Исполняющая обязанности директора клуба «Ахтме» Татьяна Новожилова – наш сегодняшний собеседник.

— Сколь давно вы находитесь в этой должности?

— Седьмой год.

— Что же самое трудное на данном посту?

— Работа с людьми, ведь наш коллектив особый – творческий. А творческие люди, как известно, очень тонкие, чувствительные, ранимые – обострённые души. Им необходима постоянная поддержка для развития-реализации творческого потенциала – давать крылья для полёта, а не подрезать-не ломать эти крылья. Даже в случае, если необходимо кого-то ругать за допущенные просчёты, надо сначала за что-то похвалить, а уже потом выяснять-обсуждать причину просчёта-проблемы и вместе находить необходимое решение. Вообще-то, мне повезло с коллективом – здесь я работаю уже 33-й год.

— Ваш путь в культуру начинался, по-видимому, в школьные годы, с участия в художественной самодеятельности: пели, танцевали, играли в спектаклях?

— Нет, в школьные годы я была совершенно далека от культуры – никогда не участвовала в художественной самодеятельности. Меня всегда тянуло рисовать: с большим желанием посещала изостудию. В нашей семье, как и в роду, никто ни культурой, ни рисованием не занимался.

 — Почему вдруг пошли в культуру?

— (Улыбается.) Не знаю, вероятно, это судьба. Почему-то после окончания 10 класса, выпускного вечера, потянуло в культуру – хотелось чего-то необычного.  Поехала из Йыхви (здесь был мой родительский дом) поступать учиться в Псковское культурно-просветительское училище, театральное отделение, специальность – «Режиссёр». Меня, всё же, приняли на учёбу – смогла пройти конкурс. А когда стала учиться, поняла, что культура – именно то дело, которому я хотела служить всю свою жизнь. Как оказалось (улыбается), во мне хранились и необходимые для этой работы таланты, открывшиеся во время учёбы. Училась с большим удовольствием: окончила училище с отличием. Но уезжать по распределению в незнакомый край не хотелось: всё (улыбается) затмила любовь: мы с Юрием решили пожениться (уже 40 лет вместе) – он ждал меня в Йыхви. И мне в училище пошли навстречу: дали свободный диплом. Так что моё первое место работы было в Кохтла-Ярве, Старом Ахтме, Доме культуры «Энергетик» — художественный руководитель. Но начало оказалось несчастливым: через год я уволилась – не сработались с директором. И думала, что больше никогда не вернусь в культуру. Пошла работать на шахту «Виру» художником.

— Но ведь вернулись?

— Через 7 лет работы на шахте.

—  Любовь к культуре оказалась сильнее?

— Да. Но и по сложившимся семейным обстоятельствам: подрастали дети, старшая дочь шла в первый класс, а дома некому быть с ней: папа на шахте, мама на шахте. Одну же не оставишь.

— И тогда вы устроились в клуб «Ахтме»?

— Тогда он назывался «Горняк», был в ведомстве ПО «Эстонсланец». Но дорога моя сюда (улыбается) была постепенной.

— В каком смысле?

— Я приводила в «Горняк» свою дочь на занятия в студию для развития детей (5-7 лет), где преподавали язык, рисование, пение, ритмику-танец. В то время, пока дети занимались, для ожидавших их родителей устраивались различные мероприятия. Однажды нам, родителям, предложили: может ли кто-то помочь провести вечер. Я его провела. Потом — принять участие в спектакле-сказке на Новый год. Я сыграла Зайчика. По-видимому, (улыбается) удачно. И меня пригласили на работу, в отдел по организации мероприятий для взрослых – работников шахты «Ахтме» (этот клуб был построен в июне 1952 года именно для этой шахты), хотя могли приходить к нам и другие зрители. Вообще-то, работала в разных отделах – не только со взрослыми, но и с детьми. А потом, 5 лет, художественным руководителем.

— Каковы были обязанности художественного руководителя?

— Их много. Это большая работа. Со всеми кружками, как и организация-проведение всех мероприятий, в числе которых и концерты, и праздники, их программы… А ещё и постоянное общение с родителями, начиная с того, когда они впервые приводят своих детей к нам, — с написания заявления и знакомства с руководителями кружков…

— Помимо Зайчика, какие ещё роли исполняли-исполняете?

— Всякие-разные… В течение многих лет была Снегурочкой. Но больше всего мне нравились-нравятся роли отрицательных героев, например, Бабы Яги – там можно было (улыбается) похулиганить. Эти годы вспоминаю с большой теплотой. Тогда моим руководителем – директором клуба была Клавдия Александровна Базарова. Она мне очень многое дала, в том числе и манеру работы с людьми. Была очень душевным человеком. К ней можно было прийти с любой проблемой. Всегда выслушает и всегда, если это возможно, поможет. А познакомились мы с ней тогда, когда я работала художественным руководителем в Доме культуры «Энергетик», а она (параллельно с работой директора клуба «Горняк») руководила у нас танцевальным  кружком. Именно Клавдия Александровна пригласила меня прийти сюда работать. А когда она ушла из жизни, мне пришлось в течение месяца параллельно работать как художественным руководителем, так и исполняющей обязанности директора клуба.

— Вы уже сказали несколько слов о вашем коллективе, а если подробнее?

— Прекрасный коллектив – 31 человек. Независимо от того, творческие это работники или технические, работают на полную ставку или на полставки, но все принимают активное участие в подготовке и проведении больших мероприятий – происходит (улыбается), так сказать, всеобщая переквалификация: превращение в артистов. В частности, в нашем штате — художественный руководитель, руководители творческих коллективов и кружков, организаторы по работе с детьми и взрослыми, администратор, инженер по звукозаписи, костюмер, плотник, дворник, уборщицы… Большинство из них работает у нас в течение многих лет. Например, Людмила Симина – 34 года, Любовь Медведчикова – 32 года, Любовь Васекина – 29 лет, Галина Саладина – 26 лет, Игорь Лумбе, Татьяна Черкасова, Татьяна Береснева – по 25 лет, Павел Смирнов, Валентина Шнявина, Алексей Козубов – по 24 года, Оксана Вохмянина – 17 лет, Светлана Белянка – 16 лет, Елена Белова – 13 лет, Марина Мяннима, Борис Мяннима – по 10 лет… Все — замечательные работники, самоотверженно служащие своему делу.

— Так уж и самоотверженно?

— Да. Считаю, что  работать на этой работе – это подвиг. Ведь работать надо чуть ли не по 24 часа в сутки, ибо полностью, даже дома, абстрагироваться от творческой работы невозможно – постоянно в поиске новых идей, задумок, как лучше организовать-провести очередное мероприятие, составить интересную, качественную, программу… И сделать всё это далеко не трафаретно, найти что-то новое, чего наши зрители ещё не видели-не слышали, не так-то просто, ведь эти  мероприятия и программы – ежегодно, каждый месяц. Как и устраиваем ежегодные постоянные традиционные праздники – и тут требуется придумать-творить что-то неповторимое… Да и работать надо и в будни, и в выходные, и в праздники. В будни написать сценарий, выучить его, отрепетировать, подготовить костюмы, реквизит, сделать необходимые закупки-покупки… А в выходные –проходят обычно все мероприятия для зрителей, детей и взрослых. И мы снова на работе, а у нас семьи. Как и в праздники. Все праздники мы на работе.

— На ваш взгляд, почему же не уходят массово из культуры, особенно, если учесть, что и зарплата маленькая?

— Из любви к своему делу. Работники культуры — истинные патриоты. Мы работаем не за зарплату, а для людей — за идею. Хотим, чтобы все зрители смогли отдохнуть, получить позитивное настроение, хорошие эмоции – почувствовать в душе праздник, если даже есть у кого-то какие-то проблемы, а здесь забыть о них. Как и мы, выходя на сцену, забываем о своих проблемах, болезнях, горестях — приносим радость не только нашим зрителям, но и себе. Многое окупается и словами благодарности наших зрителей.

— Кстати, а работа в выходные и праздничные дни оплачивается?

— Нет. Полагается брать отгул.

— Согласно сказанному вами, коллектив в основном женский. Как же относятся в семьях, мужья и дети, к столь большой нагрузке, к такому рабочему графику?

— С пониманием. Мы тут (улыбается) работаем, а дети там растут с мужьями, бабушками-дедушками. А если нет бабушек-дедушек, то в большей степени сами по себе – самостоятельно. Получается, всегда немой укор, что мало времени уделяем своим детям. Но как по-другому: работа требует много времени и большой отдачи. Хотя, бывает, когда в семьях встаёт вопрос ребром: семья или работа – требование смены профессии.

— Утверждается, что народ сейчас пассивный и не спешит посещать мероприятия, даже бесплатные. И у вас дефицит зрителей?

— К счастью, нет. Наоборот, их даже нередко больше, чем можем вместить. Например, на вечер отдыха для взрослых, как и на вечер отдыха для пожилых людей, число желающих регулируется по предварительной записи, а мероприятия для детей проводим в несколько этапов – как для детсадовцев, так и для учеников разных школ, разных классов.

— Действительно ли, что к вам на рождественские праздники приезжают даже дети из Таллинна?

— Да, ученики Ласнамяэской основной школы. Приводят к нам на мероприятия бабушки-дедушки и прибывших к ним в гости внуков из Швеции, Ирландии, Финляндии – чтобы познакомить с русской культурой.

— Входные билеты дорогие?

— Нет. На вечер отдыха для пожилых людей было 2 евро, а сейчас, в связи с подорожанием на всё и вся, – 3 евро. На вечер отдыха для взрослых – 13 евро, но на рождественско-новогодние – дороже: 20 евро, так как предлагается особая программа – и по объёму, и по продолжительности. На детские мероприятия было 3 евро, но теперь пришлось увеличить до 5 евро. Хотя есть и бесплатный вход — для всех детей до трёх лет, как и для детей из малообеспеченных семей, но об этом надо предупредить нас заранее, чтобы и для них мы приготовили сладкий подарок (согласно нашей традиции, после каждого мероприятия дарим каждому ребёнку сладкий подарок). Конечно, цены можно было поднять и выше, но мы не хотим это делать – хотим, чтобы доступность людям была.

— Объединение клуба «Ахтме» с клубом в Оруской части города Кохтла-Ярве – это благо или дополнительные трудности?

— Действительно, в 2018 году наша сценическая площадка расширилась, но объём работы, нагрузка значительно увеличились – есть сложности. Ведь мероприятия проводим общими силами. Да и для коллективов, находящихся непосредственно в ахтмеских стенах, это сложно, ибо в выходные дни одной недели приходится дважды отрываться от семьи: обычно в субботу мероприятия проходят в Ахтме, а в воскресенье – в Ору. То есть, оба выходных заняты. Сложно и с транспортом, ведь всегда надо перевозить не только артистов, но и декорации, – необходимо заказывать автобус. Хотя в будни проще – всех и всё можно перевезти бесплатно на принадлежащем городу микроавтобусе (в выходные же его заказать невозможно). Но, тем не менее, считаю, работа там оживилась. В оруских стенах нашего клуба в течение 30 лет действует известный ансамбль народной песни «Сладка ягода», кружок рукоделия «Очумелые ручки», женский клуб рукоделия, клуб «Золотой возраст». А здесь — хор русской песни «Зоренька», ансамбль русской песни «Реченька», вокальная студия «Арлекин», изостудия «Алгус», студия звукозаписи, клуб «Ветеран», танцевальные коллективы: «Антарес», степ-студия, «Вива дэнс».

— Как же ваше любимое увлечение и в какой-то мере даже былая временная  профессия – рисование, художник?

— Рисую и до сих пор.

— А что это для вас?

— Очень многое. В том числе, и самовыражение, и своего рода лекарство. Если мне надо уйти от всех проблем, дать отдых голове – значит, это рисование или работа на земле. Но, всё же, был и перерыв в моём занятии хобби, до 2015 года.

— Снизошло творческое озарение?

(Улыбается.) Нет, всё было прозаичнее. Как-то вечером дома мои дочери спросили меня, чем бы ещё для души хотела бы заниматься. Я ответила: живописью, но нет возможности – нет для этого места. Ведь для того, чтобы писать маслом (а я пишу свои работы только маслом, хотя иногда делаю и графические работы – мне это тоже очень нравится), надо место: мольберт поставить, краски разместить, чтобы всё это не раскладывать-убирать каждый раз, а можно было прийти и сразу начинать писать. Муж тогда сидел рядом и предложил: у нас над гаражом свободная комната, может, там сделать мастерскую. И он её сделал – всё так красиво и удобно. Аура замечательная.

— Чему, какому жанру, отдаёте предпочтение в своём творчестве?

— Пейзажам, цветам, натюрмортам, а вот портреты – как-то не решаюсь, даже не пробовала. На мой взгляд, это высший пилотаж. Но, всё же, как-то нужно решиться и на это. Очень люблю рисовать море, как и на сказочные сюжеты, а ещё – итальянские дворики. Иногда пишу на заказ, те же итальянские дворики… Обычно пишу картины не за деньги, я их дарю своим друзьям и знакомым, если знаю, что мои работы им нравятся.

— Хотелось бы устроить выставки работ?

— Они уже были: первая — в 2016 году, она проходила в фойе нашего клуба, а затем были выставки и в оруском клубе, и в Кохтла-Ярвеском центре культуры. Моя мечта: выставка в городской художественной галерее «Белый зал». Работ много, но всякий раз что-то останавливает, собственная самооценка: тот ли это уровень, который необходим, чтобы выставиться там.

— Не жалеете, что не удалось получить профессиональное художественное образование?

— Всё же, культура мне ближе. Кстати, когда ещё не работала в этом клубе, я приходила сюда на занятия в изостудию для взрослых. Была тогда в декретном отпуске, свекровь находилась с детьми, а я бежала сюда. У нас был замечательный руководитель – профессиональный художник, его уроки оказались очень полезными для меня. 

— Эти картины на стене вашего кабинета – они чьи?

— Мои.

— И дома?

(Улыбается.) Их там много.

— Из вскользь произнесённого вами: работа на земле, что имеется в виду?

— Сад-огород. У нас свой дом, за городом (на побережье Чудского озера), есть там и приусадебный участок, где большой цветник, парник с огурцами-помидорами, много грядок (морковь, фасоль, лук, чеснок, всевозможная зелень…), но главная из них (улыбается) – клубники, предназначенная в первую очередь для 5-летнего внука: Александр – пока наш единственный внучок. Растут кусты чёрной смородины и крыжовника. Если огород (улыбается) – в основном моя нива трудотерапии, то сад – мужа. Он там постоянно экспериментирует – занимается и прививками, так что на яблонях, грушах, сливах растёт по  несколько сортов. До сих пор делаю заготовки на зиму. Но весь урожай переработать невозможно – собираем его вёдрами, что-то забирает семья младшей дочери, приезжая к нам из Таллинна (Анна окончила Таллиннский технический университет, а старшая дочь Оксана – Таллиннскую Морскую академию, живёт с мужем в Лондоне), но большую его часть раздаём друзьям. Муж уже в течение нескольких лет (улыбается) предлагает уменьшить посевные площади, но приходит весна – и всё продолжается по-прежнему. 

 — В завершение – вновь о работе: безусловно, высока миссия клуба «Ахтме» — одного из старейших учреждений культуры Кохтла-Ярве, главного и единственного в своём роде очага культуры в Ахтмеской части города. Ваше мнение: удаётся ли выполнять ему эту высокую миссию?

— Мы стараемся это делать, но старые стены клуба, которому 71-й год, не позволяют выполнять её в полном объёме. Как я уже сказала, изначально его собственник — ПО «Эстонсланец», а с 1 февраля 1993 года он сменился — им стал город, тогда же произошло и переименование: из «Горняк» в «Ахтме». Клуб маленький (он морально устарел), особенно если учесть, что в Ахтмеской части города – более 15000 жителей. Да, мы стараемся охватить своей деятельностью, как и мероприятиями, различные возрастные категории – от мала до велика, но вместить всех наш клуб, тот же зрительный зал, не может. У нас маленькая сцена. Невозможно   пригласить к нам с концертами звёзд, как и театры, – нет условий для этого. Нет даже ни одной гримёрки, как и помещений для руководителей коллективов и кружков – все ютятся в клетушках. Три наших коллектива вообще располагаются в другом, значительно отдаленном, здании – бывшего детского сада «Золотой Петушок». Многие мероприятия мы проводим под открытым небом, активно участвуем и в общегородских праздниках. То есть, очень нужно новое здание клуба, соответствующее современным требованиям-запросам. И об этом мы мечтаем уже 10 лет, когда город пообещал построить это новое здание. Я его даже видела на бумаге: была проведена детальная планировка – он должен вырасти рядом с Малеваской основной школой. И всё в эти годы было настроено на переезд в новое здание, в новую жизнь, поэтому ничего особенного сюда уже не приобреталось, в том числе и оборудование. Я здесь работаю 33-й год, и за это время ни разу не было капитального ремонта ни внутри, ни снаружи. Хотя, всё же, был реновирован зрительный зал, фойе, а совсем недавно заменен пол в танцевальном зале. И теперь уже ясно, в ближайшие годы это долгожданное здание клуба не появится, в связи со сложным материальным положением города: дефицит бюджета — 7 миллионов евро. Но, тем не менее, хочется верить в чудо: новоявленное здание клуба «Ахтме». Обязательно придёт тот день, когда это здание появится здесь, в Ахтмеской части города Кохтла-Ярве.

Антонина Васькина

Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam