В 2001 году в бывшем здании детского сада «Тулуке» был открыт Йыхвиский молодёжный центр, а в 2015 году переехал под одну крышу с Йыхвиской художественной школой… Как и чем живёт он сегодня – об этом и многом другом в интервью с его руководителем Яаникой Юузе.
— Давайте начнём наше интервью с завершившейся на минувшей неделе работе ученической трудовой дружины. Итоги – плюсы-минусы – уже подвели?
— (Улыбается.) Да. Всё прошло замечательно. В пятый раз наш молодёжный центр был её организатором и куратором. Радует, что дружина по- прежнему востребована, более того, желающих принять в ней участие становится всё больше. И нынче их было не 20 (в возрасте от 13 до 18 лет), как требовалось, а 48 – столько поступило заявлений. Так что зачисление в дружину проходило по конкурсу – предоставлялось первое в жизни своеобразное CV, мотивационное письмо, а также и проводилось собеседование. Состав подобрали качественный: ни один человек не отсеялся, все успешно дошли до конца, не было и прогульщиков. Конечно, главный побудительный мотив – заработать первые карманные деньги, но затем, всё же, многократно усиливает притягательность такого труда-занятия культурная программа (экскурсия в Алутагузескую дружину «Кайтселийт» и Йыхвискую волостную управу, виртуальная встреча с Кассой страхования от безработицы, игры, поездки, купание-загорание на пляже Чудского озера, прогулка на лодках в Центре водных видов спорта «Айду»), да и просто общение – молодёжь знакомится, даже (смеётся) первая любовь вспыхивает. В этот раз культурная программа проводилась совместно с Тойлаской ученической трудовой дружиной. Считаю, это хороший опыт, который необходимо в будущем расширить, подключив к сотрудничеству и другие соседние самоуправления — действующие там дружины. Нынче мы занимались благоустройством Йыхви (прополкой склонов променада и освобождали от граффити летнюю сцену в парке), но это в хорошую погоду, а в ненастье – уборкой-покраской в Йыхвиской центральной библиотеке.
— Получается, одни плюсы. И минусов, что же, не было?
Главный минус – нехватка денег, выделяемых, согласно проекту, государством и волостным управлением на организацию дружины, их ограниченность, поэтому нет возможности увеличить число её участников: в течение нескольких лет оно остаётся неизменным – 20 детей, как и время её действия — лишь две недели. Хотелось бы, чтобы появились предприниматели, которые не только оказывали бы спонсорскую помощь, но предоставляли бы и фронт работ. Ведь ученическая трудовая дружина – это очень хорошая школа для детей. Многогранная школа. В том числе они осознают: деньги с неба не падают, их надо заработать, как и цену каждому евро. Приобретают опыт работы, а также и трудоустройства – с каждым членом дружины был заключён трудовой договор.
— Невозможно не спросить о ещё недавней, уж очень животрепещущей проблеме – коронавирусе, связанной с ним пандемией и чрезвычайным положением в стране. Как пережил ваш центр это безвременье?
— Тяжело пережил, ведь двери центра были закрыты. Особенно сложно пришлось в первые две недели, когда свою деятельность из реальности переносили в виртуальный мир – очень слабой была обратная связь: нашим подопечным было не до нас, они осваивали виртуальный школьный учебный процесс, уроки-занятия… Но потом туннель в этом коронавирусном мраке удалось всё же пробить: мы подготовили даже специальную программу, устраивали, имеется в виду виртуально, даже конкурсы, определяли победителей, которым предназначались и призы… С 18 мая мы снова открыли свои двери. А на сегодняшний день, можно сказать, мы уже вернулись к нашей обычной жизни, хотя ещё не все дети, опасаясь окончательно не исчезнувшего коронавируса, пришли к нам.
— Среди завсегдатаев центра кого больше – эстоноязычных или русскоязычных детей?
— Раньше (в течение тех почти пяти лет, что я здесь работаю) было значительно больше эстоноязычных, но в последнее время чаще стали приходить и русскоязычные, совместно участвуют и в мероприятиях, а не находятся в разных помещениях, как это было сначала. У нас тут (смеётся) интеграция и изучение двуязычия – нет национальной стены между детьми. Даже многие родители в этом заинтересованы: таким образом дети могут подучить родной язык друг друга.
— Каков возраст ваших подопечных?
— От 7 до 26 лет. Хотя, конечно, 26-летние сюда уже не приходят, всё же чаще — 14-15-летние. Как минимум 20 человек в день. Но бывает и 40-50.
— Это, так сказать, «трудные» дети или же те, кто чётко видит-строит свои жизненные цели, стремясь насыщенно, с пользой, проводить и свободное время?
— Есть и «трудные» — к счастью, нередко наши стены помогают им стать другими – расстаться с плохими привычками, поступками, делами… Но, всё же, больше тех детей, которые по каким-то при¬чинам, в том числе и небольшого материального достатка семьи, не имеют возможности учиться в школах по интересам (ведь там всё платно, у нас же — всё бесплатно), а тут, можно сказать, та же, хотя и своеобразная, школа по интересам – дети, как из благополучных семей, так и неблагополучных, могут и здесь развивать свои таланты.
— Действуют кружки по интересам?
— Нет, кружков, как таковых, у нас здесь нет. За исключением, более-менее постоянных занятий с юными ди-джеями и роботики.
— Но ведь мероприятия проводятся?
— Их много. Как в самом помещении центра, так и вне его стен. Например, велопоходы, экскурсии в Тарту, центр науки «АХХАА», поездки в Центр водных видов спорта «Айду»… Самое же популярное мероприятие – «Ночь молодёжного центра», причём оно устраивается каждый квартал, хотя, бывает, что и в месяц – 2-3 раза — как это пожелают дети. Совместно с ними готовим про¬грамму проведения – не только игры, но и меню — чем будем подкрепляться, ведь домой дети попадут только на следующий день вечером. Ночлег устраивается прямо в центре – дети приносят из дома спальные мешки.
— А чем, вообще, помимо участия в мероприятиях, здесь можно заняться?
— Например, поиграть в бильярд, как и другие настольные игры, порисовать, попеть, потанцевать, изготовить поделки, испечь блины, пирожки, булочки, сварить пельмени, приготовить макароны с фаршем, сходить в магазин за покупками (экономной покупкой) продуктов, что тоже считаем важным: дети на практике приобретают жизненный опыт, который им будет очень необходим, когда уедут из родного дома на учёбу или работу…Заранее мы спрашиваем детей, чем они хотели бы заняться в следующий раз и предоставляем им эту возможность, хотя, конечно, предлагаем и свой план. И всё это, как я уже сказала, предоставляется детям бесплатно, как и само посещение центра — 5 дней в неделю (по рабочим дням, с 12:00 до 19:00), а в субботу-воскресенье – выходной.
— Как-то не совсем логично: в субботу-воскресенье, когда у детей значительно больше свободного времени, центр закрыт?
— Этот вопрос не ко мне: так решило волостное управление – центр входит в его структуру.
— Но тут особо-то и не разгуляться – места маловато?
— К сожалению, это так. Но, тем не менее, стараемся всегда максимально задействовать имеющиеся небольшие площади. Учитываем и то, что многие дети приходят сюда, чтобы просто пообщаться, своими горестями-переживаниями поделиться — чего им зачастую не хватает дома. У родителей нет на это времени — много работы, карьеру надо строить…
— То есть, работники молодёжного центра – это ещё и психологи?
— Такова реальность. У нас с детьми очень хорошие, доверительные отношения – мы как друзья. Они доверяют нам свои тайны, зная, что мы их сохраним, поможем разобраться во всех возникших сложностях, с которыми дети не решаются обращаться к своим родителям и найти у них поддержку. Детям сегодня очень не хватает общения с родителями, общения по душам… Стараемся, чтобы приходящие к нам дети вели здоровый образ жизни.
— Что самое сложное в работе с детьми?
— Направить в правильное жизненное русло. И большая радость, когда это удаётся сделать.
— Вы сказали, что пока круг приходящих сюда детей – человек 50. На ваш взгляд, это много или мало?
— Конечно, их могло бы быть и больше. И должно быть больше. Чтобы расширить этот круг, мы стараемся развивать сотрудничество с общеобразовательными школами. Да и вообще поддерживаем с ними постоянную связь… Смысл ведь молодёжной работы не только в том, что мы, работники центра, придумаем и организуем – всё сами сделаем, но больше здесь должна превалировать инициатива и инициативность детей, их желание и фантазия. С учетом возрастных категорий. В частности, с детьми постарше вместе пишем различные проекты. Благодаря чему, например, у нас появилось 10 велосипедов. Был у нас совместный проект и с двумя общеобразовательными школами — Йыхвиской эстонской основной школой и Йыхвиской русской основной школой – устраивали недельный лагерь. С целью общения детей, как и изучения языка – эстонского и русского. Но были у нас даже международные проекты. Так, в прошлом году два ученика из Йыхвиской государственной гимназии обратились ко мне со своим предложением – организовать международный молодёжный лагерь, с участием 7 европейских стран. В их числе Испания, Португалия, Италия, Румыния, Польша, Словения, Эстония. И такой лагерь прошёл у нас. Из каждой страны приехали с руководителями по 5 человек. То есть, было почти 40 человек. И до сих пор дети продолжают общаться по Интернету, как и я. Нам предлагали участвовать в проводимом в Италии молодёжном лагере, но коронавирус помешал нашей поездке.
— Как вы считаете, почему молодёжь предпочитает тусоваться по торговым центрам, а не идти в тот же молодёжный центр?
— Не знаю. По-видимому, их привлекает более свободное общение. Дети-то разные, у каждого свой мир.
— Проблемы сегодняшней молодежи, какие из них вас беспокоят больше всего?
— Лень, пассивность, инертность. Имеется в виду то, что у молодёжи сейчас много возможностей, как и информации. И они в этом «заблудились» — не хотят проявлять собственную инициативу.
— А как же курение, пьянство, наркотики?
— Это в другом мире. Я могу сказать только о своих детях. Пьют – такое ещё иногда бывает, курят – всё реже, но наркотиков – ни разу не видела и не слышала.
— Ваше мнение: почему молодёжь столь активно уезжает из Йыхви, как и всего Ида-Вирумаа, в более благословенные края – Таллинн, Тарту, а то и вовсе за границу?
— Я не вижу в этом ничего плохого. Они обретут там опыт и возвратятся обратно, хотя, конечно, возвращаются далеко не все. К сожалению, у нас нет такой работы и такой зарплаты, как того хотелось бы молодёжи. Сегодня молодёжь свободна в своём выборе – для неё открыты все границы.
— Что там впереди: каким вам хотелось бы видеть Йыхвиский молодёжный центр в будущем?
— Моя мечта — это отдельное большое красивое здание, двери которого открыты 7 дней в неделю. И где каждый найдет желаемое занятие – а значит, исчезнут молодёжные тусовки по торговым центрам. А ещё лучше, чтобы в Йыхви было как минимум два молодёжных центра – один в микрорайоне, как сейчас, а другой – в центре города. Чтобы было больше возможностей у детей интересно и с пользой проводить свободное время.
Антонина Васькина
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ