Горючие сланцы образовались на дне морей примерно 450 миллионов лет назад. Людям, о которых пойдет речь, «немного поменьше»: самая старенькая не так давно отметила столетие. Их молодость прошла в шахтах и карьерах, где добывался этот самый сланец. Уже многие годы в канун Дня шахтера собираются вместе те, кто помнит, что когда-то в Эстонии шахтеры были просто шахтерами. Не «шахтерами-энергетиками», не «шахтерами-химиками», а шахтерами Производственного объединения «Эстонсланец». Сегодня они входят в организацию пенсионеров «Эстонсланца», которой руководит Алексей Георгиевич Киселев.
В канун профессионального праздника горняков у Алексея Киселева забот полон не только рот, но и всё остальное. Представьте: сразу восемь юбиляров, которым исполнилось 85 лет, будут чествовать в День шахтера пенсионеры. А это значит, что по традиции именинникам столь почтенного возраста будут вручены именные медали, которые надо успеть изготовить по соответствующим эскизам. Благо, что у Алексея Георгиевича при помощи его искрометного умения обходиться с дамами и безграничного обаяния установилось сотрудничество с мастерами, которые занимаются этим делом. Пришлось дожидаться, пока Алексей Киселев и Яна – разработчик эскиза медалей, придут к единому мнению относительно дизайна награды юбилярам. Наконец, они пришли к консенсусу, и появилась возможность расспросить руководители Объединения пенсионеров о подготовке к празднику.
— Про чекистов и милиционеров говорят, что они бывшими не бывают. Также и шахтеры: когда нечаянно назвал одного из ваших ветеранов «бывшим шахтером», чуть не схлопотал от него взбучку. Так сколько в вашей организации шахтеров?
— Активных ветеранов у нас человек семьдесят. Сорок постоянно приходят на все собрания. Всего же на учете в организации состоит свыше ста человек. Возраст самый разный: восемь человек отмечают в этом году 85-летие, есть люди под девяносто и за девяносто. Елене Сергеевне Смирновой перевалило за 100. Самому молодому – 65 лет. У многих подземный стаж перевалил за 50 лет. Представляете – полвека под землей!
— О чем могут говорить такие люди, когда собираются вместе?
— Слышали – «бойцы вспоминают минувшие дни, и битвы, где вместе сражались они»? Вот и наши ветераны. Тоскуют по прежней работе. А ведь она была далеко не из легких! И ведь им палец в рот не клади – устраивают заочный разнос горе-хозяевам, которые развалили горнодобывающую промышленность Эстонии. Помните нашу поездку по закрывшимся шахтам? Вы тогда на шахте «Виру» сфотографировали ветерана, который упал на колени перед памятным камнем, установленным по случаю закрытия этой шахты, которая могла бы еще выдавать сланец? Вот так и все они – сожалеют о том, что их сланец оказался в новой Эстонии не нужен. Хотя… в последнее время у них есть повод для ухмылок: мол, позакрывали всё, а теперь «вкурили», что сланец совсем списывать нельзя, что на «вентиляторах и батарейках» далеко не уедешь.
— Как вы думаете, сланец будут вспоминать добрым словом, а заодно и тех, кто его добывал?
— Вспомнят, и неоднократно. Классик сказал про уголь, что он — хлеб промышленности. Сланец, из которого теперь делают масло, это не просто хлеб, а хлеб с маслом нашей промышленности и химии! Сегодняшние шахтеры удивляются тому, как и чем работали мы. Поверьте, тогда зря звание Героя Социалистического Труда за красивые глаза не давали. Сегодня в Эстонии остался один человек, удостоенный этого звания. Это шахтер Эндель Паап, который является членом нашего объединения.
— Алексей Георгиевич. На минуточку представьте себе ужасную картину: солнце ярко не светит, ветер дует еле-еле… Короче говоря, сланец опять стал востребованным. Где Эстония возьмет шахтеров?
— Наверное, обратятся к нашему опыту, когда бывало так: срочно понадобились горные мастера – начали их готовить ускоренно: три месяца курсы и – готов горный мастер!
— Осталась неделя до праздника. Вы уже знаете, как шахтеры-пенсионеры будут его отмечать?
— Как всегда: тепло и по-домашнему. Без отчетных докладов «политбюро», за дружеским столом. Нас поздравят те, кто сочтет для себя необходимым поблагодарить старых шахтеров за их вклад в становление эстонской экономики. Знаем, что к нам приедут друзья из Народного музея Тарту, которые многие годы ведут видеолетопись нашей организации. Ждем представителей Содружества ветеранов и пенсионеров города. «Грусть-тоску» будет гнать прочь приглашенный ди-джей! Так что, скучать никому не придется.
— Алексей Георгиевич, вы – горный инженер с колоссальным стажем. Однако многие вас знают как высокопрофессионального гида. Это ваше хобби сказалось и на жизни шахтерской ветеранской организации. Многие стремятся попасть на ваши экскурсии, которые вы устраивает для своих пенсионеров. Вспомните, что было необычного во время таких экскурсий?
— О! Не помню, какой это был год. Поехали мы в Пушкинские горы. Сами знаете – Михайловское, Тригорское – народу тьма, со всего мира. И выходят из автобуса наши, многие в форме Заслуженных шахтеров, в фуражках с кокардой, с «иконостасом» из наград на груди. Иностранцы, когда узнали, что это Заслуженные шахтеры из Эстонии, не отпускали нас, пока все с нами не с фотографировались. Ну, а что было во время экскурсии в Санкт-Петербург, вы сами видели, так как ездили с нами.
— Да, видел. И с удовольствием вспомню. Как на Марсовом поле у Вечного огня расположились бомжи. Лежат себе, греются, какую-то закуску разогревают. Ваши пенсионеры обалдели от такого кощунства. Подошел к ним Владимир Решко в форме заслуженного шахтера, которую они в жизни ни разу не видели, сказал им всё, что думает по этому поводу, применив «непереводимую игру слов с использованием местных идиоматических выражений»… Бомжары начали извиняться, убрали за собой и сами убрались. Но самое смешное было, когда стоявший неподалеку милиционер (тогда еще они полицейскими не были), молча наблюдавший за хамством бомжей, потом попросил сфотографироваться в Решко… В общем, не стареют душой ветераны!
Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ