В 1980 году эстонский певец Тынис Мяги спел песню Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского, ставшую гимном Олимпиады-80. В ней есть эта строчка: «В спорте есть соперники, в спорте нет врагов»! Это подтвердили соревнования, которые прошли в минувшие выходные в Кохтла-Ярве. Здесь 22 и 23 августа, впервые в городе, в стрелковом тире «Ronyx» прошли соревнования по практической пулевой стрельбе из пистолета по правилам Международной Конфедерации Практической Стрельбы — IPSC.
Похоже, в Кохтла-Ярве появилась еще одна спортивная арена, которую по праву можно назвать международной. Ведь в этом турнире, кроме эстонских стрелков, участвовали спортсмены из Латвии, Финляндии.
Соревнования провел член Эстонского объединения практической стрельбы — спортивный стрелковый клуб «9ММ». В них участвовали свыше пятидесяти спортсменов, которые в течение двух дней съезжались в Кохтла-Ярве и выходили на огневой рубеж.
Организаторы подготовили динамичные и сложные стрелковые задания, которые спортсмены выполняли на время, соревнуясь в точности и тактике. За безопасностью внимательно следили опытные судьи и инструкторы IPSC.
По словам главного судьи и дизайнера этих соревнований Сергея Синягина, стрелковый тир «Ronyx» — это отличная площадка для проведения различных спортивных мероприятий, матчей, тренировок стрелков и обучения новичков грамотному обращению с огнестрельным оружием.
– Мы надеемся на долгосрочное сотрудничество, готовы передавать опыт и знания для развития стрелкового спорта в Ида-Вирумаа, — сказал еженедельнику «Панорама» Сергей Синягин. А руководитель стрелкового тира «Ronyx» Александр Кириллов отметил, что инвестиции, необходимые для проведения таких соревнований, уже сделаны, и обратил внимание на готовность к регулярному проведению турниров, тренировок, курсов для привлечения новых стрелков для дальнейшего развития этого вида спорта на северо-востоке Эстонии.
В один из дней соревнований журналист побывал в тире «Ronyx», на здании которого еще виднеется старая табличка, говорящая, что здесь когда-то находился ремонтно-механический участок шахты «Кява». Сегодня от этого предприятия, как и от девяти шахт Эстонского сланцевого бассейна, остались одни воспоминания. Но точно также, как и в финском городе Оуто-кумпу – побратиме Кохтла-Ярве, используют по-другому шахты, прекратившие работу, как и в Германии закрывшиеся шахты обретают новый смысл, так и эта шахта «Кява» с благословения городского управления превратилась в спортивное сооружение. И не просто спортивное, а со своей, особой спецификой.
Первое, что потрясло журналиста, пунктуальность, с которой от гостя потребовали соблюдать все правила безопасности без каких-либо исключений. Второе – это то, что древнее здание, которому лет 60, никак не меньше, находится в приличном состоянии. Ну и третье – что в этих, казалось бы сугубо мужских соревнованиях, участвовали и представительницы «слабого пола». Долго думал – брать или нет эти слова в кавычки. Решил закавычить: какие ж они, «слабый пол», если могут так грамотно и точно обращаться с такими «пушками»!
Руслан Дышкант – второй руководитель стрелкового клуба и тира, был удивлен тем, что журналист прежде поинтересовался не спортивной составляющей деятельности клуба, а несколько иным аспектом. А попросил репортер ответить на такой вопрос:
– Простой, законопослушный житель города намерен получить разрешение на приобретение и хранение оружия. Он должен сдавать экзамены, а раньше никогда с этим не соприкасался. Он может прийти к вам за помощью?
– Конечно. Мы проводим обучение, помогаем людям подготовиться к сдаче экзаменов по практической стрельбе. Мы помогаем новичкам постичь культуру обращения с оружием. Приходят к нам представители гражданского населения, бывают люди и из МВД. Но главный акцент мы делаем на спорте. Стрелковом спорте.
– Как можете объяснить наличие дам в этом, казалось бы, сугубо мужском спорте?
– У нас, как теперь модно говорить, гендерное равноправие. Если серьезно, то стрелковым спортом могут заниматься все, кому это интересно, кто чувствует к нему тягу. В некоторых клубах тренируются дети с десяти лет, и люди, которым за 60. Мы же с детьми занимаемся лазерной стрельбой, и еще они занимаются в пентбольной секции, которая у нас работает уже третий год. Наша детская команда выступает на международных соревнованиях, — сказал Руслан Дышкант.
Член правления Эстонского объединения практической стрельбы, руководитель спортивного стрелкового клуба «9ММ» Евгений Травин из Таллина одет в красную рубашку – как и все судьи, рейнджеры по безопасности, другие специалисты, обеспечивавшие безукоризненное проведение турнира.
– Евгений, в некоторых странах мира буквально помешаны на практической стрельбе. А в Эстонии этот вид спорта популярен?
– Судите сами: ежегодно прибавляется примерно 10 процентов стрелков. На данный момент, в Эстонии около 1400 человек, которые увлечены этим видом спорта. В нашем столичном кубе сейчас около 240 человек.
– Практических стрелков иногда обвиняют в «милитаризме»: мол, это не спорт, это военщина и прочие напасти. На вас «наезжают» с подобными обвинениями?
– Так это не только в Эстонии, это во всем мире. Однако большинство все же понимает, что это самый настоящий спорт. Да, не дешевый, не такой уж и массовый, но спорт, формирующий и развивающий определенные качества, которые идут на пользу человеку. В свое время его создали отставные полицейские, чтобы быть в форме, со временем он стал более массовым, видоизменился. Сегодня мы, например, не используем мишени имитирующие человека с головой и плечами. Конечно, люди, связанные с силовыми структурами, приходя к нам, работают над улучшением своих профессиональных качеств. Для большинства, для цивильных людей – это спорт.
Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ