Чуть более года прошло с тех пор, как в Эстонии состоялись муниципальные выборы. Впервые за долгие годы Центристская партия потеряла монополию на власть в шахтерской столице. Местные центристы под управлением бессменного лидера Валерия Корба два десятка лет единолично управляли городом. Однако итоги последних выборов оказались неожиданными для многих, хотя и прогнозируемыми.
Получить тяжелый политический нокаут неготовыми оказались именно вожди местных центристов. Абсолютная уверенность в собственной очередной победе была настолько велика, что не получив ожидаемого большинства в городском собрании, они впали в долгосрочную депрессию. Парадоксально, но именно во время консультаций между представителями политических сил и избирательных союзов сразу после выборов по созданию правящей в городе коалиции, вожди местных центристов заняли странную позицию. Они фактически самоустранились от консультаций. Видимо, получив двенадцать мест в городском собрании из двадцати пяти, посчитали, что можно провести своеобразный аукцион по поиску «младшего брата» для создания необходимого большинства с наименьшими претензиями от претендентов на изменения в работе городской власти. На это не пошли остальные участники избирательной кампании, и на поклон к Валерию Корбу не пришли.
Проведя переговоры, лидер фракции социал-демократов Эдуард Одинец, от избирательного союза «Рестарт» – Янек Пахка, от реформистов – Виталий Бородин и от «Прогресса» – Мария Меркулова подписали коалиционное соглашение, в котором нашли отражение многие обещания, так щедро раздаваемые избирателям. В нем, в частности, было предусмотрено сокращение двух должностей заместителей мэра, пересмотр штатного расписания в городском управлении с целью оптимизации, другие меры по экономии бюджета. Отдельно оговаривалось привлечение во властные структуры новых людей с новыми идеями и инициативами. Соответственно, должности руководителей исполнительной и законодательной властей на паритетной основе были распределены между всеми депутатскими группами, формирующими большинство. Это естественный процесс смены власти. Осознавая, что реальная власть уходит, центристы, руководимые Валерием Корбом, вмешавшись в переговорный процесс, сумели отодвинуть фракцию социал-демократов в оппозицию, заменив своего принципиального многолетнего оппонента в формирующейся власти. При этом никто не подвергал сомнению ранее достигнутые договоренности по реформированию власти в городе и распределению должностей. Когда же дело дошло до назначения новых людей на должности, согласно существующим договоренностям, Валерий Корб от имени центристов выразил нежелание поддерживать соответствующие назначения, пытаясь оставить все как было до выборов.
Такое поведение лидера местных центристов оказалось полной неожиданностью для большинства депутатов, прошедших по спискам Центристской партии. Они вдруг ясно осознали, что являются лишь пешками в борьбе за распределение дополнительно оплачиваемых должностей для руководителей местной партийной организации. Кстати, в других самоуправлениях наблюдается аналогичная картина. К примеру, в Йыхви тамошняя власть во главе с Марис Тоомель действует как под копирку, только там рулят реформисты. Аналогичные скандалы периодически возникают и в Нарве. Но в Кохтла-Ярве это называется «подозрением в коррупции или торговле влиянием», а в других местах это обновление власти, ротация, политические изменения – кому как нравится.
Существующий в Кохтла-Ярве конфликт возник из-за начавшегося раздела власти новым составом городского собрания. Валерий Корб, непрошедшие в депутаты Людмила Янченко и Нина Алексеева были заменены в советах различных предприятий и учреждений и лишились существенной части ежемесячных доходов, а состояли они в нескольких советах сразу. Взамен их в советы был назначен куда более широкий круг лиц от разных политических сил городского собрания. Нынешние вотумы недоверия, инициированные в городском собрании, это лишь этапы затянувшейся борьбы депутатов за власть и, соответственно, за должности, дающие определенный материальный доход. Но такие правила установлены государством, и пока существующие законы будут действовать в нынешнем виде, позволяя материально поддерживать своих сторонников через властные структуры, полиция при необходимости сможет регулярно предъявлять подозрения (в коррупции, торговле влиянием, содействии возможному преступлению) депутатам, чиновникам или простым гражданам. В таких случаях очень тяжело определить грань, за которой начинается криминал. Как говорится, был бы человек, а кирпичи проблем, которые неожиданно могут свалиться ему на голову, найдутся всегда.
Андрей Ильницкий
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ