Подарок пенсионерам-шахтерам к Международному Дню пожилых людей, который отмечался 1 октября, сделали Независимый профсоюз шахтеров и энергетиков, а также Объединение пенсионеров бывшего треста «Эстонсланец». Тридцать бывших работников сланцевых шахт и разрезов в пятницу, 25 сентября, побывали там, где трудились в дни своей молодости. Комфортабельный автобус, предоставленный профсоюзом, провез ветеранов сланцедобывающей промышленности «по местам трудовой славы». Именно так назвал маршрут поездки руководитель организации пенсионеров-шахтеров Алексей Киселев.

Девять закрытых в разное время шахт и бывший сланцевый разрез «Октябрьский», впоследствии переименованный в карьер «Айду», пробудили в ветеранах горного дела ностальгические чувства. На месте карьера сегодня сооружен современный гребной канал. На территории шахты «Кохтла» расположился парк-музей. Мебельное производство находится в здании бывшей шахты «Таммику». Как говорится, свято место пусто не бывает. От треста «Эстонсланец, он же – Производственное объединение «Eesti Põlevkivi», остались работать шахта «Эстония» и разрез «Нарва».

Владимир Поликарпович Масалин возле стелы, установлен¬ной на территории бывшей шахты «Ахтме», рассказал, что когда было принято решение о закрытии этого предприятия, в недрах оставалось еще достаточно сланца, чтобы продолжать работы.
Первой закрылась шахта «Таммику». Также приказала долго жить шахта «Виру», с которой связана целая история, о ней бывшие рабочие и сегодня боятся говорить – так их напугали тогда требованиями секретности. На «Виру» располагался секретный опытный участок, на котором по заказу Министерство обороны СССР испытывали изделие «Крот» — комбайн для прокладки вертикального ствола, по которому извлекалась на поверхность ракета с атомной боеголовкой для нанесения «удара возмездия». Вспомнили и работника шахты Карла Мельдера, которому удалось запустить это изделие. Потом Советский Союз развалился, изделие увезли в Россию, участок пошел на металлолом. Как, впрочем, и другие шахты.

На экскурсию поехали браться Юлины – Сергей и Михаил. Интересуюсь у них:

– Это у вас традиция была такая – всех мальчиков в семье отправлять в шахту?

– Почему только мальчиков? У нас и сестра работала сначала на шахте «Виру», потом перешла на «Эстонию». Основателем династии стал дед, по его стопам пошел отец.

– Сергей, а вот я заметил, что на шахте «Таммику» у вас глаза были на мокром месте. Почему?

– До слез обидно. Ее мы закрывали первой. То есть, с нее и начинался конец Эстонского сланцевого бассейна. И наш крестный отец – старый шахтер Жан Григорьевич Гигель тоже очень расстроился, особенно на бывшей шахте «Виру». Он прямо на колени упал перед мемориальным камнем, который был установлен там в день закрытия шахты.

С шахтерами – ветеранами мы говорили о будущем эстонской сланцедобычи. Большинство из них уверены, что в том или ином виде горючие сланцы будут в Эстонии использоваться, как сырье для сланцевого масла.

Журналист стал свидетелем дискуссии в автобусе, которая возникла между двумя ветеранами после того, как он показал им фотографию двух бывших руководителей. На ней на подземном участке шахты «Эстония» бывший премьер- министр страны Эдгар Сависаар и бывший руководитель «Eesti Põlevkivi» Мати Йостов. Благодаря их усилиям, удалось оставить шахты в собственности Эстонской Республики, которые чуть было не продали американцам вместе с электростанциями. Мужики завели разговор о том, что сегодняшняя Эстония готова в угоду Евросоюзу пожертвовать всей сланцевой отраслью.

– Может быть, зря тогда кочевряжились? Надо было загнать шахты американцам, они бы уж точно сегодня послали ЕС подальше вместе с их требованиями!

– Как бы ни так! Тогда еще раньше все бы накрылось медным тазом!

В районе бывшей шахты «Кукрузе», в одноименном поселке находился Эстонский филиал Всесоюзного Института горного дела имени А. А. Скочинского. Институтское здание сегодня напоминает «графские развалины», иллюстрирующие нынешнее состояние отрасли. Однако его реставрируют. Хороший знак. Бывший конструктор этого НИИ, ранее работавшая в головном институте, а затем откомандированная в Эстонскую СССР, Валентина Николаевна Овсянникова тоже уверена, что сланец Эстонии еще будет нужен.

Здесь же в Кукрузе экскурсию на время прерывают председатель Независимого профсоюза шахтеров и энергетиков Марина Лукьянова и главное доверенное лицо профсоюза шахты «Эстония» Эдуард Богенс. Они приглашают шахтеров-пенсионеров «на банкет»: извлекают из машины подносы с пирогами и термосы с кофе и чаем. Это угощение приготовили для ветеранов повара рабочей столовой шахты «Эстония».

Участников поездки по бывшим предприятиям сланцедобывающей отрасли профсоюз снабдил защитными масками и дезинфицирующими средствами.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam