Бывший Кохтла-Ярвеский дом для престарелых, а ныне – Ахтмеский центр для сеньоров (сменил с сентября прошлого года не только своё название, но и внутреннее содержание) встречает юбилей – 30-летие.
Об этом (и не только об этом) в интервью с членом правления «A.M.V.K. Hooldusieenus OÜ» Алланом Мяндом.
— Будет ли устроен, в связи с юбилеем, какой-то праздник?
— Да. Хотим совместить в нём сразу два события – и юбилей, и открытие в нашем здании кафе. Состоится он в июле. Пригласим на праздник тех, кто на протяжении 30 лет был связан с этим зданием-домом – причастен к его созданию и жизнедеятельности, как и наших партнёров. В программе – и небольшой концерт, для всех наших жильцов, а не только для гостей. Сначала хотели пригласить выступить эстонскую звезду, но потом, всё же, решили дать такую возможность местным артистам – нет смысла отдавать деньги приезжим, лучше пусть местные заработают.
— Кафе, что оно собой представляет?
— Предназначено для наших жильцов (но могут приходить и сторонние люди — все желающие) – выпить чашечку кофе, покушать-пообщаться, или же просто купить различные предлагаемые вкусности. Кстати, всем городским пенсионерам, согласно их пенсионному удостоверению, будет предусмотрена скидка. Помещение кафе (с отдельным входом) находится в оставшейся недостроенной 30 лет тому назад части здания. Сейчас там завершаются строительные, отделочные, работы, а затем предстоит заключительный этап — установка оборудования. К июлю всё будет готово.
— Если же это кафе рассчитано на всех, оно и вечернее?
— Только дневное. Оно будет открыто с 7:00 утра и до 6:00 вечера в рабочие дни (в субботу-воскресенье – закрыто). Но это пока предварительный план. Возможно, в процессе работы кафе будут внесены какие-то изменения, если появится такая необходимость.
— Удалось ли уже что-то изменить во внутреннем наполнении-содержании?
— В их числе в этой же части здания рядом с кафе построили-открыли большую хорошую кухню и мини-пекарню. В частности, наша кухня рассчитана на 500 человек.
— Но разве раньше здесь не было своей кухни, как и пекарни?
— Не было. Раньше вся пища была привозной – её готовили на кухне Ида-Вируской центральной больницы. Мы же решили, чтобы всё было своё.
— Почему, это же такая большая дополнительная головная боль?
— Конечно, забот-хлопот больше, но у нас была цель: своя кухня-пекарня позволит гораздо лучше, более разнообразно, питать наших жильцов. Иметь возможность составлять-осуществлять меню значительно гибче: не только готовить различные блюда, но и делать торты, печь пирожки, печенье и другую выпечку, что уже подтвердилось на практике – на работе и кухни, и пекарни.
— Получается, состояние недостроенной части здания, которая была долгие 30 лет законсервирована (оконные проёмы забиты досками, а на крыше даже выросли деревья) не было признано аварийным?
— Как показала проведенная техническая экспертиза, эта часть здания находится в хорошем состоянии. Строители строили его достойно, на совесть. Не экономили и на арматуре… Тогда, в 1993 году, в эксплуатацию было сдано 60 процентов площади этого здания, а на 40 процентов – уже неоткуда было взять средства на финансирование… Купили мы это здание в прошлом году, в сентябре, а с декабря начали приводить всё здание в порядок. Всё, что было раньше не достроено, достроим в течение двух лет — полностью всё здание будет находиться в эксплуатации. Сейчас возводим новую крышу, она будет готова в августе, и приступим к внутренней отделке комнат (там есть лишь стены), по этажам, по всем — четырём. Один этаж сделаем в этом году, а остальные три – в следующем. В комнатах будут все необходимые условия, в том числе и ванная, и туалет. Когда мы полностью достроим здание, тогда у нас будет до 250 мест, а сейчас их – 140, то есть, добавится где-то 110 мест. Построим к июлю и лифты, их здесь не было. Один будет расположен в ныне действующей части здания, а второй – в новой, достраиваемой.
— Темпы работ строителей вас устраивают?
— Работают они – йыхвиская фирма «Tmwood» — хорошо, быстро, идут в графике, но хотелось бы ещё побыстрее.
— Что-то ещё значится в планах?
— Планы – большие. Например, создать зимний сад – своего рода природный психологический центр, где наши жильцы могут не просто посидеть-отдохнуть, но и обрести приятный эмоциональный настрой, своеобразную разгрузку. Будут здесь различные растения, цветы, как и аквариумы с рыбками, клетки с попугаями… Открыть-оборудовать комнату движения, где можно будет просто сделать разминку-подвигаться, или же позаниматься на тренажёре, сделать силовые упражнения, использовать те же гантели. Спортом это не назовешь, но это делается для здоровья. Особенно такая комната движения нужна зимой, когда на улице холодно, скользко – особо не хочется двигаться под открытым небом… Как и отдельные, наподобие гостиничных, комнаты для гостей, кто приезжает на встречу с проживающими у нас своими близкими. Можно будет взять маму-папу, бабушку-дедушку, брата-сестру в эту комнату и вместе там пожить-пообщаться несколько дней… Обновим, сделаем современным, актовый зал. Будем там для жильцов устраивать различные мероприятия, которые, при желании, могут посещать (есть отдельный вход) и горожане… В следующем году основательно благоустроим территорию. За зданием – там у нас 2 гектара земли – появится большой сад, место отдыха под открытым небом, предназначенное только для наших жильцов, обнесём его оградой. Высадим деревья и цветы, проложим красивые дорожки, чтобы нашим жильцам было не только удобно ходить, но и передвигаться на колясках, установим освещение, скамейки. И даже фонтан, нет, не только для красоты, его живое воздействие способствует активной релаксации. Наши работники уже выбрали проект этого фонтана… Появится и круглосуточная услуга медсестры: согласно полученной лицензии, сможем оказывать определённую помощь (различные процедуры) и не проживающим у нас людям. Сейчас в нашем центре — четыре медсестры… Реновируем и баню, так что наши жильцы могут воспользоваться и банными услугами… Появится и салон красоты для наших жильцов (сейчас же у нас приходящий, время от времени, парикмахер), но не возбраняется приходить сюда и горожанам, где можно будет сделать причёски, стрижки, маникюр, педикюр. И здесь горожанам-пенсионерам, согласно пенсионному удостоверению, обеспечим скидку — 10-15 процентов.
— Действительно ли, что появится и новомодная в наших краях и уже очень популярная в Европе услуга – зоотерапия?
— Всё правильно, мы уже купили чудо-собаку, сейчас она, точнее, он – сеньор Лейтон (так мы его назвали), английский бульдог, обживается в наших стенах и вскоре будет совершать походы-обходы по комнатам.
— То есть, хотите создать такую атмосферу-обстановку, чтобы жильцы чувствовали себя как дома?
— Хочу. Очень хочу, чтобы жилось у нас людям тепло, интересно — душевно, но ведь это же всё равно, как говорится, казённый дом. И он никогда полностью, к сожалению, не заменит, не способен, как бы мы ни старались, заменить родные стены родного дома.
— Нравственно ли определять своих близких в подобного рода социальные учреждения, как вы считаете?
— Такое время сегодня.
— Востребована ли вообще на сегодня услуга такого рода учреждений, как и вашего?
— Потребность в них большая: население стареет, да и число больных людей, которые не могут сами себя самостоятельно обслуживать, не уменьшается. Сейчас у нас все места заняты. Есть и некая очередь желающих попасть к нам. Нынче и социальная реформа государства направлена на то, чтобы, активнее предоставляя такую услугу, возвращать к активной жизни, работе, тех, кто должен каждодневно, неотступно, находиться дома, ухаживая за больными и престарелыми родственниками. Помогает тут и государство: через местные самоуправления выделяет средства на покрытие таких расходов. В этом году, с июля, государство выделит на все самоуправления 40 миллионов евро, а в следующем году – 60 миллионов евро. Это делается, как я уже сказал, именно для того, чтобы родственники смогли вернуться на рынок труда.
— Сколь дорого обходится проживающему в вашем центре содержание-обслуживание?
— Стоимость разная, с учетом всяческих нюансов. Например, проживает в комнате один человек, или же два, три, есть и четыре. Лежачий он, или же нет. Житель города Кохтла-Ярве (ему полагается скидка — 10 процентов), или же другого самоуправления… Сейчас самая маленькая плата – 850 евро, для лежачих жильцов (обслуживание их обходится дороже), некоторым из них требуется кормление из ложечки, – 920-950 евро. Самая большая для лежачих иногородних жильцов, проживающих по одному в комнате, будет с июля – 1100 евро. Есть комнаты, хочу ещё раз повторить, где проживает по 2-3 человека, а для лежачих – и по 4 человека.
— Какова система оплаты: человеку приходится отдавать всю пенсию, хотя, в то же время, пенсии у многих значительно меньше, кто же доплачивает?
— Не вся пенсия: в среднем 5 процентов от неё остаётся – поступает на счёт каждого нашего жильца. Недостающую часть доплачивает государство-местное самоуправление или же родственники, для которых теперь, в связи с социальной реформой, эти денежные затраты уменьшатся или же вовсе исчезнут, благодаря вводимой государством дотации. Хотя есть и хорошо обеспеченные жильцы, они сами полностью оплачивают все счета.
— Оказывается, в вашем центре находятся не только кохтлаярвесцы?
— Со всей Эстонии. Это и Таллинн, и Тарту, и Муствеэ… Здесь люди сами выбирают, в каком именно социальном учреждении они хотят проживать.
— С учётом того, что потребуется много денег на достраивание этого здания, как и то, что абсолютно всё и вся в Эстонии значительно дорожает, планируется ли повысить плату?
— К сожалению, да. Мы вынуждены это сделать: с июля плата возрастёт в среднем на 10-11 процентов. Ведь, помимо всего прочего, надо же и зарплату нашим работникам повышать, хотя и сегодня всем платим выше минимальной зарплаты, но это ведь такой тяжёлый труд. Далеко не каждый человек сможет работать в таком социальном учреждении – здесь ведь требуются особые человеческие качества. Как и большое желание работать именно здесь. У нас введена бонусная система: хорошая, ответственная работа не остаётся незамеченной.
— Много ли у вас работников?
— 65 человек, в основном женщины, лишь четверо – мужчины, в их числе – и повар.
— А среди жильцов, кого больше: женщин или мужчин?
— Тут бывает всяко: в какой-то период – женщин, в какой-то – мужчин. Но, всё же, в среднем больше женщин – у них ведь большая продолжительность жизни, чем у мужчин. Семейных пар у нас сейчас нет, хотя раньше были.
— Возраст, каков он: самый старший жилец и самый младший?
— Самому старшему господину – 103 года, а самому молодому – около 50. В более молодом возрасте к нам поступают на жительство после инсультов или инфарктов, как и других тяжёлых болезней…
— Существует расхожее мнение: новая метла метёт по-новому. А вы, тоже вымели всех прежних работников?
— Пришлось заменить часть прежнего коллектива: кто-то нам не подошёл, кому-то мы не подошли. Но на сегодня, можно сказать, коллектив в новом составе уже сложился. По большому счёту, я доволен нынешним коллективом.
— Тем не менее, работа предстоит большая. Зачем вы добровольно взвалили столь трудную ношу на свои плечи?
— Во-первых, потому, что эта ноша мне хорошо известна. По Йыхви, Йыхвискому центру по уходу: как депутат Йыхвиского волостного собрания, был там в течение многих лет членом совета. Во-вторых, мне интересно этим заниматься – сделать всё именно так, как мне это видится, а для этого требуется вложить в это здание-учреждение не только полтора миллиона евро, но и душу. Вообще-то, мне нравится заниматься развитием чего-то нового, строить объекты — это моя стихия. Тем более, что всегда – разные ситуации, разные проблемы-нюансы.
— Как и сделать конкретное хорошее дело для людей, что может стать и главным делом вашей жизни?
— Всё возможно. Но на сегодня — это дело для моей души.
— Интересно, ваше ценовое предложение при продаже городом этого учреждения (причём, как известно, по второму кругу конкурса госпоставки — первый провалился), оказалось единственным –почему же не нашлось других желающих?
— Потому, что сюда надо много инвестировать… В нашем ценовом предложении значилась даже чуть большая цена, чем предусматриваемая условиями проведения госпоставки.
— И в завершение: выходит, изменили не только вывеску на своём здании, как и название в документах, но и внутреннее содержание?
— На мой взгляд, Ахтмеский центр для сеньоров — более светлое и тёплое имя, чем Кохтла-Ярвеский дом для престарелых. Внутреннее же содержание меняем постепенно, завершим его в следующем году, когда полностью всё здание (вместе с оборудованием) будет сдано в эксплуатацию (примем на работу ещё 20 человек) – начнётся новый отсчёт времени, новая веха, в жизни этого социального учреждения, хотя, можно сказать, что она началась в сентябре прошлого года.
Антонина Васькина
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ