10 ноября читальный зал Ахтмеской библиотеки превратится в учебный класс, в котором место преподавателя займет… сказочник. Три урока, которые проведет известный в Эстонии художник и автор детских сказок Эдуард Конт, организованы педагогами для того, чтобы дети ближе смогли познакомиться с тем, кто написал пять полюбившихся им книжек, в которые вошли десять сказок и легенд. Эдуард расскажет детям, как рождаются образы, сюжеты, как он работает над иллюстрациями своих произведений. Но уже точно известно, о чём Конт не будет рассказывать детям. А не будет он говорить с маленькими читателями о войне. О том, что он участвовал в афганской кампании, которой посвятил немало написанных им военных песен.

Эдуард Конт раньше уже говорил: «это было до войны». То есть, до 1980 года, когда он проходил срочную службу в составе ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан. Сейчас он вновь говорит: «это было до войны», когда контакты ветеранов Афганистана из России и Эстонии были нормой. Теперь новая война, все связи нарушены. Так вот, это было до войны, когда он ездил в Россию на конкурс военной песни, где исполнил  свое сочинение – песню «Дойдем». На обратном пути он так устал, что проснувшись через два дня, с удивлением узнал, что занял на этом конкурсе первое место. Он успел сам повоевать. Также повидал ужасные картины, когда вместе с товарищами из Эстонии участвовал в ликвидации последствий страшного землетрясения в армянском городе Спитак. Не будет он рассказывать детям о том, что увидел тогда кошмар, сродни библейскому Апокалипсису, который позже положил на полотно.

Это будет далеко не первая встреча художника-сказочника с детьми. Автор проводил такие встречи в Кохтла-Ярве, Силламяэ, Нарве. На всех подобных уроках царил дух волшебства, сказочности и добра. Дети воспринимают творчество Конта с широко открытыми глазами, но довелось как-то видеть, что у них широко открыт рот, да и ушки на макушке. Это было в Старом городе Таллинна, на Вышгороде, где в старинном зале ансамбль Orthodox Singers, которым руководит одноклассник Эдуарда, известный музыкант Валерий Петров, поставил одну из его сказок – «Город каменных сердец». Потом эту сказку сыграл театр «Мельница», взяли ее за основу и дети из российского Ижевска, устроившие представление в парке Кохтла-Ярве на Яанову ночь.

«Наш Андерсен»! Так называют Эдуарда некоторые дети, которые слышали про датского сказочника. А некоторые… только представьте себе! даже читали его книжки! Так вот «Андерсен из Кохтла-Ярве» вот-вот подарит ребятам шестую книжку. И о ней он тоже расскажет на встрече. Даже покажет ее макет. И, конечно же, со своими иллюстрациями. Она готова к печати, а называется —  «Легенда мызы Кулдкару».

— Все жители нашего города, региона знают о местном борцовском клубе «Кулдкару» («Золотой медведь»). Но часто люди спрашивают: откуда такое название мызы, да и самого спортклуба? Мои друзья-спортсмены подкинули идею сочинить легенду, которая объяснила бы это название. Она и стала основой сюжета сказки. Раскрывать его не стану, так как потом не интересно будет читать. Книжка, как и сама разрисованная мною мыза в Валасте, содержит массу загадок. Так что книжку предстоит не только читать, но и разгадывать, — говорит Эдуард.

Года три тому назад в детских библиотеках Силламяэ и Нарвы, Белом зале Музея сланца в Кохтла-Ярве Эдуард показал свое «изобретение», дающее детям возможность во время игры изучать языки. Какой угодно – русский, эстонский, английский. «Какой зарядишь, такой и можно учить»! Неплохо ведь – не зубрить, а запоминать, радуясь и играя! Если верить ажиотажу, который царит вокруг проблемы изучения госязыка детьми и взрослыми, то это «языковое изобретение» Конта ждала, казалось бы, счастливая судьба. И что стало с этой игрой?

— Я тогда пришел в Интеграционный фонд, показал им, они сказали: мол, нам это не надо, мы учим взрослых, хотя пару игр у тебя купим… Очень показателен этот «энтузиазм», с которым встретили мое предложение. Выходит, на словах – одно, на деле – «нам это не надо».

— А почему твои книжки можно купить где угодно, только не в книжных магазинах?

— Здесь вообще странная история. Магазины раньше брали мои сказки. Теперь у них другой порядок: они имеют договор с крупным издательством, и все книги могут продавать только через него. Я поехал в это издательство, заключил с ними договор, дал им книжки для продажи. И все равно книг в магазине нет. Опять приехал к ним, начались какие-то отговорки: мол, где-то что-то потерялось, кто-то что-то забыл. Приехал на склад – а там они лежат. Так что кручусь, чаще – себе в убыток.

— На что же ты живешь? Вспомним «наше всё»: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»… Живописью? Изобразительным искусством?

— Вообще-то, изначально я художник. Людям нравятся герои моих так называемых «пивных» серий, многие их коллекционируют, заказывают — от Дальнего Востока до «Ближнего Запада». Много заказывают портретов. На вырученные деньги и издаю свои сказки. Сейчас вот еще немного напрягусь, и шестая книжка отправится в печать.

— В начале октября в Белом зале открылась выставка Объединения русских художников Эстонии, на которой экспонировалась твоя картина, которая (ты не поверишь), пела! Девушка под дождем, радость, счастье. И песня на слова гениального шестидесятника Геннадия Шпаликова звучит неслышно: «А просто летний дождь прошел, нормальный летний дождь»… Пардон: как это сочетается с «банно-пивными» сюжетами?

— Во-первых, про золотые слова Пушкина «не продается вдохновенье» мы уже упоминали. Во-вторых, жанровая живопись – это тоже труд: и воображения, и рук требует. В-третьих, ни в коем случае нельзя зацикливаться на чем-то одном. Тема, жанр, вид искусства, наконец. Разнообразие не дает скучать. Душой отдыхаю, когда пишу для детей сказки и рисую к ним иллюстрации. Радуется душа, когда пишу картину, на которой настоящее счастье! Песни у меня на тему войны. От этого никуда не деться: что было – то было. А кто мог подумать, что придется на своем веку жить при новой войне?

— Все твои сказки – фактически, борьба добра со злом. В них добро побеждает. А в жизни? Не кажется, что зло восторжествовало?

— Я сейчас пытаюсь завершить работу над картиной, где Христос в сиянии добра. Уверен, что испытание, выпавшее нам, живущим в это время, сумеем преодолеть, люди образумятся.

— А ты заметил – дети ожесточились!

— Заметил. И это страшно. Но для того и живем, чтобы они стали добрее, Для того и пишу, рисую. Всё-таки, надо верить в лучшее.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam