Незаметно промчался первый месяц лета. Школьники наслаждаются долгожданными каникулами, но проводят это время по-разному, некоторые из них беззаботному времяпрепровождению предпочли работу. Именно для таких детей в Силламяэ уже многие годы организуются ученические трудовые лагеря, которые курируются городским управлением и Открытым молодёжным центром ESN.
Руководитель Открытого молодёжного центра ESN Игорь Малышев рассказал, что несмотря на непростое экономическое положение в стране, Силламяэ не стал отказываться от проведения традиционных трудовых смен и выделил деньги на организацию лагеря для своей молодёжи.
— Трудовые отряды в Силламяэ – это давняя традиция, которую мы поддерживаем с 1994 года. За эти десятилетия форма работы трудовых отрядов менялась, но главная цель осталась неизменной – это занять подростков чем-либо полезным и интересным в летний период, когда кружковая деятельность не ведётся. Если раньше школьники, пришедшие в лагерь и выполнявшие различные задания в течение смены, получали поощрение в виде экскурсионной поездки на несколько дней по всей Эстонии или в Ригу, то в последние несколько лет за свою работу ребята получают деньги.
— То есть, всё по-взрослому?
— Я бы сказал так, что всё приближенно к реальной взрослой жизни. Со школьниками заключают трудовой договор, с ними проводят инструктаж, после они приступают к работе. За время смены, которая длится десять дней, школьники привыкают к дисциплине, к ним приходит понимание «рабочего графика» и того, что в жизни не каждая работа может нравиться, но её нужно выполнять. За свой труд каждый получит в конце смены около 100 евро себе на счет. Но, так как мы говорим о молодёжном лагере, то рабочий день у школьников существенно короче, чем у взрослых и делится на рабочее время и досуг. В первой половине дня ребята работают, но не более четырёх часов. После работы они идут домой — умываются, переодеваются, обедают и возвращаются в лагерь. Во второй половине дня в лагере проходят игры и соревнования. Нас посещают представители различных организаций. К примеру, были работники Кассы страхования от безработицы, которые учили школьников составлять CV-документы, объясняли, на что обращают внимание работодатели и какие трудности их могут ожидать при поиске работы.
— С какого возраста можно попасть в трудовые отряды и много ли желающих?
— Мы приглашаем школьников в возрасте от 13 до 18 лет. Но так как количество мест ограничено, мы стараемся брать тех, кому 13-16 лет, потому что более старшие ребята могут найти себе уже полноценную работу. В этом году мы получили свыше 150 заявок от желающих попасть в лагерь, а мест у нас всего 30. Ребята составляют CV, мы рассматриваем все кандидатуры. Чтобы в лагерь смогли хотя бы раз попасть все желающие, у нас идёт чередование; стараемся, чтобы в смене были бы школьники разного возраста и из разных школ. После того, как все анкеты просмотрены и кандидаты отобраны, начинается самое интересное – лотерея, которая определяет конечный список участников. Из 150 анкет первый круг проверки проходят очень многие, а мест не хватает.
— Итак, отряды сформированы. Кто даёт задание?
— Мы тесно сотрудничаем с городским управлением Силламяэ. Именно специалисты отдела городского хозяйства и отдела образования предоставляют список заданий на смену. Все работы ведутся на муниципальных территориях. Работы разные: уборка городского пляжа, парка, помывка окон в детских садах и школах. Ввиду того, что город обсуживает специализированная фирма по уборке, чиновники планируют работу так, чтобы мы не дублировали эту работу в один день на одном и том же объекте. Обслуживающая Силламяэ фирма, в случае необходимости предоставляет нам мусорные мешки и инструменты. Допустим, наши отряды собирают мусор в условленном месте, фирма позже забирает его и отвозит на свалку.
— В списке заданий у ребят исключительно уборка городских территорий?
— В основном речь идёт об уборке и благоустройстве. Но есть и творческие задания. За время смены школьники должны придумать и провести одно городское мероприятие.
— На каком языке идёт общение внутри отрядов?
— Основным языком общения является русский. Но на объектах нас обычно встречают работники учреждений, и мы стараемся разговаривать с ними на эстонском языке. Нужно признать, что в Силламяэ языковой практики у детей вне школы мало, поэтому мы используем каждую возможность, чтобы общаться на государственном языке. К нам приходят на практику студенты из Нарвского колледжа, которые учатся на молодёжных работников. Здесь они могут закрепить свои знания на практике. Опять же, школьники видят всё то многообразие профессий, с представителями которых они во время лагеря пересекаются. Растёт коммуникабельность. Ребята, которые ещё до лагеря не знали друг друга, должны оперативно находить общий язык, ведь от этого зависит успех всей команды. Налаживание коммуникации проходит в форме игры: мы специально не создаем чатов для оповещения о срочном сборе, так как вся информация движется по цепочке от одного человека к другому. В этой цепочке каждый знает, что, если он не передаст информацию дальше, несколько человек её не получат, отряд не соберётся.
— Игорь, на ваш взгляд, в чем заключаются плюсы и минусы того, что школьники имеют возможность зарабатывать в трудовых отрядах?
— Само участие в трудовом лагере уже является большим плюсом. Ребята видят количество мусора на улицах, в парках после праздников. Я не верю, что после работы в отрядах, кто-либо из них будет бездумно бросать фантики в парке или переворачивать скамейку. Более того, они записывают видеоролики на телефон и размещают их в социальных сетях, призывая горожан более бережно относиться к родному краю. Когда школьники показывают, какой была территория пляжа до их прихода и после уборки – результат ошеломляющий. Это работает лучше, чем какая-либо социальная реклама.
Уже говорил, что в прошлые годы мы организовали, в благодарность за работу, поездку на несколько дней, но сегодня потребности детей иные. Само общество сейчас иное и живёт по принципам рынка: сделал работу – получи денежку. Когда этот принцип переплетается с молодёжной работой, то плюс заключается в том, что школьники получают навыки, которые им пригодятся при найме на работу. Но есть большой минус! Как только школьникам начинаешь за каждый шаг платить деньги, то заинтересовать их потом сделать что-либо за бесплатно – непросто. Они будут делать что-либо только в том случае, если им это реально интересно или за эту работу платят деньги, — констатировал Игорь Малышев.
Беседовал Илья Тельнов
Фото ESN
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ