскурса в прошлое, и даже через настоящее заглянул в будущее.
— Жители города восхищаются обновленной площадью в Ахтме. Жители Ярвеской части даже позавидовали. А несколько лет назад все завидовали им – так хорошо обновили центр в Ярвеской части. Сегодня хотят, чтобы и у них было так же, как в Ахтме. Да что ж это такое? Не угодить! Что вы скажете?
— Люди в чем-то правы. Жизнь не стоит на месте: меняются требования, вкусы.
— За модой, говорят, гоняться бесполезно, ее надо опередить. Что вырисовывается в перспективе?
— Мы стремимся и будем продолжать стремиться к улучшению жизненной среды.
— Это общие слова. Поконкретнее, пожалуйста.
— В краткосрочной перспективе мы должны обновить наши муниципальные учреждения – детские сады и школы. Мы должны построить Кесклиннаскую основную школу, провести реконструкцию детского сада «Алёнушка», а в Ахтме мы должны реконструировать Таммикускую школу и два детских сада. Это краткосрочная перспектива. Долгосрочная же — строительство общего дома, в котором разместятся Школа искусств и клуб «Ахтме». В долгосрочной перспективе еще одна очень важная задача – создать современные условия для летнего отдыха детей на базе бывшего детского лагеря «Куртна».
— А что такое – долгосрочная перспектива?
— Это пять и более лет. Ситуация – финансовая, экономическая, политическая, да какая угодно — меняется достаточно динамично, то и действовать мы должны оперативно. Даже несмотря на то, что всё развивается непредсказуемо, мы всё равно будем идти в этом направлении: реконструкция имеющихся объектов, строительство новых, при взаимодействии с государством. Тому есть недавний пример – в краткосрочной перспективе Министерство образования решает вопрос о строительстве нового здания Ярвеской (эстонской) основной школы в нашем городе. При участии государства строится новое здание для силовых структур. В текущем порядке будем продолжать реконструкцию дорог, уличного освещения, переходов.
— В Ахтмеской части города более современные дома. В Ярвеской же части – сплошное ретро. Архитектура так называемого «сталинского» периода. Один только Дом культуры, который бережно реновировали, сохранив как памятник эпохи, чего стоит. Помните, сколько было «патриотического визга» по поводу советского герба Эстонии на фронтоне? Сегодня молодые туристы смотрят на это диво с интересом. Где вообще золотая середина между ретро и современностью?
— Надо смотреть, кто и что вкладывает в эти понятия. Я вкладываю в понятие современности, например, увеличение количества машин, более удобные дороги, наличие парковочных мест. Это надо перестраивать, делать более современным. Но превращать все это в «сити» из стекла и бетона!.. В этом нет необходимости, это бесперспективно. Конечно, строительство новых домов изменило бы город, но это – частные инвестиции.
— Ярвеская часть – памятник архитектуры «сталинского» периода. Ахтме – архитектура «послесталинского» периода. Что дальше будет? Куда идти? Назад нельзя, вперед – страшно!
— Ийдла в свое время считался молодым районом, нашими «Черёмушками» — по примеру московских новостроек. Однако прошло примерно полвека, некоторые строения пришли в негодность и им необходима реконструкция, исправления, изменения. И коммуникации пострадали от времени. Строения того периода не были нацелены на энергоэффективность, поэтому дома необходимо сделать менее затратными, чтобы горожанам легче было оплачивать коммунальные услуги.
— Итак, мы говорили о краткосрочном периоде, долгосрочном периоде. Я не знаю, какой период будет лет через пятьдесят, но каким он вам видится? Разумеется, при благоприятном развитии нашего общества. Какой это будет город?
— По размерам, думаю, он будет такой же. Но качественно город изменится: произойдет перестройка, будет сооружено новое жилье. Мы видим, как согласно современным веяниям перестраивается промышленность, так же будет изменяться и жилье.
— В свое время в городе были главный архитектор и главный художник. За эстетику отвечал тогда главный художник Александр Игонин. У него были обширные планы оформления фасадов домов, чтобы они не выглядели единообразной серой массой. Игонин ушел из жизни, а с ним – пропала должность главного художника. Как вы думаете: городу нужен такой человек?
— У нас есть главный архитектор, который вполне справляется и с этими обязанностями. Да, была и есть определенная критика по поводу того, что город недостаточно быстро расцвечивается красками. Но надо помнить, что теперь жилые дома – это частная собственность, которая обновляется силами самих жильцов – собственников. Городская власть призвана помочь им в этом. И, несомненно, архитектор с этим справляется, помогает товариществам найти некую золотую середину, сочетание желания и возможности.
— Ну? За то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями? Вы верите в лучшее?
— Я – оптимист. Ведь еще лет двадцать — тридцать тому назад тоже кто-то верил, что в будущем построят спортивно-оздоровительный центр, стадионы, Центр культуры. Все это тогда было своеобразной мечтой, отраженной в «капсулах времени», которые теперь находят. Сейчас уже никто не помнит, сколько домов было снесено, где были эти старые заброшенные здания. Уже никто не помнит, что было на месте нового спортивного центра. Никто не помнит, каким был футбольный стадион Ярвеской школы. А прошло ведь меньше десяти лет. Сейчас мы решаем очень непростые задачи по качественному переустройству всей жизни нашего города. А это, хотя и непросто, но осуществимо: в краткосрочный, долгосрочный и любой другой период. Ведь через пятьдесят лет люди тоже будут перестраивать то, что мы создали сейчас. Ведь всё течет, всё развивается.
Евгений Капов
Фото автора и из частного архива
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ