Почему уходящий 2020 год был для Ида-Вирумаа трудным вдвойне, «Панораме» рассказал исполнительный директор Союза городов и волостей Эстонии Вейкко Лухалайд.

— Когда вы заняли эту должность, да и что такое — республиканский Союз городов и волостей?

— На должности исполнительного директора этой организации я работаю с октября 2019 года. Наш Союз объединяет 77 местных самоуправлений Эстонии из 79.

— Завершается 2020 год. Сказать что он был нелегким, значит, ничего не сказать. Как, на ваш взгляд, вызовы, которые этот год выдвинул, сказались на местных самоуправлениях? Как на общем фоне выглядит регион Ида-Вирумаа?

-Этот год был очень трудным, а для Ида-Вирумаа – трудным вдвойне. Регион постигли два кризиса: один, связанный с пандемией коронавируса, другой — со сланцевой энергетикой, необходимостью ее «озеленения». Страх людей перед переходом на «зеленую» энергию, боязнь остаться без работы, вызвал определенный стресс. Только начали работать над планами поддержки предприятий и населения Ида-Вирумаа, продиктованной уменьшением сланцевой энергетики, как грянула пандемия. Так что, если другие самоуправления боролись и продолжают бороться только с вирусом, то северо-восток страны воюет сразу с двумя кризисами.

— Так как же самоуправления справляются с этой двойной «агрессией», и как вы оцениваете поддержку со стороны государства на местах?

— Надо смотреть с начала года. В феврале – марте наблюдалась некая растерянность: мол, мы ничего не знаем, ничего не умеем, у нас ничего нет. Государство с помощью нашего Союза собрало информацию об обстановке в детских садах, школах, домах престарелых. На основе переданных нами данных, государство разработало три кризисных пакета мер. Было решено компенсировать затраты на преодоление кризиса – приобретение масок, средств дезинфекции, транспортные и прочие расходы; расходы на хозяйственную деятельность, в частности, на неначатые проекты; третий пакет – на реконструкцию дорог, так как на эту отрасль завязано очень много смежников. Самоуправлениям на эти цели было выделено 130 миллионов евро. И на конец этого года остались 90 миллионов евро, которые перейдут на следующий год. Так что кризис – кризисом, но такого хорошего финансового года никогда в истории Эстонской Республики еще не было. Это показатель того, что государство очень щедро поддержало в условиях кризиса местные самоуправления.

— Уходящий год был ознаменован не только пандемией, но и изменениями, которые произошли в правительстве. На пост министра образования и науки пришел бывший министр госуправления Яак Ааб. Учитывая национальный состав Ида-Вирумаа, здесь к образованию относятся особенно щепетильно. Как вы, будучи знакомым с Яаком Аабом, относитесь к его назначению на пост министра образования?

— Напомню, что должность министра не подразумевает профессиональное образование в том или ином деле. Министр – должность политическая, требует организаторских способностей. Для решения специальных вопросов есть советники, специалисты. Однако сегодняшний министр образования и науки Яак Ааб по основной специальности — педагог, учитель русского языка и литературы, о чем мало кто знает. Надо также учесть, что с приходом Яака Ааба в правительство значительно улучшились отношения между государством и самоуправлениями. Не сомневаюсь, что и на этой должности он продолжит поддерживать власти на местах.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam