Мастер по валянию из шерсти Ольга Пименова – наш сегодняшний собеседник.

— Когда вы открыли для себя этот чарующий мир — валяние из шерсти?

— В 2011 году, когда мне было 48 лет. Так что (улыбается) никогда не поздно начинать заниматься чем-то новым, неизвестным для себя.

— Как произошла эта встреча?

— Случайно-неслучайно: не зря же утверждается, что ничего случайного не бывает, всё закономерно. Моя подруга Людмила – очень активный, инициативный человек – услышала-узнала, что в Йыхви открываются курсы по валянию из шерсти, сагитировала и меня, убедив (по крайней мере, узнаем что-то новое) принять в нём участие. Тогда валяние из шерсти было уже на слуху – набирало силу – и у нас возник интерес к этой многовековой технологии, которая, как раз, стала возрождаться. Те курсы проводила Татьяна Петровна Печерица. Как мастер рукоделия, она была известна не только в городе Силламяэ, но и далеко за его пределами. И сразу, эта первая встреча с валянием очаровала меня: увидела открывшиеся возможности шерсти, разные техники, чудо-изделия… И я настолько увлеклась, что после окончания курсов начала сама потихоньку валять – учиться: пробовать создавать всё новые и новые изделия. Так что валяние из шерсти стало моим самым любимым хобби. А другие свои хобби (я всегда занималась рукоделием, творчеством – даже ходила в художественную школу на курсы рисования для взрослых, что мне очень помогает в моём нынешнем деле) забросила – особенно много вышивала крестиком… А потом, в 2017 году, уволившись с работы, моё увлечение превратилось в основное занятие – любимую работу, перевернув всю мою жизнь: начала заниматься профессионально, что стало и моим доходом. Но ещё до ухода с работы всегда старалась участвовать во многих мастер-классах – повышала, совершенствовала свои знания, практические навыки, — шаг за шагом открывала для себя всё новые грани поистине безграничного мира валяния из шерсти. Посещала много выставок таких изделий. Особенно часто ездили в Санкт-Петербург. Эти поездки организовывала Тамара Александровна Клыкова из Нарвы. И знакомились не только с выставленными работами, но и авторами-мастерами, которые охотно отвечали на все наши вопросы. Побывали мы и в Гатчине, на фабрике по изготовлению валенок (она там и до сих пор работает), – удалось увидеть весь процесс производства: нам всё показали-рассказали. Продолжала и сама учиться – самостоятельно посещала курсы и мастер-классы.

— Где они проходили?

— Во многих местах. Но чаще всего — в Таллинне, куда в то время приезжало много известных мастеров по валянию из Санкт-Петербурга и Москвы. Очень насыщенными и полезными были эти занятия. Как и курсы, которые проводила наш известный эстонский мастер, художник и дизайнер Светлана Вронская. Проходил мастер-класс и в Йыхви, мы приглашали сюда известного мастера по валянию из Москвы Светлану Болюх.

— Разве здесь, в Йыхви, как и в ближайшей округе, многие занимались таким рукоделием?

— Не то что много, но были и есть такие. Тогда многие участники приехали к нам из разных городов Эстонии – больше всего из Таллинна… Хорошим подспорьем и учителем стал для меня и Интернет: сначала там проводились платные (покупала их) мастер-классы, а потом – и бесплатные появились. Но и сегодня по-прежнему дружу с Интернетом, смотрю там и фотографии работ мастеров, в связи с чем, нередко рождаются и собственные идеи, их воплощение.

 — На ваш взгляд, самый памятный мастер-класс?

— Все они по-своему – памятные. Ведь это не только приобретение знаний, познание профессиональных тайн, обмен опытом, но и общение, знакомство, — обретение друзей, так сказать, (улыбается) сородичей по любимому делу. Но, безусловно, самый памятный, он – особый, который проходил на озере Байкал в 2015 году. Тогда в Санкт-Петербурге издавался очень красивый журнал «Felt Fashion» для мастеров по войлаку (и до сих пор он издаётся, правда, в ином формате), где публиковались статьи о художественном валянии из шерсти, фото работ мастеров… Очень шикарный журнал (редактором была Наталья Шмакова). И этот журнал при поддержке Иркутского областного Дома народного творчества стал организатором крупного международного проекта «Тепло Байкала», в котором участвовали очень многие известные мастера России и других стран. Посчастливилось это и мне. Каждый мастер должен был свалять маленькое панно (30х30) на тему «Озеро Байкал». Одни мастера сделали его заранее – ещё перед вылетом в Иркутск и выслали в Иркутский областной Дом народного творчества, а другие – непосредственно во время нахождения уже на месте действа – на Байкале. И потом из этих панно (есть там и моё) собирали огромнейшее панно, которое до сих пор висит в Доме народного творчества в Иркутске. Осталось неизгладимое впечатление. И впечатлений было очень много. В том числе впервые собственными глазами увидела озеро Байкал. Мы жили рядом с ним, на туристической базе, в течение 10 дней, пока продолжалось это мероприятие. Для нас устраивались не только мастер-классы, но и замечательные специальные экскурсии, в частности и на знаменитый остров Ольхон. Поучаствовали даже в шаманском обряде…

— По-видимому, теперь, когда обрели столь большой опыт, уже не участвуете в мастер-классах?

— Участвую: как известно, (улыбается) нет предела совершенству. Но провожу их и сама. В своей мастерской. А также преподаю своим ученицам.

— Те, кто приходит к вам на занятия, каков их возраст?

— Мои ученицы – разновозрастные. Но молодёжь (как и дети 12-13 лет) обычно не задерживается: сделают одно какое-то изделие, порадуются достигнутым и исчезают, дальше не занимаются, ведь валяние из шерсти требует не только времени, но и целеустремленности, усидчивости, трудолюбия – любить это дело надо. Так что в основном более упорными ученицами являются женщины под 50, есть и те, кто проходит полный, двухгодичный, курс обучения, чтобы научиться всему – не просто всесторонние азы, но и практика: от элементарного – цветочков и до, скажем, пальто. Начинать же, как я уже сказала, никогда не поздно. И очень даже полезно. В том числе и тем, кто уже находится на пенсии — и больше нечем заняться. А это занятие – изумительное лекарство от одиночества, с учётом общения и возможной добавки к пенсии: на сделанное с любовью изделие всегда найдётся покупатель. Но приходят ко мне и после работы, утверждают, что эти занятия – наилучшая релаксация.

— Но ваши ученицы – вы же взращиваете своих потенциальных конкурентов?

— Конкуренции не боюсь: мои клиенты-покупатели от меня не уйдут. В то же время, и для меня хороший стимул – не останавливаться на достигнутом, а идти дальше вперёд, тем более, что я не только учу, но и сама учусь вместе с ними – это же взаимный процесс: у моих учеников бывают очень интересные идеи, своё видение, своё направление.

— О мастерской — вы о ней только что упомянули?

— У нас свой дом, и на приусадебном участке муж построил-оборудовал                                                  мастерскую – (улыбается) своеобразный подарок мне.

— То есть, муж всячески приветствует ваше творчество?

— Да, и не только приветствует — создаёт все условия. Без него, его помощи, я бы не смогла осилить такой большой объём работы – такое разнообразие изделий. Более того, (улыбается) муж главный критик и ценитель моего творчества – моих изделий. Александр родом с Севера, из Карелии, и там ходили в валенках, причем, где он жил была фабрика по производству валенок – так что (улыбается) он не понаслышке знает о валянии. Мы сейчас живём с ним вдвоём. Но и сыну (он у нас единственный ребёнок, живёт далеко от нас), когда приезжает в гости, тоже нравятся мои изделия, берёт их с собой – подарки друзьям.

— В какой технике работаете?

— В основном – мокрое валяние, хотя иногда – и сухое. Мокрое валяние из шерсти – у него более широкие возможности, оно использовалось, например, для изготовления одежды с давних времён, а сухое валяние – более современная техника, позволяющая создавать, в частности, и чудо-игрушки.

— Что можно валять из шерсти?

— Всё, что душе угодно.

— А именно?

— Пальто, валенки, лампы, шапки, варежки, сумки, шарфы, платья, блузки, цветы, бусы, броши, вазы, тапочки, юбки, ковры, пледы гобелены… Хотя ранее, из детства (а родилась я в Липецкой области) вынесла, считала, что валять из шерсти можно только валенки, а о других изделиях – даже и не предполагала. Но и сегодня, несмотря на популярность валяния из шерсти (войлока), ещё у многих такое представление – подходят ко мне на ярмарках, где продаю свои изделия, и удивляются, сколь большой ассортимент валяных изделий, а не только одни валенки.

— В частности, сами изо всего этого существующего многообразия уже можете профессионально создавать?

— Всё.

— Есть ли предпочтение?

— Да. Декор. Декоративные изделия для дома. Это, например: лампы, панно, ковры, пледы, гобелены… Вплоть до мебели, в частности, пуфики обваленные…

— Почему такой выбор?

— Они создают уют, комфорт, тепло в доме. Да и, вообще, все мои изделия дарят людям тепло. И не только потому, что шерсть – это тёплый материал, но и частичку тепла моей души – её ведь вкладываешь в каждое изделие. Без этого невозможно заниматься творчеством: каждое изделие – как любимый ребёнок.

— Когда с «ребёнком» надо расставаться, какие чувства испытываете?

— Сложные, двойственные: грусть прощания и в то же время радость, ведь он принесёт именно радость покупателю, согреет теплом и его самого, и его дом. В свою очередь, меня согревает благодарность от покупателей, добрые отзывы (улыбается) о моих «детях».

— Невозможно не спросить о валенках, их, по-видимому, приобретает старшее поколение?

— Наоборот, гораздо чаще молодое. Хотя, конечно, есть и пожилые покупатели. Валенки всем нравятся. Они же теплые, удобные – красивые. Но валенки – испокон веков валяли только мужчины – это же тяжёлый физический труд.

— Получается, в наше время он посилен и женщине?

— (Улыбается.) Так и есть. Даже ковёр валять легче, чем валенки. Валять их – самое тяжёлое для меня. В том числе и потому, что это большой объём шерсти, всё требуется уплотнить, чтобы они долго носились, – у них ведь и определённая толщина…

— Известная пословица гласит: «Сапожник всегда без сапог», а если перефразировать: вы тоже без валенок?

— (Смеётся.) С валенками. И муж ушёл на работу (сегодня же такой мороз на улице) в валенках.

— Кстати, а Людмила, продолжает ли она заниматься валянием из шерсти?

— Да. Но у неё это просто любимое увлечение. В основном все изделия делает только для себя, дочери, родственников, друзей – в подарок. Это же обычно всегда эксклюзивный подарок.

— Интересно, в эту рождественско-новогоднюю пору вы делали какие-то изделия на соответствующую, праздничную, тему?

— Конечно. Например, декоративные ёлочки в валеночках. Все их раскупили. Как и другие – ёлочки-бабушки – тоже ни одной не осталось. Нынче особым спросом пользовались и тапочки, и варежки – возможно, это связано с холодной погодой.

— Ваши изделия, сложно ли найти их покупателя?

— Вовсе не сложно. Многое делаю на заказ. У меня уже есть и постоянные заказчики-покупатели, они звонят, приходят на дом. А также сдаю свои изделия на продажу в магазин рукоделия (есть он, такой, в Йыхви), предлагаю, как я уже сказала, и на ярмарках.

— Сейчас же модно торговать посредством Интернета?

— Я тоже могу это делать, но мне некогда этим заниматься: тут надо либо работать, либо торговать. Считаю, совмещать невозможно, потому что мало времени будет оставаться именно на работу. А эта работа – достаточно большой труд и занимает много времени.

— Много, это сколько?

— Тут в зависимости от изделия.

— Самое большое, затратное, по времени?

— Потребуется где-то 2-3 дня на плед (1,5 метра на 2 метра), но при условии, если заниматься с утра до вечера.

— Даже без обеда?

— (Улыбается.) Об обеде напоминает муж, накрывает на стол… Работа так увлекает, что не замечаешь, как пролетает время. Даже есть-пить не хочется.

— Заказы – на что чаще всего поступают, если, конечно, не секрет?

— Они разные. Но наиболее часто — для декора дома: пледы, гобелены, лампы, а непосредственно для себя, покупателя, – одежда, её очень многие приобретают. Те, кто ходит в войлоке, они не просто знают, что это такое, а ценят такие изделия – это же натуральный материал. Да и на подарки их покупают. Возросли заказы и на валенки.

— Согласно сказанному вами, вы можете свалять все изделия, а есть ли то, что ещё не делаете, но хотели бы сделать?

— Такого, наверное, нет: я уже попробовала всё, хотя какие-то мысли, идеи есть постоянно в голове, например, просто новый гобелен, тот, который я раньше не делала.

— Откуда приходит вдохновение, да ещё столь постоянно?

— (Улыбается.) Я его не жду, просто сажусь за работу – и «муза» приходит сама.

— Материал-сырьё, где приобретаете?

— В Литве, но и в Нарве есть замечательный магазин, где также продаётся шерсть и всё, что нужно для валяния. Раньше заказывала шерсть и из Италии, но теперь такой необходимости нет, да и дорого это стало. Основной материал – овечья шерсть, она наиболее доступна.

— Магия шерсти, по-вашему, в чём она?

— В её тепле, нежности, пластичности… Это живой материал. И действительно магия – не могу постигнуть это до сих пор: из кусочков шерсти рождается-создаётся произведение искусства. Божественный, магический процесс.

— Валяние из шерсти — это работа или искусство?

— Тандем, но больше, всё же, — искусство.

— Самое сложное для вас в вашем творческом деле?

— Идея, обретение именно самой идеи, а её воплощение – уже просто работа, но работа творческая. Так что (улыбается) постоянно находишься в безграничном творческом поиске.

Антонина Васькина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam