Обратиться к древним захотелось потому, что на фронтоне Йыхвиской Ратуши под часами находится выражение, принадлежащее древнеримскому философу Цицерону: «Salus populi suprema lex». В переводе это изречение звучит так: «Благо народа – высший закон»!
Если уж в коридорах йыхвиской власти обитают любители древнеримской философии, тогда заглянем поглубже, в недра философии древнегреческой. В частности, прикоснемся к софисту Протагору, провозгласившему тезис «Человек есть мера всех вещей».
Шли годы, пришло поколение, которому обещали светлое будущее, провозгласив – «Всё во имя человека, всё для блага человека»! Народ потом начал шутить: мол, я даже знаю этого человека! Потом как-то так само собой получилось, что власти всех уровней начали заботиться не о человеке, а обо всем человечестве. И оказалось, что это очень удобно – заботиться обо всем человечестве в целом. Это легче и проще, чем проявлять заботу об одном, отдельно взятом человеке.
К чему столь длинное «лирическое отступление»? А к тому, что не так давно в еженедельнике «Панорама» прошел совершенно немыслимый в наши дни призыв. Смысл его заключался в следующем: мол, дорогие читатели, если вас послали в известном направлении чиновники, или у вас есть какие-то проблемы, а вы не знаете к кому следует обратиться, чтобы их разрешить, звоните, пишите членам депутатской фракции Йыхвиского волостного собрания «Йыхви – наш дом». И указывался адрес. К этому призвала своих избирателей депутат Елена Безводицкая.
Быть может, это обычный популизм? Или… Вот про это самое или захотелось поговорить с депутатом.
— Елена, а вы сами где-нибудь встречали такое явление, чтобы депутаты одной фракции предлагали избирателям сообщать им о проблемах, недостатках?
— Не задумывалась об этом. Однако что-то не припомню. Но ведь эта практика у нас существует давно, с 2017 года.
— И кто-то последовал вашему призыву, обращался к вам за помощью?
— Конечно. Ко мне, например, часто обращаются люди старшего возраста по вопросам, связанными с квартирными товариществами. Как правило, они не совсем четко представляют себе свои права и обязанности, нуждаются в дополнительном разъяснении отдельных положений. Звонят и пишут жители Йыхви, которым не совсем понятна система структуры местной власти, и они не знают к кому обратиться со своей проблемой. Приходится быть своеобразным посредником между ними и исполнительной властью. Обитатели многоквартирного дома устали жаловаться на то, что соседи из частных домов жгут листву и мусор, и всё амбре вместе с дымом летит к ним. Узнавали, какие меры воздействия применимы в таких случаях. Очень часто приходится решать вопросы, связанные с грунтовыми дорогами, особенно по которым ездит тяжелая техника. И этой проблемой до сих занимаемся. Волостные чиновники обязаны принять решение, которое помогло бы и дороги сохранить, и учесть интересы жителей сельской местности, и не ущемить права фермеров. Установка и ремонт скамеек, дороги, тротуары – вот неполный перечень интересов наших избирателей, на которые они просят обратить внимание.
— Вот вы упомянули, что пожилым людям часто приходится разъяснять их права. Но ведь и молодежь не сильно-то образована в правовом отношении. Среди молодых царит правовой нигилизм, а то даже и правовая безграмотность.
— Не стоит так говорить обо всех молодых людях. У них в школах есть предмет – граждановедение, на этих уроках гимназисты изучают эстонские законы. Ведь молодые с 16 лет уже избиратели.
— А не рановато?
— Считаю, что не рано. Они уже достаточно взрослые для того, чтобы принять самостоятельное решение. Они уже видят, кто способен защищать их интересы, а кто только ставит палки в колеса.
— Соглашусь с вами в том, что молодежь уже способна разбираться в происходящем. Но в том, что происходит в коридорах йыхвиской власти, и взрослому-то трудно сориентироваться. Вы тоже писали о «подковерных играх». Неужели в борьбе за власть хороши все средства?
— Некоторые депутаты дума¬ют именно так. Да что там, депутаты, иногда и от представителей исполнительной власти поступают угрозы в мой адрес. Пора бы уже усвоить, что я – не из пугливых.
— Фракция – это, надо понимать, не одна Елена Безводицкая. Кто с вами отстаивает интересы избирателей?
— В одиночку ни один депутат не сможет работать. Если я сама не в силах дать обстоятельный ответ человеку, то перенаправлю его к тому, кто обладает достаточной компетенцией в том или ином вопросе. Так поступают и остальные, например, Андрей Оямяэе.
— Ну и как вы между собой… Часто разговариваете на повышенных тонах?
— Нет, не так. Бывает, спорим между собой по различным вопросам, которые выносятся на волостное собрание, но чтобы доходило до непарламентских высказываний… такого нет.
— Итак, вернемся к вашему призыву к избирателям писать на адрес электронной почты info@iohvimeiekodu.ee о своих проблемах. А как вы можете влиять на чиновников местного самоуправления, которые или обидели человека, или некачественно исполняют свою работу? Есть ли у вас механизм влияния?
— Для начала мы можем напомнить, что депутат – представитель законодательной власти, а чиновник представляет власть исполнительную. Вот, например, сейчас исполнительная власть проигнорировала приглашения поучаствовать в двух заседаниях постоянных депутатских комиссий. Вывод не заставит себя долго ждать.
— Происходящее в коридорах йыхвиской власти, не всегда находит понимание у жителей волости. В газете не представляется возможным процитировать некоторые высказывания людей, особенно молодых, которых интересует, когда закончится этот… («Далее следует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений»). Так когда?
— Это может закончиться, я очень надеюсь на это, после следующих выборов. Очень многое зависит от того, какие будут результаты выборов октября 2021 года. Очень важно, чтобы народ не был пассивным, чтобы люди шли к избирательным урнам.
Вопросы задавал
Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ