Чужого горя не бывает,
 Кто это подтвердить боится, –
 Наверно, или убивает,
 Или готовится в убийцы…

(Константин Симонов).

Кажется, уже стали устойчивым штампом эти слова поэта, вынесенные в заголовок, и воспринимают их люди как нечто приевшееся. И вдруг наступает коллективное осознание того, что это не просто слова: так оно и есть, когда большая беда сближает людей, и нет для них чужого горя, они воспринимают его как свое, личное. И сердце болит за тех, кого настигла беда. 20 февраля СМИ сообщили, что число погибших в результате страшного землетрясения в Турции и Сирии превысило 46 тысяч. Свыше 80 тысяч человек ранены. Наибольшее число пострадавших пришлось на Турцию. Во всем мире откликнулись на эту беду. Не осталась в стороне и Эстония. В район ликвидации последствий землетрясения вылетели спасатели. В городах и волостях Эстонии собирают гуманитарную помощь.

Член правления Татарского общества Ида-Вирумаа Гульзалина Жехтунова рассказала «Панораме», что члены этого общества национальной культуры близко к сердцу восприняли беду, постигшую единоверцев. Уже в пятницу, 10 февраля была отправлена партия гуманитарной помощи, собранная татарами Ида-Вирумаа.

— Как и все нормальные люди, мы восприняли известие об этом горе с тревогой и болью. Я сразу вспомнила Спитакское землетрясение 1988 года, когда наш город оказал армянскому народу посильную помощь. Туда поехали наши строители — добровольцы, были там и наши ребята, которые прошли афганскую войну. Тогда тоже говорили, что чужого горя не бывает. В нашем обществе есть старейшина — Наиля Виллу, которая пережила Ташкентское землетрясение 1966 года. Тогда Эстония приняла пострадавших, и с тех пор она живет здесь.  Мы, татары, очень сочувствуем пострадавшим. В пятницу мы совершили молебен за упокой погибших и во здравие выживших. Его провел наш мулла — председатель общества Ринат Гарифуллин. Как только нам сообщили, что начат централизованный сбор теплых вещей для отправки в Турцию, люди начали приносить теплую одежду, одеяла, куртки, шарфы. Екатерина Гарифуллина навязала целый ящик шерстяных теплых вещей. Все это было отправлено в центр сбора — Нарвское общество татарской культуры. И в ту же пятницу все собранное самолетом отправилось в Турцию. Теперь вещи мы пока принимать прекратили, так как собрали и отправили их много, да и отправка вещей — довольно хлопотное дело. Будем оказывать помощь деньгами. Уже открыт расчетный счет.

В эти дни неспокойно на душе и у Эдуарда Конта — художника и автор детских книжек. Когда случилось страшное землетрясение в армянском городе Спитаке, о котором упомянула Залина Жехтунова, участники афганской войны из Кохтла-Ярве вылетели в Армению на помощь. То, чего они там насмотрелись, еще долгое время мучило их по ночам. А у Эдуарда увиденное вылилось в Спитакский цикл картин, центральным полотном которого стало изображение матери, закрывающей собой ребенка. И сегодня в репортажах из Турции он видит, как спасатели достают из-под завалов выживших маленьких детей и закрывших их собой мертвых матерей. Эдуард — глубоко верующий человек. Он считает произошедший катаклизм неслучайным. «Высшие силы так дают людям понять, что мировой глупости должен быть предел. На Земле люди заигрались настолько, что уже поставили на грань выживания саму планету. Если и этот намек они не поймут, то дальше уже будет только то, что ничего не будет», — считает художник, повидавший на своем веку и радости, и несчастья. Но все-таки он верит, что Жизнь возьмет верх над Смертью.

Евгений Капов

Фото и коллаж автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam