Йыхвиские власти в рамках нового тендера заключили долгосрочный договор с приютом Пяйте, который будет заниматься отловом, содержанием и лечением бездомных животных на территории волости. На протяжении ближайших пяти лет приют, который уже завоевал уважение местных жителей благодаря своим благотворительным акциям и разнообразной помощи животным, станет основным центром помощи бездомным и травмированным животным.

Еженедельник «Панорама» побеседовал с основательницей и хозяйкой приюта Ксенией Клочковой.

– Ксения, расскажите, пожалуйста, как всё начиналось, и почему вы решили заняться этим делом?

– Мы существуем уже двенадцать лет, первое спасённое нами животное была лошадь. Почему именно лошади? Потому что в Эстонии тогда не было ни одного приюта для этих животных, только для кошек и собак. Часто, когда лошадь перестает приносить пользу, её владельцы больше не заботятся о животном: оно становится старым, не может участвовать в соревнованиях или, возможно, умерли его хозяева.

– Ваша деятельность охватывает не только Эстонию. Как вы вышли на международный уровень?

– Это произошло само собой, без какого-то специального плана. Сперва мы начали помогать животным из соседних регионов, а затем к нам стали обращаться люди из других стран. Например, мы спасали животных из Латвии, Белоруссии и даже Украины. Эти связи возникли благодаря социальной сети и отзывам людей, которые увидели нашу работу. Они начинают доверять нам и привозят животных, зная, что мы сможем о них позаботиться.

– Вы уже давно занимаетесь спасением животных, зачем вам ещё обязательства, я имею в виду сотрудничество с волостью?

– Мы с самого начала понимали, что забота о животных — это больше, чем просто бизнес. Это наша жизнь, наш стиль жизни. У нас 14 гектаров земли, и я продала квартиру в Таллине, чтобы на эти деньги создать приют. Со временем у нас появились не только лошади, но и кошки, собаки. Мы стали также помогать диким и сельскохозяйственным животным. Получилось так, что мы, вероятно, единственный приют в Эстонии, который может принять практически все виды животных. Для помощи в содержании животных мы обращаемся за поддержкой к добрым людям, собираем деньги на операции или корма, и, конечно, стараемся работать сами. Мы не только занимаемся спасением, но и организуем экскурсии в нашем зоопарке, где живут спасённые животные, которые не могут вернуться в природу. Мы продаём навоз, проводим различные мероприятия, такие как День добра, чтобы тоже как-то поддерживать себя финансово. При этом я поняла, что мы постоянно на связи: и ночью отвечаем на звонки полиции, и выезжаем на помощь в выходные дни, когда другие приюты обычно не работают. Поэтому я решила, что было бы неплохо заключить договор с какой-нибудь волостью, чтобы получать хоть небольшую финансовую поддержку.

– Какие планы у вас на ближайшее будущее? Насколько много волостей вы планируете взять под свою опеку?

– Мы хотим сосредоточиться на реабилитации животных и улучшении условий в нашем приюте. В этом году мы подписали договор с Департаментом окружающей среды и стали их представителями в Ида-Вирумаа.

– Животных к вам привозят или вы сами забираете. Скажите, а территории хватит?

– Мы начали с приюта в Пяйте, где уже имеются некоторые постройки и вольеры. Однако зимой у нас возникла проблема: иногда мы не можем принять животное, потому что его нужно содержать в тепле, а все вольеры у нас уличные. И вот, случилось так, что рядом обанкротилась ферма, и её выставили на продажу. Меня эта идея вдохновила, и я обратилась к своим помощникам и волонтерам: «Ребята, посмотрите, там комплекс — коровник, козлятник, административное здание общей площадью 1100 квадратных метров. Представляете, если сделать там самый крупный реабилитационный центр для всех видов животных?» Оказалось, что ферма стоит 50 тысяч евро — в принципе, невысокая цена. Там есть вода, электричество. Я предложила: «А что если запустить акцию и попросить людей помочь собрать деньги?» К нашему удивлению, откликнулись все, кто мог. Честно, собирали всей Эстонией — помогали разные фирмы, детские учреждения, друзья внесли довольно крупные суммы. Я тоже вложила свои средства. За два месяца мы собрали 50 тысяч евро и выкупили весь объект. Мы заменили трубы, водяные насосы, немного переделали помещения. За прошлый год мы потратили ещё 20 тысяч евро, чтобы там можно было содержать животных. Однако наша мечта — полная реновация здания: замена крыши, создание блоков для лошадей, специальное оборудование вольеров для диких животных, поскольку у них другие потребности. Мы подали заявку в Фонд справедливого перехода и очень рады тому, что наш проект получил одобрение.

– Честно говоря, я слушаю вас и удивляюсь. Не все люди так заботятся о своих близких, как вы о друзьях наших меньших. Откуда берёте силы?

– Это моя жизнь, мой стиль жизни. Это на всю жизнь, и для этого нужно быть настоящим фанатом своего дела. Если бы это было просто бизнесом, как для многих — выиграть тендер, получить зарплату, — то мы бы не вкладывали столько своих собственных средств. Даже когда выделяются деньги от властей, этого часто недостаточно. Например, в Силламяэ, где мы столкнулись с огромной проблемой брошенных кошек, у нас был заключён годовой договор на 9 тысяч, но размер затрат вышел около 15 тысяч евро. Мы не могли просто оставить животных без помощи.

– Какая судьба ждёт спасённое вами животное?

– По закону мы не имеем права возвращать животное на улицу. Если оно попадает в приют, то мы можем найти ему новый дом либо самостоятельно поддерживать его финансово, либо через 14 дней усыпить. Для диких кошек, которые всю жизнь жили на улице, мы стараемся найти хозяев среди пожилых людей, которые могут ухаживать за ними. Эти кошки чипированы, у них есть паспорта и сделаны прививки. Мы каждому животному находим хозяев. Мы не усыпляем здоровых животных. В нашем приюте – это табу.

– Предположу, что самоуправлениям партнёрство с вами выгодно. В чем же ваш интерес?

– Мы участвуем в тендерах не для того, чтобы заработать себе на зарплаты или отдых. Наша цель — уменьшить количество животных на улице. У нас в двух приютах сейчас живут около 180 животных: лошади, собаки, кошки, козы, бараны, коровы, и около 20 лесных обитателей. Основная проблема — это халатное отношение. Кошки остаются без стерилизации и гуляют сами по себе, собаки часто оказываются на улице, потому что люди не справляются с их воспитанием или финансовой нагрузкой. Также сейчас огромная проблема – люди не в силах ухаживать за пожилыми собаками. Кроме этого, многие не хотят брать собак, оставшихся после умерших родителей, особенно если животному требуется дорогое лечение. В большинстве случаев людям нужен родительский дом, но не нужна собака.

– Что вы порекомендуете тем, кто хочет взять животное?

– Во-первых, если вы берёте животное, это ваша ответственность, это ваш ребёнок. Вы не можете просто так отказаться от него. Во-вторых, если вы взяли собаку, обязательно пройдите курс воспитания. Не воспитывайте её самостоятельно, даже если у вас были собаки раньше — каждая может потребовать особого подхода. Все животные должны быть чипированы, и собаки, и кошки не могут гулять без вас. Это запрещено законом. Если ваше животное попадёт в приют, по чипу мы сможем быстро найти вас. И, в-третьих, будьте готовы к тому, что у животного могут возникнуть проблемы со здоровьем, и вам придётся вытрясти все ваши карманы.

– Вы проводите множество мероприятий?

– Наши мероприятия — это не только способ собрать средства на содержание приюта, но и возможность привлечь внимание общества к проблемам животных. В августе, когда погода располагает к вечерним прогулкам, мы решили устроить праздник света. На нашей территории есть красивый лес, и мы впервые украсим его световыми инсталляциями от разных художников. В программе будут световые выступления, танцоры и даже танцующие лошади. Этот ночной праздник стартует 17 августа: с 9 вечера откроются двери, а как стемнеет, начнётся шоу. После него гости смогут прогуляться по лесу и полюбоваться световыми инсталляциями. Потом мы сделаем до конца августа перерыв, и с сентября месяца, каждые выходные, наш парк ночью будет открываться. Можно будет окунуться в сказочную атмосферу.

– То есть вы не собираетесь убирать световые инсталляции на склад?

– Нет, мы оставим их. Конечно, если погода будет совсем неблагоприятной, мы предупредим людей, что не сможем открыться. Но если осень будет хорошей, и в сентябре будет бабье лето, на что мы очень надеемся, то парк будет открыт каждые выходные.

– Кроме световых инсталляций, что ещё ночью увидят гости вашего приюта?

– Во-первых, вы сможете увидеть ночную жизнь нашего зоопарка. В ночное время можно наблюдать за животными, которые днём прячутся от жары, а ночью становятся активными.

– Нужно ли платить за вход?

– Мероприятие платное, так как это благотворительная акция. Все средства идут на содержание наших животных.

– Я вижу на территории зоопарка деревянные инсталляции. Можете рассказать о них? Кто их создал?

– Два года назад ко мне приехал молодой парень с прицепом, и я спросила, что он везёт. Кирилл ответил, что это подарок для нас. Оказалось, что он сам изготавливает удивительно красивые деревянные фигуры. Первая из них — девушка, обнимающая лошадь. Мы поняли, что такие красивые работы должны быть видны людям. Мы в позапрошлом году написали проект для создания «Тропы сказок» у нас в приюте. Теперь у нас есть четыре новые инсталляции: дом Бабы Моры (аналог Бабы Яги), Король Грибов, Поки и Накситралли. Эти фигуры теперь украшают наш зоопарк. Особое спасибо Кириллу за его золотые руки. Домик Бабы Моры стал самым популярным местом для фотографий среди посетителей. Мы завершили «Тропу сказок» прошлым летом, но забыли про Накситраллей. Проектных денег на них не хватило, но Кирилл решил, что фигуры этих сказочных героев необходимы и самостоятельно организовал сбор средств на платформе «Hooandja». Люди всем миром собрали деньги на Муфту, Полботинка и Моховую Бороду.

Александр Штейнерт

Фото автора

Reklaam