Учитель детского сада «Золушка» Галина Урлих – наш сегодняшний собеседник.

— Не понятно, почему вы вдруг в этом учебном году работе учителя по музыке и движению предпочли работу учителя с детьми с особыми образовательными потребностями?

— Не вдруг. Когда я узнала, что в нашем детском саду создаётся новая группа – для детей с особыми образовательными потребностями, то решила, что именно там моё место, буду там нужнее и полезнее, чем здесь. Тем более, что я не только педагог, но и психолог по второму своему образованию (окончила институт, заочное отделение). Да и раньше я уже работала с детьми именно в группе, но восемь лет тому назад по состоянию здоровья стала учителем по музыке, параллельно вела уроки и по движению – в то время два года занималась и с детьми с особыми потребностями. И ещё тогда думала, что могла бы работать с ними: у меня внутри есть подход к ним. К счастью, сейчас так и оказалось: они меня приняли, я их приняла.

— Что самое трудное в работе с детьми с особыми образовательными потребностями?

— Их надо понимать, их надо чувствовать —  соблюсти их душевное равновесие.

— Всё же работа с детьми трудная, сложная,  многогранная?

— У учителя должно быть призвание, желание, свет в душе, чтобы работать с детьми. И тогда – всё получится. Да и любимая работа не истощает, а обогащает.

— Почему дети становятся хорошими-плохими, ведь все они рождаются  хорошими – безмятежно улыбаются миру, лёжа в колыбели?

— Плохих детей не бывает. Здесь всё исходит-зависит от семьи. Ребёнка надо не просто любить, а уделять ему как можно больше внимания, чаще говорить-беседовать по душам – знать его мир. И вовремя, очень тонко, внести в него коррективы, как говорится, направить на путь истинный. Может, у меня сложилось такое мнение и потому, что я выросла в полной семье и наши родители были для нас, четверых детей, примером. Брат — старший, а затем мы – три сестры, я предпоследний ребёнок в семье. С братом больше занимался папа, а мы, девочки, чаще находились возле мамы. И тогда, когда она шила, вязала, готовила – всё как бы само собой передавалось и нам. Так что (улыбается) и я умею шить, вязать, готовить, причём всё, что угодно.

— И ваши умения очень пригодились в детском саду, где, как известно, у учителей  – золотые руки: могут сделать всё. Поражаешься: как им это удаётся. А действительно ли, что вы вместе с детьми своей группы даже кулинарничали в детском саду?

— (Улыбается.) Да. У нас, в группе, была для этого оборудована собственная кухня – кухонный уголок, с плитой и всем необходимым. Начинали с приготовления бутербродов. Борщи-супы варили. Пекли вафли и блины. Даже дрожжевое тесто готовили, делали из него булочки, выпекая их в духовке. Всё приготовленное кушали с большим аппетитом. У нас были шапочки и переднички. Охотно кулинарничали и девочки, и мальчики. В течение трёх лет действовала эта кухня. Так что дети смогли многому научиться. Некоторые из них даже стали профессиональными поварами, в частности, Илья Зайцев, он сейчас работает в Таллинне… А вместе  с родителями устраивали в группе различные кулинарные праздники-конкурсы, накрывая столы, за которые после определения-объявления победителей усаживались и дети, и родители, и мы, работники группы. Проводили и конкурс причёсок детей… Обязательно должно быть совместное сотрудничество:  родитель-учитель-ребёнок. 

— Вы сами, в какой детский сад ходили?

— Я приехала в Кохтла-Ярве, когда мне было 20 лет, вместе с мужем и 8-месячным сыном. В Йыхви жила моя тётя. Меня приняли на работу в детский сад «Кузнечик», точнее, это были ясли, лишь 4 группы. Год работала няней (нынче это – помощник учителя), а когда поступила учиться на заочное отделение в Таллиннское педагогическое училище, — воспитателем (учителем). После пяти лет моей работы, в «Кузнечике» начался капитальный ремонт. И нам, работникам,  предложили временно трудоустроиться в другие детские сады. Я пришла в «Золушку», он в то время как раз открылся. Его заведующей была Антонина Николаевна Селиверстова, она предложила мне остаться здесь на постоянную работу, (улыбается) убеждая-рекламируя, что это большой перспективный детский сад, 12 групп… И она меня уговорила, за что спасибо ей большое. Считаю её, как и бывшего завуча нашего детского сада  — Антонину Ивановну Богданову, своими учителями-наставниками, они очень многому меня научили. И уже 33 года работаю здесь. У нас замечательный коллектив. Со своими традициями. Например, в течение многих лет действует самодеятельный театр – ставим на сцене различные постановки сказок. У нас очень большая коллекция театральных костюмов. Выступаем не только перед нынешними детьми, но приглашаем и бывших наших выпускников, как и школы. А раньше мы выступали даже в Центре культуры города Кохтла-Ярве, как и в клубе «Ахтме». Есть у нас и фирменный спектакль «Золушка», где в своё время Антонина Николаевна Селиверстова  играла роль мачехи. И очень хорошо она с ней справилась. А роль Золушки играю я, но теперь (улыбается) надо уже по возрасту играть мачеху, хотя до сих пор всё ещё остаюсь Золушкой. Все актёры – взрослые, работники нашего детского сада. Но каждый год в марте у нас проходит и «Месячник театра», когда каждая группа ставит свой спектакль (с соответствующими театрализованными костюмами): это уже дети. И бывают чудо-спектакли – очень шикарные.

— Если сравнить, дети за эти годы – в  начале и сейчас, как-то изменились?

— Дети, они всегда дети, но меняется время, а с ним – и дети. Детей становится меньше, в «Кузнечике», в группе, было до 28 детей, а сегодня в «Золушке» — до 20. Изменились во многом и семейные ценности. Возросло количество свободных браков. Увеличилось число детей, растущих в неполных семьях. Больше стало разводов – ребёнок перестал быть связующим звеном. Нередко родители манипулируют детьми, превращая их после разводов в орудие для мести… И всё это впитывает детская душа… Считаю, в детских садах обязательно должен работать психолог, но такой возможности у государства на сегодня нет.

— Откуда вы приехали сюда?

— Из России, Мордовии. Я по национальности мордовка. И до сих пор знаю мордовский язык. Сначала наша семья жила в деревне, а потом, когда я окончила первый класс, переехали в город – купили дом, с приусадебным участком. Так что (улыбается) была в детстве и трудотерапия. Не только грядки копать-полоть, но и дрова колоть, и печку топить… Там окончила и музыкальную школу.

— Какие-то связи с исторической родиной сохранились?

— Да, в Мордовии живут обе мои сестры, но после смерти родителей бываю там редко. Не сложилось в Эстонии и с мужем — мы развелись, и он уехал на родину. Я четыре года была одна с сыном. Судьба подарила мне встречу с Рейно, очень хорошим и порядочным человеком, мы поженились — вместе уже 39 лет.

— Не сожалеете ли, что музыка теперь, в связи с переходом на работу в группу, остается лишь главным увлечением?

— (Улыбается.) Она конкурирует с футболом.

— Именно с футболом?

— С восьмилетнего возраста в нашей семье живёт-воспитывается внук. Сегодня ему 17  лет. С пяти лет он занимается футболом в йыхвиском спортивном клубе «Феникс» (с этого учебного года учится в Таллинне — спортивной ARTE-гимназии). Так что на всех футбольных матчах, в которых он играет, мы с мужем всегда присутствуем, независимо от того, где они проходят: всю Эстонию изъездили вдоль и поперёк, были и за границей, в разных странах. Меня даже приглашали в Таллинн на телевидение, на передачу, как бабушку, которая  растит-воспитывает чемпиона. Рейно (у него такое же имя, как и у мужа) – перспективный футболист.

— И как же растит-воспитывает бабушка чемпиона?

— Он никогда не был сам по себе. Мы с мужем постоянно рядом с ним, с его ранних лет: даже стали фанатами футбола. Из тех детей, с которыми он начинал заниматься футболом, остались только трое.

— Ваши коллеги утверждают, что вы очень хорошо поёте?

— (Улыбается.) Это от мамы – по генам передалось.

— Всегда исполняете и «Золушку» — своего рода бренд детского сада «Золушка»?

— Да, впервые её исполнила на открытии этого детского сада в 1989 году. И (улыбается) до сих пор пою, в каждый наш праздник. Все знают эту песню в исполнении известной певицы Людмилы Сенчиной.

— Пишете и стихи, и музыку?

— Всё это рождается как бы само собой.

— Выпускной вечер в детском саду, что это для вас?

— Слёзы…

 — День учителя, вы его празднуете? — Конечно, ведь и у учителей есть свои учителя. Я всех их помню, с теплом и благодарностью. К счастью, есть ещё на этом свете и те, кому звоню и поздравляю. Но поздравляют и меня — не только родители, дети, в том числе и бывшие наши выпускники, но и коллеги, которые считают меня своим учителем.

Антонина Васькина
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam