Совсем недавно, каких-то тридцать лет назад, в первый день мая люди поздравляли друг друга с праздником труда. Так и говорили: мол, с Первомаем вас! Имели в виду с Днем международной солидарности трудящихся. И не только в бывшей стране, но и во многих странах мира в этот день профсоюзы выводили людей на демонстрации. Было это и в Эстонии. В канун 1 мая, который в Эстонской Республике теперь называется Kevadpüha (Праздник весны), «Панорама» побывала в Ида-Вируском отделении Кассы по страхованию от безработицы.

Первым делом еженедельник поздравил руководителя отделения кассы Аннеки Теэлахк с наступающим праздником. И хотя о какой-то солидарности трудящихся Эстонии говорить вообще смешно, журналист попросил госпожу Теэлахк оценить обстановку на рынке труда в регионе. Она выразила несогласие с тем, что о труде в Ида-Вирумаа говорить смешно (хотя журналист имел в виду солидарность трудящихся, которую мы сегодня видим в некоторых «больших» странах Евросоюза).

— Солидарность и труд — это вовсе не смешно, это очень важные темы. И, между прочим, на следующей неделе у нас встреча с профсоюзными работниками. У нас в регионе большие предприятия, мы не в силах встретиться с каждым работником. Они, как правило, члены профсоюза, а профсоюзные комитеты, доверенные лица профсоюза хорошо знают проблемы людей, а мы можем предложить трудящимся наши возможности. На таких встречах я делаю обзор наших новостей, рассказываю о том, какая обстановка на рынке труда. Такие встречи с профсоюзными работниками – наша давняя традиция.

— Госпожа Теэлахк, в регионе три крупнейших профсоюза: Нарвский профсоюз энергетиков, профсоюз химиков и Независимый профсоюз шахтеров и энергетиков. Вы в курсе проблем на их предприятиях?

— Мы постоянно в контакте. И с ними, и руководителями предприятий, то есть – работодателями. По их утверждениям, пока в их отраслях больших сокращений не намечается. Хотя у шахтеров какие-то структурные изменения предполагаются.

— Сегодня 27 апреля. Как выглядит рынок труда в Ида-Вирумаа?

— На сегодняшнее утро безработных Ида-Вирумаа в нашей Кассе зарегистрировано 6129 человек. Имеется 886 вакансий.

— Люди каких профессий требуются на эти места?

— Спектр широк, как вы знаете, в регионе остро не хватает учителей, способных преподавать на государственном языке. Так как правительство решило платить учителям, готовым преподавать на эстонском языке, повышенную зарплату, в регионе объявлено много конкурсов. Нужны в промышленности квалифицированные работники, в строительстве, социальной сфере. Нужны врачи, которых очень трудно найти.

— Как обстоит дело с трудоустройством новых жителей Эстонии?

— Их прошло через нас примерно 1300 человек. Можно сказать, больше половины пошли на работу. Большая проблема, что в основном это женщины с маленькими детьми, а у нас не хватает мест в детских садиках.

— Ида-Вирумаа «славится» тем, что местные органы самоуправления не отличаются особой стабильностью. Чехарда во властных структурах характерна и для Нарвы, и для Йыхви, и для Кохтла-Ярве. Как вы взаимодействуете в таких условиях с местной властью?

— Эта тема очень важна. Безработные – это не только наши люди, что у нас на учете. В первую очередь – это жители местных самоуправлений. Они – объект особой заботы местной власти. И мы вместе стараемся делать всё, чтобы безработица снижалась. В Алутагузе, например, власть стабильна, и со специалистами местного самоуправления у нас отработано взаимодействие. А когда власть меняется часто, часто меняются и специалисты, и все надо начинать заново, — говорит Аннеки Теэлахк.

Руководитель Йыхвиского бюро Кассы по страхованию от безработицы Рийна Лаар-Шелапугина и ведущий консультант бюро Наталья Домнина на вопрос журналиста – уверены ли они, что первые лица в местных самоуправлениях знают, сколько безработных на их территориях, ответили, что они регулярно извещают их о количестве безработных, о том, какая перспектива у этих людей. Специалисты утверждают, что индивидуальная работа с теми, кто ищет работу, основная в их деятельности. Порой им даже приходится становиться психологами, чтобы убедить человека принять то или иное решение для его же пользы. Недавно член Рийгикогу Александр Чаплыгин написал в социальных сетях, что премьер-министр Кая Калас заявила, что «у нас слишком большие пособия, и это отбивает у людей желание искать работу». Чаплыгин сомневается в том, что пособия большие. Но вот Рийна, Наталья и Аннеки утверждают, что иногда приходится применять все свои навыки, чтобы убедить человека пойти на работу. Для его же пользы.

Одной из причин того, что в Ида-Вирумаа существует самая большая безработица в Эстонии, специалисты называют наличие в регионе… самых больших предприятий. Много так называемых длительных безработных. На больших предприятиях люди долго работали, но попали под масштабное сокращение. Им трудно было найти новую работу, пришлось переучиваться. На сегодня на учете в Ида-Вирусской Кассе по безработице находятся свыше 2000 человек, у которых нет никакого профессионального образования. 

Мир, труд, май! С одной стороны – самый большой уровень безработицы в Эстонии отмечается в Ида-Вирумаа. С другой стороны – специалистам Кассы по безработице Ида-Вирумаа иногда приходится уговаривать человека пойти на работу, а не сидеть на пособии; не бросать работу, на которую только что устроился. Парадокс? В Эстонии, в отличие от прежней страны, нет статьи, карающей за тунеядство. Даже в Вируской тюрьме, расположенной в Йыхви, «сидельцы» работают, чтобы не утерять трудовые навыки, а в так называемой «открытой тюрьме» осужденные могут работать на предприятиях, а вакансии им дает Касса по безработице. Одним словом, было бы желание – работа найдется. И найти ее поможет Касса по страхованию от безработицы.

Евгений Капов

Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam