Танцевальный коллектив «Dance Box Studio» завершил свой творческий сезон с аншлагом. В пятницу, 9 июня, в зале Кохтла-Ярвеского центра культуры, где проходил отчетный концерт коллектива, не было свободных мест, поэтому зрители, пришедшие впритык к началу программы, были вынуждены сидеть на ступеньках, либо стоя лицезреть происходящее на сцене.

Коллектив «Dance Box Studio» (далее «DBS») хорошо известен не только в Ида-Вирумаа, но и далеко за его пределами. Поклонникам танцевального искусства из других стран он знаком, в том числе как организатор фестиваля уличного танца «J-Fest». Всего за два года из фестиваля школьного формата преобразился и вырос, получив статус международного события. Весной этого года к уже имеющимся регалиям добавилась новая: Наталья Шабарчина одержала победу в телевизионном танцевальном шоу-конкурсе «Перетанцуй всех», получив народный титул «Самая танцующая учительница Эстонии». В одном из выпусков телешоу она на языке танца рассказала, с какой волной критики ей как молодой учительнице, увлекающейся хореографией, приходилось сталкиваться в Интернете. Для большей выразительности, в самом начале танца она процитировала несколько колких фраз, которые за годы работы получала от комментаторов в социальных сетях. О проблемах современного общества, опять же, на языке танца, говорилось и на прошедшем отчетном концерте.

— К тем темам, которые нашли своё отражение в наших танцах, я бы отнесла зависть, конкуренцию, сексизм, неравенство, голод. В одном из свежих номеров, где одно лишь название – «Мир в беде», говорит само за себя, зрители могли увидеть сразу несколько проблемных точек нашего общества, — сказала Наталья Шабарчина.

— Находясь в центре зала и наблюдая за реакцией людей, могу сказать, что во время исполнения танца «Вуа Ля», когда девушки в полумраке начали скидывать с себя одежды, в зале чувствовалась лёгкая напряженность и шок в глазах тех, кто видел танец впервые.

— Возможно. Но, опять же, мы не раздевались. Да, костюмы в этом номере были телесного цвета, но они ещё более закрытые, нежели у многих спортсменов. Девушки снимают платья не с целью раздеться, а чтобы показать, что за гаджетами, одеждой дорогих брендов, за всем материальным прячется суть человека – его душа. Именно она важна и показывает реальные наши ценности.

— Не боишься ставить с подростками столь провокационные постановки?

— Хоть я и люблю экспериментальную хореография, но я в первую очередь преподаватель. Есть четкое понимание, что допустимо делать на сцене, а что — нет. Работая с детьми и молодёжью, всегда вижу красные линии, пересекать которые себе не позволю. Начинается всё с подбора музыки и ассоциаций, которые композиция у меня вызывает. Я взвешиваю, насколько эта идея уместна, подходит ли она моим воспитанникам по возрасту, какая именно группа сможет реализовать идею технически. При этом, немаловажным является то, поймут ли танцовщики суть танца, смогут ли они прожить сюжет, пропустив его через себя. В танце можно говорить о многом и необязательно это делать в лоб. Смысл танца не должен выглядеть лозунгом, а скорее прочитываться через секундную эмоцию или взмах руки.

— Признаюсь, я не всё понял из увиденного на сцене. Как быть с неподготовленным зрителем, который во время некоторых танцев, особенно сольных, может задаться вопросом: это ещё часть номера или артист в конвульсиях и ему требуется помощь?

— Экспериментальный танец – сегодня это очень модное направление. Мне оно очень близко, поэтому сейчас у нас появляются работы в этом стиле. Возможно, они не для каждого зрителя, но ты верно подметил: зритель должен быть подготовленным. Это наша задача как танцовщиков. Например, с многообразием мира танцев любой желающий может познакомиться на фестивале «J-Fest» в Йыхви. Даже если там человек увидит не все стили, его кругозор станет шире. Танцы постоянно меняются и те, кто приходит ежегодно на наши выступления или следят за творчеством коллектива, видят, что мы тоже меняемся, открываем что-то новое. Поэтому наш зритель, в большинстве своём, готов к экспериментам и неожиданным перфомансам.

Слова Натальи подтверждает зрительница Светлана, приехавшая в Кохтла-Ярве из Нарвы, чтобы увидеть выступление внучек. Во время антракта женщина поделилась с еженедельником своими эмоциями:

— Я в восторге! Сложно описать словами, я словно отдохнувшая выхожу из зала. Меня переполняют эмоции. Видите? Аж слёзы наворачиваются.

— Вас не смутило, что на сцене демонстрируются не те классические танцы, к которым многие из нас привыкли?

— Раньше я их не видела, но мне понравилось. Не покидало чувство радости и гордости за нашу молодёжь: какие они гибкие, эмоциональные. Было видно, что детям и ребятам постарше эти танцы нравятся. Как зритель, я это чувствовала, — сказала Светлана.

После громкого успеха на отчетном концерте коллектива, танцовщики отправились на долгожданные каникулы. В августе у них возобновятся тренировки, в студию придут малыши, которые заменят нынешних выпускников. В этом году — их четырнадцать: Полина Рябушенко, Анжелика Дементьева, Ивика Карп, Вийвиан Вийкмаа, Асмин Чамян, Александра Казак, Аксинья Добросоцкая, Софья Базарова, Анна Вахтре, Ребекка Линдус, Алина Латыщева, Лора Кисленкова, Аделия Малышева и Даниил Сергеев.

Как и в других коллективах, на отчетных концертах «DBS» прощаются с выпускниками. Часть из них осенью продолжат танцевать в составе студии, кто-то вернётся спустя года.

Александра Илюшкина продолжила танцевать в «DBS» и после своего выпускного концерта. Алина Мюллер на несколько лет покидала коллектив, но как только появилась возможность вернуться, вернулась на сцену.

— Девушки, почему решили не заканчивать с танцами?

Алина: — Ну а как мы без них? Куда нам энергию девать?

Александра: — Для меня это второй дом.

— Понятно, пока вам чуть за двадцать – энергии хоть отбавляй. Но ведь добавились новые заботы: учеба, работа, дела по дому.

Александра: — Соглашусь. Приходится всё совмещать, что порой делать достаточно непросто. Иногда приходишь домой и думаешь: «всё, хватит!» Но на следующий день опять бежишь на тренировку.

Алина: — Я работаю посменно. Бывает так, что после тренировки приходится выходить в ночную смену, а утром опять иду на репетицию, словно открывается второе дыхание.

Александра: — Помогает поддержка со стороны всего коллектива.

— Сняла вопрос с языка. Присутствует ли конкуренция внутри «DBS»?

Алина: — Нет! Я вернулась только в прошлом году и изначально предполагала, что нечто подобное может быть. Мол пришла «звезда» и претендует выступать в первой линии. Но мои опасения не оправдались.

Александра: — Все девочки понимающие. Иногда к ним подходишь после репетиции выплакаться, а они выслушают. И вроде становится легче, находятся силы.

—  А нет такого, что «Ой нет, этот танец для меня уже детский»?

Александра: — Такого нет. Если ты танцовщик, значит танцуешь всё. Наталья делится с нами своими идеями танца, мы высказываем свои мысли. Так как в любом танце важны детали, мы описываем свои жизненные ситуации, и любая из них может стать интонационным ключом в номере.

Алина: — Нам рассказывают основную идею номера, и каждый должен его представить, пропустить через себя. Мы предлагаем движения, вместе расставляем акценты, оставляя в танце частичку себя.

— Девушки, существует определённая связь между движением в танце и внутренним состоянием человека. Есть ли те постановки, которые конкретно вам исполнять эмоционально сложно?

Александра: — Я думаю, что это танец «Этника или место под солнцем», потому что в нём много агрессии. Нужно настроиться и показать агрессию зрителю, но эти эмоции на сцене необходимо контролировать, чтобы просто не травмироваться и не навредить другим участникам номера.

Алина: — «Вуа Ля», где мы бьём пиджаками пол. Суть номера переплетается с некоторыми случаями в моей жизни, а так как во время танца воспоминания так или иначе оживают и крутятся в голове, иногда не получается сдерживать эмоции. В этот раз так и случилось. Бывает, — усмехнувшись сказала участница «DBS».

В отчетном концерте «DBS» под названием «Back to the roots», что означает «Назад к истокам», коллектив показал как свежие, так и восстановленные номера прошлых лет. В концертной программе также принял участие коллектив «Загадка» Кохтла-Ярвеского Дома творчества школьников, с которым «DBS» активно сотрудничает.

Илья Тельнов

Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam