Август на дворе – уходит лето. И сейчас, на его исходе, особенно привольно в кохтла-ярвеском городском парке – царстве покоя и буйства зелени, последней зелени, хотя, вообще-то, здесь всегда приятно находиться, даже зимой, не говоря уже о ранней осени, когда кружит неземной красоты листопад.
Обычно летом парк никогда не пустует, если, конечно, учитывать и немногочисленных прогуливающихся. Вот и в среду, 2 августа, было здесь немноголюдно. Возможно, закрыла путь дождливая погода.
— В такую погоду мне даже больше нравится здесь прогуливаться, — улыбается Светлана. – Идти под зонтиком по этим дорожкам-тропинкам, наслаждаясь мелодией дождя, — это же такая замечательная релаксация: все нервы на место становятся – и вновь жизнь кажется прекрасной. Да и сейчас я в отпуске – так что спешить некуда: можно тут спокойно подумать-поразмышлять. Вот уже второй час здесь прогуливаюсь – очень хорошо, свежо, здесь сегодня дышится: совершенно не ощущается химический запах от наших предприятий.
— Да, прогуливаюсь, но тут-то, кроме прогулок, больше нечем заняться. Разве что на уток посмотреть, их нынче много в озере плавает, — не слишком оптимистично заявляет Лариса.
— Сейчас сюда уже редко приходим, — почти хором поясняет встретившаяся ватага мальчишек, — только вот покататься на самокатах и великах, да на детской площадке позаниматься, а купаться в озере – уже не купаемся – вода холодная.
— Можно сказать, что я в парке – постоянный посетитель. Почти каждый день катаюсь здесь на велосипеде, как и другие велосипедисты. Очень даже прекрасное для этого место. По дорожкам-тропинкам разгуливать не люблю. В прежние годы приходили сюда всей семьей – на лодке и катамаране покататься по озеру – своеобразная романтика была. Но теперь ни катамаранов, ни лодок нет, нет и романтики, — смеётся Николай.
— Очень мало устраивается здесь мероприятий, — считает Ангелина. — Хотя могут это делать великолепно. Как, например, недавний фестиваль «Музыка на воде». Чудесное мероприятие, чудесное зрелище, собравшее множество народа. Большое спасибо его организаторам. Всей семьёй мы здесь были, как и на праздновании встречи Яанова дня — Яановой ночи. Даже сама обстановка в парке – сродни языческой – располагает к проведению этого массового гуляния, которому, думаю, рады все: и дети, и взрослые. Побольше бы таких массовых мероприятий устраивалось бы тут, но, к сожалению, их, других, пока нет — тишина здесь.
— Парк, конечно, очень красивый – замечательная природа. Эти могучие величественные деревья. Да и порядок радует, всюду очень красиво, аккуратно, покошена трава. Все дорожки-тропинки в порядке-чистоте. И это очень приятно, но этого мало – жизни в парке нет, имею в виду проведение различных мероприятий, их тут очень мало проходит, — отмечает Наталья.
— Кроме красивой природы, нечем больше привлечь народ в парк, — поддерживает Вера мнение своей подруги Натальи. — А ведь наш Кохтла-Ярве очень богат талантами – теми же творческими коллективами. Да, они летом отдыхают – на каникулах, но ведь не все уезжают из города, поэтому можно же и неполным составом выступать на концерте. Тем более, что выступление на сцене для каждого артиста, в том числе и самодеятельного, – праздник, большая радость. И чем чаще выступают, тем лучше. Да и городской духовой оркестр надо бы задействовать — мог бы тут выступать, а то видим-слышим его очень редко — лишь на больших городских торжествах.
— Безусловно, парк очень ухожен и это радует, а вот его наполнение-содержание (знаю об этом по рассказам бабушки и дедушки) исчезло. Даже вот и лодочная станция. Нет здесь ни кафе, ни аттракционов – нечем совершенно заняться – нет разнообразия проведения отдыха, нет развлечений. Хорошо, что есть детская площадка, очень нравится сыну. Так что всегда приходим сюда охотно, когда есть время, — рассказывает Милана.
— Вот любуюсь озером и даже не верится, что оно искусственное. Очень интересны его очертания – целое искусство – сразу видно: с большой любовью прорисовывали-создавали его. Это же такая красота. Эта блестящая водная гладь. Даже этот камыш – крохотные его заросли в другой части озера – столь симпатичны. А этот изумительный островок в озере. И мысленно говорю спасибо тем людям (возможно, их уже нет на этом свете), которые своими руками создали это озеро, это чудо, для многих поколений кохтлаярвесцев. Как и сам этот парк. Он же сам по себе не вырос: чьи-то руки посадили это множество деревьев, которые выросли большими, со столь мощными кронами, — размышляет вслух Елена.
— Мы с мужем тут рядом живём, — говорит Валентина, — приходим в парк почти каждый день – походить-подышать свежим воздухом (здесь же так много мощных деревьев), если его, конечно, не портят своими зловонными запахами наши предприятия. Особенно нужны эти прогулки мужу, он очень сильно переболел коронавирусом – всё никак не восстановить здоровье, но после таких прогулок чувствует себя получше. Нам, пенсионерам, здесь нравится. Хотя, конечно, мы с удовольствием приходили бы и на мероприятия: веселье – это же хорошо: своеобразное лекарство. Хотелось, чтобы парк вновь шумел-гудел, как это было во времена нашей молодости. Кстати, мы с мужем и познакомились в этом парке, а потом и поженились.
— Царящая здесь тишь и благодать – это прекрасно, но хочется чего-то другого – музыки, веселья — развлечений, а их нет. Очень редки тут мероприятия – по моим подсчётам, и трёх не наберётся. А ведь можно летом хотя бы устроить те же танцы, всеобщие танцы, для народа, например, по вечерам каждую пятницу или субботу, когда все желающие могли бы приходить сюда потанцевать, пообщаться, как и познакомиться. Не сидели бы в четырёх стенах своих квартир всё лето, ведь далеко не у всех есть возможность повеселиться за границей — выезжать туда в отпуск, — резюмирует Полина.
— Этот парк – моя молодость, — с некоторой грустью произносит Нина. — Вот хожу по дорожкам и вспоминаю, какая же бурная жизнь здесь была. Рядом с парком располагались два молодёжных общежития: одно здание несколько лет тому назад почему-то снесли, а второе осталось – то, в котором я и жила. Мы тогда, молодые, часами пропадали в этом парке – «бассейкой» его называли – это было наше любимое место отдыха. Тут всё кипело. Всегда и в будни, и в выходные дни было много народа, от мала до велика. И для всех находилось развлечение. Было тут и колесо обозрения, и «американские горки», и карусели, и качели, и катание на лодках-катамаранах – всего и не перечислить. Звучала музыка, потанцевать можно было. А в кафе — купить различные вкусняшки и, конечно же, мороженое, а мужчинам — отведать пивка… Когда же пришла рыночная экономика и рыночные отношения, жизнь из парка, его содержание-наполнение, стала понемногу уходить. Оказался он запущенным-заросшим, в том числе и рукотворное озеро. Но несколько лет тому назад его, к счастью, благоустроили-облагородили — и он вновь засверкал во всей своей красе, но красе внешней, – вот бы теперь его вновь наполнить внутренним содержанием, чтобы парк снова стал многолюдным – былым любимым местом отдыха, со множеством развлечений и для детей, и для взрослых, как в былые времена. Конечно, на городской бюджет это всё не возродить, но ведь у нас в Кохтла-Ярве много предпринимателей, богатых людей, как и богатых предприятий, – вот бы им стать здесь меценатами. Внести свою лепту в историю родного города, как когда-то это сделали те, кто создал этот парк и это озеро.
…Уходит из парка лето-2023, уходит навсегда – в вечность, но впереди — придёт в парк лето-2024, которое может стать ярче, многообразнее, интереснее своего предшественника, — проявится в парке обновлённая жизнь.
Антонина Васькина
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ