Утверждается, что число 13 – несчастливое. Но вот дом №13 по улице Синивооре в Кохтла-Ярве это опровергает: он — счастливый. Счастлив и тем, что здесь не просто грамотный, хозяйственный председатель квартирного товарищества, но и человек большой души — Елена Мутонен, с 2004 года возглавляет это квартирное товарищество. В течение нескольких лет, причём и в одиночку, преображает свой дом, преображает собственными руками, даря радость его жильцам.
На сегодня этот дом – он, такой, единственный в своём роде не только в Кохтла-Ярве, но и далеко окрест.
Сразу же при входе в первый подъезд встречает очей очарованье, хотя и не только в подъезд, даже в подвал. Своеобразная экскурсия по дому, которую попросил провести Елену Мутонен еженедельник «Панорама», началась именно с подвала.
На входе в подвал, где расположен теплоцентр дома, гостеприимно встречает добродушный Старичок с пенистой кружкой пива в руке, хозяин подвала, – мозаичная картина, как и по обе стороны прохода – мозаичные стены, а, спустившись со ступенек, и пол, такой же – мозаичный, как и стены. В углу симпатичный сундучок – собственность Старичка, его пожитки. Открыв же вторую дверь, замираешь: перед глазами мозаичная картина, своего рода батальная композиция во всю большую стену – настоящее произведение искусства: на фоне зелени, больших красных маков, летающих бабочек – козлик Боря, с рогами и бородой, зайчик Сеня, с морковкой в лапах, котик Мотя, с задорным, трубой, хвостиком. «Это жители нашего подвала, хранители подвала и дома — охраняют наш мир и покой, – произносит с улыбкой Елена. — Когда прихожу сюда, всегда здороваюсь с ними, говорю им: здравствуйте, мои жильцы подвальные. Появились тут именно красные маки, а не какие-то другие цветы, не случайно: их я сразу увидела, будет красиво, когда мне принесли в качестве остатков после ремонта плитку красного цвета, а вот зайчик и котик, как и бабочки, — неожиданно, так как не хватило мозаики нужного цвета для основного фона. И оголённые места надо было чем-то заполнить. Сложность работы заключалась в том, чтобы все эти мозаичные кусочки-дольки собрать-подогнать. Но принцип: если долго мучится, что-нибудь получится, и тут сработал. Я рада: то, что получилось, даже сама для себя не ожидала, — вообще-то, лишний раз убеждает, что человек, наверное, может всё, если он не боится это делать».
Справа от картины, на другой прилегающей стене, во всю её длину и ширь, – иная картина: разбредшаяся мозаика, образовавшая общий разноцветный узор. Да и слева — такая же, но значительно меньшего размера. Даже откосы на подвальных окнах сделаны-выложены тут из мозаики: получилось удобно, практично – красиво.
Следующая дверь – в святая святых дома: теплоцентр. Здесь вообще сказка, ещё больший восторг и восхищение: не только стены, но и пол, и потолок – всё в чудо-мозаике. И не просто в мозаике, а с мозаичными картинами. На одной стене – влюбленная парочка котиков, с летающими бабочками, в рамочке, на другой – мышка, на третьей – весна, май, цветущие ветви дерева, на одной из которых сидит, нахохлившись, сова.
— Эта стена, — показывая рукой, делает экскурс в прошлое Елена, — своего рода историческая, даже дважды историческая. Моя первая большая работа, хотя начало начал — маленький кусочек стены возле входной двери в теплоцентр. А начала там учиться мозаичному делу непредвиденно, побудили-помогли возникшие обстоятельства: в то время в доме заменяли окна — и подвал надо было по много раз на дню открывать-закрывать, поэтому, чтобы зря время не терять, и решилась попробовать вычитанное в Интернете на практике. К моему удивлению, всё получилось. А затем уже — эта стена. Она была в плохом состоянии – осыпалась, неровная. Конечно, и тут не было уверенности, были опасения, но считала: если плохо получится или вообще ничего не получится – тут особо никто этого не увидит. В итоге же, все, кто увидел сделанное, оценили положительно, одобрили, что и стало для меня своеобразной отправной точкой – продолжилось далее: мозаичными работами в нашем доме занимаюсь более 10 лет. Историческая эта стена ещё и потому, что мозаика сделана из оставшейся после ремонта плитки (отличается по цвету) многих квартир. По сути, почти каждая квартира принимала участие, так что эта стена хранит память вклада многих жильцов нашего дома. Например, эта, жёлтая, из квартиры №…, голубая, из квартиры №…, белая, из квартиры №…, красная из квартиры №…, а эта, зеленая, из моей квартиры… Сбор же самой плитки для мозаичных работ начался с того, когда увидела, что в большой контейнер жильцы дома несут и несут плитку — и я попросила: давайте, не будем выбрасывать её – увозить на свалку, а попробуем применить в нашем доме. Во время замены окон, увидел (улыбается) мои труды и мастер строительной фирмы, сказал: у меня есть несколько плиток в гараже – остались от ремонта квартиры, привезти. И привёз — вот эти большие симпатичные плитки. Разбивать на мозаику не стала, прямо при нём целиком уложила их на пол, в форме узора. А эта обрамлённая мозаикой рамка, в которой сидит влюбленная парочка котиков, от старого зеркала, нашла её, выброшенную, и приспособила сюда – можно сказать, что и она обрела тут свою вторую жизнь.
Выполнять здесь, в теплоцентре, мозаичные работы было очень даже не просто из-за труб, близко прилегающих к стенам и полу, надо было подлезть — подстроиться в узком пространстве: иначе, чем на коленях, невозможно было укладывать эту мозаику.
— Такая сложная работа: всё собрать-подогнать — как же удаётся столь тонко, филигранно, выложить те же лепестки цветочков?
— Тут в зависимости от осколков разбитой плитки – полученной мозаики: смотрю, как примерно выглядит цветочек, именно такой формы всё и получилось.
— Действительно ли, как сказали мне жильцы вашего дома, суровые мужчины фирм, которые приходят в теплоцентр выполнять какие-то свои работы, сюда в сапогах бояться заходить, потому что здесь не только такая красота, но и стерильная чистота. Вот и трубы тут, как и во всем подвале, тщательно, аккуратно заизолированные — тоже красиво?
— (Смеётся.) Да, бахилы берут с собой, надевают их перед входом в теплоцентр. А трубы заизолировали, чтобы тепло сберечь, но, как-никак, и порядок.
— Отнюдь не понятно: почему такая красота, а создана не в каком-то другом, видном, месте, а именно в подвале?
— Не было ведь уверенности, не знала: получится-не получится. Как уже сказала, я не художник, не училась в детстве и в художественной школе, как до этого никогда не занималась и плиткой, мозаичными работами. Поэтому (это просто было желание, порыв попробовать себя) и выбрала подвал — то место: если не получится, то никто ругать меня не будет.
— Интересно, как рождаются рисунки-узоры, осуществлялось-осуществляется это практически?
— Тут главный помощник – Интернет, в том числе и в обретении знаний по мозаичному делу. Смотрю, в частности, узоры из мозаики, что можно интересного использовать, хотя, естественно, всё получится по-своему. Карандашом нарисую примерный рисунок, по которому и подбираю-укладываю разноцветную мозаику. Исхожу из имеющегося материала, цветов плитки, какая у меня есть.
— Это же такая огромная, кропотливая работа, да ещё пыль-грязь, почему вы ею занимаетесь?
— Наверное, хочется попробовать что-то интересное, новое. Почему-то захотелось именно это сделать, не заказывать у кого-то ремонт находящихся в плохом состоянии подвальных стен, а попробовать именно собственными руками привести их, некоторые, в порядок.
— И вы одна это делаете?
— Да, но участвуют, можно сказать, все жильцы дома — приносят плитку после проведенного ремонта в квартире, как и оказавшиеся в избытке клей для плитки, раствор, шпатлёвки. Ничего покупать не надо. Есть часть мозаичной стены, которая сделана из отходов плитки, оставшейся от цокольных работ нашего дома. За счёт мозаики удаётся выровнять и стены, неровные, страшные, и полы, некрасивые, с ямами — спрятать все неровности, изъяны.
— По-видимому, чуть ли не сутками тут надо трудиться?
— Работала здесь, когда было свободное время. Порой приходила и в 5 часов утра – до своей основной работы, начинающейся в 8 часов, – успевала сделать что-то за 2 часа, а также и после работы, и в выходные дни. Да, это очень кропотливая работа. Она требует, прежде всего, терпения.
— Но и много сил?
— Наоборот, силы, здоровье прибавляются, да и все эти работы – очень хорошая зарядка. Когда делала ремонт в первом подъезде, (улыбается) похудела на 4 килограмма — я рада, чувствую себя в спортивной форме. Так что вместо зарядки позаниматься в день по чуть-чуть этими делами — очень большая польза.
— Когда сейчас смотрите, как бы со стороны, какие у вас чувства?
— Я всегда радуюсь, хотя уже привыкла к тому, что есть. А те, кто видит это впервые, так сказать, новички, в том числе и жильцы нашего дома, их эмоциональная реакция: видеть улыбку на лицах – это дорогого стоит. Так что все трудности, с чем сталкиваюсь, они стоят того, чтобы видеть конечный результат и такую позитивную реакцию людей.
Вся эта красота создана из бросового материала, отходов, – плитки (не только целой, но и разбитой, вплоть до крохотных кусочков – всё тут пригодится), как старой, ещё советских времен, которую жильцы дома при ремонте своей квартиры заменяют на новую, современную, так и новой, оставшейся после ремонта. Не увозят её на свалку, а приносят Елене. Бывает, что и сторонние люди, прослышав, привозят ей плитку, предварительно позвонив, тоже предпочитая вместо свалки доставить сюда, а здесь она очень нужна. И сама Елена ищет её по своим друзьям-знакомым.
Ещё больше удивляет, что никаких особых инструментов-орудий у Елены нет. «Единственное, чем пользуюсь, — подчеркивает Елена, — это молоток, которым разбиваю плитку – и получается мозаика, её рассортировываю по цвету, вижу, что из неё можно сделать. Бывают и ностальгические эмоции, например, когда наши жильцы приносят плитку 70-80-х годов, которая была изначально, со времени рождения нашего дома, а он построен в 1975 году, в ванной и на кухне. И теперь, получается, эта плитка возродилась во второй своей жизни, хотя и совершенно в ином качестве – мозаике, но опять-таки в нашем доме».
Завершилось чудесное мозаичное путешествие на крыше дома, в помещении зимней сушки белья, где пред очи предстал неописуемый художественный шедевр – раскинувшееся мозаичное голубое озеро с двумя плавающими белоснежными лебедями, а вокруг, на всей площади пола, цветут в пышной своей красе уникальные мозаичные чудо-цветы — сколько же вложено в это великолепие труда, любви, души. «Года два назад это сделала», — прокомментировала Елена.
Но удивительны не только эти мозаичные произведения, истинные произведения искусства, созданные Еленой в одиночку, как и недавно сделанный ею, тоже в одиночку, ремонт первого подъезда – на всех, пяти, этажах.
Все краски подобраны со вкусом, стильно, — получилось приятное сочетание цветов. «На каждом этаже жильцы сами выбирали те цвета, которые они хотели, — уточняет Елена, — хотя стены покрашены не одним цветом, а несколькими».
На полу, на площадках, разбитую-разрушенную плитку заменила на новую – получился ковер. Впервые в подъезде появились и симпатичные мозаичные полы – на проходах между этажами.
— Жильцы дома утверждают, что вы не взяли ни цента как за свои многолетние мозаичные работы, так и за этот ремонт первого подъезда, почему?
— Вообще-то, у меня всегда была цель — не получить оплату, деньги, а именно создать уют, красоту в нашем доме, сделать-принести, прежде всего, радость, что именно и получилось. И получилось именно с положительными эмоциями. В 2006 году, когда проводился большой ремонт, мы тоже не заказывали фирму, его проводили жильцы каждого подъезда своими силами: складывались, покупали краски, мыли стены на площадках – ремонтировали-красили. Так что грязная работа была проделана в 2006 году. А сейчас я смотрю на состояние этажей, чтобы придать им блеск, глянец – чем-то ещё жильцов опять-таки порадовать. Вот и решила провести ремонт первого подъезда собственными силами, как и добавить своего рода эксклюзивные моменты, хочется, чтобы был порядок, уют.
Обновлены-оживлены стены не только разноцветными красками, приятными тонами-полутонами, излучающими свет и тепло, но и рисунками – картинами: на каждой площадке этажа создан свой художественный мир. Тут и чудо-цветы, и корабль-парусник, с летающими чайками, и пальмы… «Это работы Анны, — поясняет Елена. — Раньше жила в нашем доме, но, выйдя замуж, переехала в другой дом, а её мама и сейчас живёт здесь. Я попросила Анну нарисовать картины на стенах площадок всех этажей (хотелось преподнести жильцам и такую изюминку — в виде рисунков на стенах), она с удовольствием согласилась это сделать. Когда Анна рисовала, жильцы просили обязательно нарисовать картину именно возле их двери – (улыбается) у всех разом пробудился художественный вкус и любовь к искусству».
— Зачем вам это нужно, тот же ремонт в подъезде: море дополнительной работы, забот-хлопот, переживаний, и этот, далеко не лёгкий, труд, и краски, да и столь великая трата личного времени?
— Получается, такая моя миссия, хотя (улыбается) и добровольно выбранная. Сами видите положительные эмоции наших жильцов. Пенсионеры мне говорят: уже ничего в жизни не надо, а вот увидели эту красоту — снова жить захотелось. Наверное, ради таких моментов и стоит делать такие вещи.
— Сделать это может и строительная фирма?
— Если сам можешь сделать, то зачем нанимать фирму, тем более, где гарантия, что она сделает лучше.
А что же сами жильцы преображенного подъезда, каковы их мнения — и об этом в мини-интервью узнал еженедельник «Панорама».
— Мои родственники и друзья — все, кто приходит ко мне в гости, восторгаются нашим подъездом (а живу я в первом подъезде), завидуют, что у нас так красиво и необычно для обычного 5-этажного дома, — рассказывает Нина Михайловна. — А эти появившиеся нарисованные картины и вовсе осветили душу теплом и радостью. Наше счастье, конечно, в том, что у нас такой председатель квартирного товарищества – не просто грамотный и хозяйственный, но и великий труженик. Своими руками сделала мозаичные работы в подвале, причём в большом объёме, вот и ремонт полностью в нашем подъезде провела. И до сих пор за эту свою работу, как и мозаичную (хотя занимается ею уже далеко не один год), не взяла ни цента. Эта тема неоднократно поднималась жильцами дома: считаем, что данные работы достойны оплаты – и Елена должна её получить. Хотя сама Елена почему-то даже не просит этой оплаты.
— Можно сказать, что наш председатель, создав такую красоту, нас «разбудила»: подняла на новый уровень восприятия жизни – уюта и красоты, — уверяет Любовь Алексеевна. — Приятно в подъезд войти – душа улыбается. Иной дух, свет теперь в нём. Очень благодарны мы Елене. Вообще-то, Елена – особенный и председатель, и человек. Например, в экстренных случаях берёт в руки лопату и помогает дворнику расчищать снег с дорожек, чтобы побыстрее обеспечить проходы для жильцов дома.
— Как-то немного стыдно, — говорит, отказавшись назвать своё имя средних лет мужчина, — Елена, такая хрупкая женщина, одна, в одиночку, делала ремонт в подъезде, как и мозаичные работы в подвале, что мы ей не помогали – больше не нашлось среди жильцов дома таких, как она, энтузиастов, хотя теперь радуемся: как же здорово всё получилось. Причём, насколько мне известно, все эти мозаичные работы в течение всех лет она делала бесплатно, как и нынешний ремонт.
– Попросила, чтобы и возле моей двери нарисовали какой-нибудь рисунок: это для радости, для хорошего настроения — все хотят красоты, все любят, чтобы было красиво, — считает Надежда Михайловна. — У нас в доме чисто, аккуратно – красиво. Казалось, что нам, пенсионерам, уже ничего не надо, а тут, с такой красотой, ещё пожить хочется. Председатель у нас замечательный. И самое главное: она – душевный человек. Елена с нами, пенсионерами, и поговорит, и поможет, и вот — красоту наведёт. Любит она нас, а мы её любим. Такая благодарность ей от нас.
— Но не унижает ли ваше достоинство как председателя квартирного товарищества этого же дома, да ещё и депутата Кохтла-Ярвеского городского собрания, занятие такой, далеко не начальнической работой, каково ваше мнение?
— Нет, не унижает, я готова к любой работе. Для меня (как председателя квартирного товарищества) главная цель — сделать уютным, красивым наш дом, чтобы всем жильцам было приятно, радостно жить в этом доме. Хотя, конечно, работа председателя квартирного товарищества не заключается в том, чтобы делать ремонты, наводить красоту собственными руками. У него совсем иная функция работы, поэтому здесь всё сугубо индивидуально.
— Если глянуть с большой высоты, то вы своими такими работами, особенно мозаичными, создаёте себе своего рода памятник на долгие годы: и будущие поколения жильцов будут знать, что это сделано во время председательства Елены Мутонен и непосредственно Еленой Мутонен?
— (Смеётся.) О чём-о чём, а о памятнике себе никогда не думала. Считала и считаю: порядок должен быть – это лицо дома. Да и сама в этом доме живу. Но навожу этот порядок не я же одна, все наши жильцы — молодцы. И в 2006 году, когда во всех подъездах сами жильцы сделали ремонт, инициатором здесь стал Михаил, живущий на первом этаже третьего подъезда. Он сам купил краску и сказал мне: буду сам делать ремонт на своём этаже – невозможно уже видеть эти обшарпанные стены. Включились в ремонт и его соседи. Глядя на них, подтянулись и жильцы других этажей подъезда. А затем этот (улыбается) приятный вирус перекинулся и на остальные подъезды».
И сегодня не только в первом подъезде красота и порядок, то же – и в других подъездах. Как и украшенные стены. Есть там, во втором и третьем подъезде, и Еленина вышивка крестиком – большие картины, обрамленные симпатичной мозаичной рамочкой, — настоящие шедевры искусства (фото на 6 стр.).
Написать-рассказать обо всём и во всех красках – невозможно: это надо видеть. Постоянно, все 2,5 часа своеобразной экскурсии по подвалу и этажам дома, сквозила мысль: вот бы такую же экскурсию провести и для управляющих-председателей квартирных товариществ, может быть тогда, сравнив, значительно меньше стало бы запущенных, обшарпанных — убогого вида подъездов в других домах. И хотелось ещё побыть в этом очаровании как созданной красоты, так и красоты души Елены Мутонен, чтобы и далее продолжалось удивление, восхищение, восторг, что такое чудо, красоту, порядок можно создать в обычном 5-этажном доме.
…Но сделанное – не венец задумок-планов Елены: «Конечно, далеко не всё ещё сделано, так что работы на будущее очень много». Кстати, вот и в подвале уже стоят-наполняются картонные коробки с рассортированной плиткой для нового, следующего, этапа работ – преображения родного дома.
Антонина Васькина
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ