Известный танцевальный коллектив «Антарес», прописанный в кохтла-ярвеском клубе «Ахтме», готовится к своему большому концерту в честь объединённых в единое целое двух событий — обычное, традиционное: отчет за год и праздничное: юбилей.
Создатель «Антареса», первый и единственный его руководитель Людмила Симина – наш сегодняшний собеседник.
— Этот большой концерт, когда же он состоится?
— 23 апреля.
— И где?
— В нашем клубе «Ахтме».
— С чем связано объединение двух, казалось бы, отдельных концертов – отчетного и юбилейного – в один, совместный?
— В предыдущие годы отчётные концерты мы проводили в мае, а нынче решили это сделать пораньше, в связи с нашими выпускниками (17-19 лет), старшей группой, так как 20 апреля у них – последний звонок в школе и начинаются экзамены… А юбилей – 35-летие – был 8 марта, но мы его тогда не праздновали, решили перенести на 23 апреля. Согласно официальному документу, именно 8 марта 1988 года — день рождения нашего коллектива, получившего тогда и своё имя — «Антарес».
— Если не тайна, какова концертная программа?
— (Улыбается.) О деталях говорить не буду. В целом же, все группы покажут то, чему они научились за год. Например, старшая группа подготовила 10 номеров.
— То есть, предыдущие, так сказать, старые номера, они что, исполняться не будут?
— Будут. В частности, мы готовим сюрприз для старшей группы, наших выпускников, своего рода подарок, – два танца, где они увидят других детей, но в своих танцах, которые они когда-то танцевали. Один танец, с которого они в своё время начинали танцевать, называется «Маруся и гуси». Его исполнит младшая группа. А второй танец — «Турецкий» — они танцевали лет 7-8 тому назад, готовит-воспроизводит средняя группа.
— Сколько всего сегодня детей в вашем коллективе?
— Около 50. Согласно их возрасту, четыре группы. Первая – подготовительная, с 4 до 6 лет; вторая – 6-7 лет; средняя – 11-14 лет; старшая -15-19 лет.
— Получается, занимаются танцами с 4 и до 19 лет?
— Есть и такие, но не все.
— Репетиции, как часто они проходят?
— Три раза в неделю, по 1,5-2 часа. Разные группы занимаются по отдельности, у каждой – свой день. Понедельник, четверг – дети; вторник, пятница — средняя и старшая, а в воскресенье – совместные репетиции. Среда и суббота – выходные дни. Занятия продолжаются с августа и до июня включительно. С августа потому, что в сентябре мы уже выступаем на разных городских мероприятиях, например, День знаний, открытие сезона нашего клуба, День Ахтмеской части города, и необходимо подготовить свою программу. Всегда, по традиции, завершаем наш сезон праздничным концертом 23 июня, в честь Яанова дня, и уходим на двухмесячные каникулы.
— Что самое трудное в разучивании танца?
— Нехватка терпения у детей, особенно у младших, – не могут так долго сосредотачиваться на номере, как это необходимо, много и продолжительно работать – следовать одному и тому же, необходимым движениям. В то время, мне нужно сделать номер: объяснить всё, показать — сфокусировать их внимание и держать это внимание, пока не поставлю танец.
— Сценические костюмы к каждому исполняемому номеру, где вы их шьёте?
— Мы их сейчас обычно не шьём, а ищем-заказываем посредством интернета на специальных сайтах магазинов – там есть абсолютно всё на свете. Костюмы можно заказать и в Италии, и в Испании, и в Китае… — где угодно, по всему миру. Если же не успевают прийти посылки в срок, то подбираем что-то подходящее из имеющегося у нас старенького запаса.
— В составе вашего коллектива, кого больше – мальчиков или девочек?
— Сейчас у нас только один мальчик, да и во все предыдущие годы их было очень мало.
— Почему мальчики не хотят заниматься танцами?
— Скорее всего, это специфика нашего города. Хотя и в других городах тоже мало мальчиков в танцевальных коллективах, но они, всё же, есть. В основном, все они, считая, что танцы – это несерьёзно, уходят в спорт.
— Танцы, что дают они детям?
— Многое. И всестороннее. Обо всём и не рассказать. Даже не знаю, что назвать в первую очередь, ведь всё важно. Начну со своеобразного итога: те, кто занимался-занимается танцами, приятно отличаются (причём благоприятный танцевальный след остаётся на многие годы) от людей, кто этого не делал. У танцоров обычно прямая спина, нет сутулости, красивая осанка и походка. Владение своим телом. Пластичность. Элегантность… В частности, детям — духовное и эстетическое развитие, как и музыкальности, чувства ритма, приобщение к творчеству… А также дисциплинированность, внимательность, ответственность, трудолюбие, умение сосуществовать в коллективе, вкус к хорошей музыке, стиль…Как и просто встреча с прекрасным миром танца… Хотя, конечно, и танцы танцам рознь. Например, есть у меня дети, которые раньше занимались уличными танцами, хип-хопом, они пришли сами или их привели мамы ко мне на «перевоспитание», и приходится (улыбается) «перевоспитывать» — налёт уличной, хип-хоповской, культуры устранять. Говорю: ты же девочка, должна быть красивой, должна быть элегантной, с красивыми манерами. Даже иногда подвожу к зеркалу: посмотри на себя. И радует, когда вся эта наносная пелена исчезает… Кстати, да и мальчики (улыбается) из неуклюжих медвежат превращаются в элегантных молодых людей. Случайно встретила на улице одного своего бывшего выпускника и сначала не узнала, подумала: какой элегантный молодой человек. А потом, когда он ко мне обратился: ах, это же мой Коленька.
— Посвящение в танцоры, как оно проходит?
— В торжественной обстановке, один раз в два года, осенью. Приглашаются не только новички, но и их родители, а также старшие ученики.
— Юбилей, лично для вас, что это?
— Очередная ступенька и в моей жизни, и в жизни коллектива. (Улыбается.) Пройденная пятилетка. Мы ведь через каждые 5 лет отмечаем юбилей. За эти 5 лет происходит обновление коллектива. Вижу, как меняются дети, становятся совершенно другими, взрослеют. Да и танцы абсолютно меняются за эти 5 лет. Хотя уходят в вечность очередные 5 лет, но остаётся своеобразная летопись нашего коллектива, в фотографиях и видео, – смотрю это и словно возвращаюсь обратно – мысленно прохожу-проживаю пройденный путь
— А танцы, в чём их значение для вас?
— Всю жизнь занимаюсь любимым делом, а мне за это ещё и деньги платят, по-моему, (улыбается) я самый счастливый человек.
— По-видимому, вы и сами в детстве занимались в танцевальном коллективе?
— Да, с 10 лет. В этом же клубе «Ахтме» (он тогда назывался «Горняк»), у бывшей балерины театра «Эстония» Саломеи Рувимовны Шульман (до этого я посещала здесь театральный кружок, как и училась музыке). Но потом я перешла в другой танцевальный коллектив — в Йыхви, Дом пионеров.
— Значит, решение поступить в культурно-просветительное училище, случайностью не было?
— Совершенно верно. Это была моя детская мечта. Любила танцевать, легко придумывала танцы… Училась в белорусском городе Гродно, а после окончания училища вернулась в Кохтла-Ярве. Приняли на работу во Дворец культуры имени Виктора Кингисеппа (нынешний Центр культуры) хореографом, руководителем танцевального коллектива, а через 8 лет Клавдия Александровна Базарова, в то время директор клуба «Ахтме», пригласила меня сюда. Этот район – Ахтме — для меня родной: здесь прошло моё детство, здесь жили мои родители и здесь, до сих пор, живу я. Пришла тогда в клуб «Ахтме» с частью своего танцевального коллектива – теми девочками, которые жили в Ахтме и приезжали ко мне на занятия в Ярвескую часть города. Так что создавала «Антарес» не совсем с нуля.
— «Антарес» — почему решили дать коллективу именно такое имя?
— Антарес — ярчайшая звезда в созвездии Скорпиона и одна из ярчайших звёзд на ночном небе… Очень хотелось, чтобы такая же яркая судьба была у моего коллектива, который дарил бы радость, свет людям, своим зрителям.
— Сколько было у вас детей за эти 43 года?
— Никогда не считала, но очень много.
— С каким чувством провожаете своих выпускников в большую жизнь?
— Смешанные чувства: светлой печали, волнительной радости… И слезами на глазах, ведь это же и мои дети – они выросли на моих глазах и (улыбается) с некоторым моим участием.
— Простите, что вы испытываете, когда ваши ученики бросают занятия, уходят от вас?
— Горечь. Ведь душой и сердцем прикипаешь к каждому ребёнку. Он становится как родной.
— Словно приходится резать по живому?
— Что-то в этом роде.
— По какой причине уходят из «Антареса»?
— По разным причинам. Хотят что-то новое попробовать, у меня в основном направление — сюжетный танец (такой танец, который можно прочитать как книгу), а желают более современные, те же уличные танцы или хип-хоп танцевать, как и заниматься у более молодых руководителей. Кто-то в связи с переездом родителей, кого-то переманила подружка в другой танцевальный коллектив…
— Бывают ли случаи, когда покидают коллектив из-за того, что у родителей нет возможности оплачивать занятия детей танцами?
— Нет, плата у нас очень маленькая.
— Как ищете новое пополнение в свои ряды: ходите по школам, объявления размещаете?
— Нет, по школам не хожу, объявления не развешиваю, как это было раньше. Сейчас же имя делает свою работу. Многие бывают на наших концертах, всё видят и слышат, как и их родители. Так что никакой дополнительной рекламы не требуется. Дети приходят к нам сами, или же их приводят родители.
— Принимаете всех детей или только талантливых?
— Всех, даже тех, у кого нет слуха, ведь его можно развить, тут необходимо лишь желание, старание, трудолюбие ребёнка. Когда приходят новички, то у нас сначала идёт очень много ритмики, когда мы слушаем музыку, считаем эту музыку. Потом, когда они уже умеют хорошо считать музыку и понимают, что такое квадрат в танце, тогда начинаем напевать эту музыку… Так, постепенно, у нас все учатся танцевать, руками и ногами попадая в такт. Каждый год наш коллектив постоянно обновляется-омолаживается — кто-то уходит, а кто-то приходит. На следующий сезон у меня будут почти все маленькие – будем вновь расти заново. Так что каждый год надо что-то в какой-то мере начинать с нуля. Обычно всегда с нуля начинаем разучивать танцы. Поскольку ранее исполняемые танцы в нашем репертуаре уже не значатся. Жизнь не стоит на месте, танцы тоже обновляются — те стили, исполняемые раньше, сейчас вовсе не актуальны. Надо смотреть за временем, идти в ногу с ним – что сейчас танцуется, как танцуется. Конечно, те же «Полечки» сейчас уже не пойдут, их просто не поймут.
— У каждого времени – и свои танцы?
— Да. Сейчас другие танцы. Наше направление – эстрадные и народные танцы. И обычно всегда новые. Если и позволяю себе повторить какой-то наиболее удавшийся, яркий, танец, то могу поставить его со следующей группой лишь однажды. В третий раз я его уже не ставлю. Потому что в голове много идей — хочется чего-то новенького.
— Откуда же нескончаемо берутся идеи?
— Отовсюду, абсолютно отовсюду. В том числе и из интернета, когда смотрю, как танцуют другие коллективы, и нахожу именно те крупинки-изюминки интересной идеи, но развиваю-воплощаю это по-своему, создаю свой танцевальный образ. И получается совершенно иной танец. Тут (улыбается) очень помогает опыт, фантазия… Хотя и до сих пор я учусь. Окончила много курсов, много было стажировок, например, в Екатеринбурге, Москве, Владимире, Смоленске, Санкт-Петербурге… Да и участвуя со своим коллективом в различных конкурсах и фестивалях, тоже происходит своеобразная учеба, обретаешь-расширяешь опыт, когда видишь выступления других коллективов.
— Фестивали и конкурсы, какие именно?
— Они разные. Одни проходят в Ида-Вирумаа, другие, например, в Таллинне, в частности, праздник песни и танца «Славянский венок» (постоянно в нём участвуем), международный фестиваль-конкурс детского и молодёжного творчества «Юрикуу», который нынче состоится 8 апреля, где мы и в этот раз будем выступать, надеюсь, вновь успешно… На фестивалях и конкурсах мы представляем не только сюжетные танцы, но и других, разных, направлений – детские, народные, современные.
— Различные международные фестивали и конкурсы проходят ведь не только в Эстонии, но и за границей. Где удалось побывать?
— В России, Польше, Латвии, Литве, Финляндии, Швеции… Все эти фестивали-конкурсы остаются в памяти, но прошедший не так давно в России, Санкт-Петербурге, – особенно. В числе нескольких наших танцев мы показали там и эстонский народный танец «Караян», разумеется, выступали в национальных костюмах. Готовили его сильно, как, вообще-то, и другие танцы – получили 5 наград – стали победителями и призёрами, но самым неожиданным и, пожалуй, самым дорогим стало 1 место, и полученный кубок в номинации: «За самое лучшее исполнение народного танца», как и 1 место, и кубок в другой номинации: «За лучшее оформление сценического костюма», когда из многих приехавших на конкурс коллективов присудили их нам именно за «Караян» и вызвали на сцену для вручения. Это было невообразимо: конкурировать-победить коллективы, например, из Дагестана, Грузии, с их зажигательной экспрессией, нашему северному, холодному, танцу! Это (улыбается) действительно был триумф.
— В родном Кохтла-Ярве, на каких площадках выступаете?
— На всех мероприятиях, проводимых клубом «Ахтме» (и в его стенах, и под открытым небом), как и на различных городских праздниках.
— В фойе клуба на стенде представлены награды вашего коллектива – кубки, а в коридоре на стене – дипломы, грамоты, благодарности. Проходя мимо, какие чувства вас обуревают?
— Радости, гордости за свой коллектив, хотя в то же время и постоянной ноши ответственности – не снижать планку и впредь.
— Вы 43 года служите однажды избранному делу жизни, приходит ли усталость?
— (Улыбается.) Нет. Жизнь ведь идёт вперед – много идей: хочется сделать и это, и это, и это… Некогда уставать.
— Но постоянная работа с детьми, причём со столь разновозрастными — это же очень сложно?
— Мне не сложно, я с детьми (улыбается) отдыхаю. Особенно с младшенькими – они такие открытые, такие эмоциональные, такие светлые… Со старшими, конечно, — свои нюансы, иной подход, происходит ведь активное формирование личности, и происходит это и на моих глазах – необходимо понимать, уважать мир каждого.
— Вероятно, танцы для вас – это одновременно и работа, и хобби?
— (Улыбается.) Да, и это счастье.
— На другие же хобби не оставалось-не остаётся ни времени, ни сил?
— Почему же, с удовольствием и вязала, и шила, и ковры ткала… Но сейчас особой необходимости в этом нет, хотя, всё же, иногда занимаюсь рукоделием.
— Ваши дети и внуки занимались-занимаются танцами?
— У меня нет ни детей, ни внуков. Я (улыбается) замужем за своей работой.
— Клуб «Ахтме», его значение для жителей Ахтмеской части города Кохтла-Ярве, каково ваше мнение?
— Велико его значение, особая миссия, — это же единственный здесь такой очаг культуры. Наш клуб для ахтмесцев – как свет в окошке. Очень хотелось бы, чтобы появилось его новое здание – современное, просторное. Все эти годы мечтала, что удастся доработать до того времени, когда хотя бы один концерт нашего коллектива проведу в новых стенах, на новой сцене, но навряд ли. Хотя, всё же, и сегодня хочется верить в более счастливую судьбу клуба.
— Итак, 35-летие – позади, своеобразная яркая веха, а что же впереди?
— Новая пятилетка: будем ждать новое пополнение, растить новое поколение, будем разучивать новые танцы, участвовать в фестивалях, конкурсах, выступать на различных мероприятиях – жизнь «Антареса» продолжится и далее. Впереди его 40-летие.
Антонина Васькина
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ