Архитектор Йыхвиской волости Наталия Абель – наш сегодняшний собеседник.

— Как встретили Новый год — есть ли у вас, вашей семьи, какие-то традиции встречи Нового года?

— Каждый год уникален. И каждый день уникален. Стандартных традиций нет, всё по ситуации, по желанию, по импульсу. Когда-то это ёлки-салюты, когда-то шашлык во дворе в минимальной компании, когда-то погреться у камина, музыку послушать, а то и просто (улыбается) поспать, хотя в новогоднюю ночь спать невозможно – это же магическая, волшебная, сказочная ночь. Одна-единственная такая в году: невидимо встречаются два времени – старое, нынешнее, уходит, а новое, грядущее, приходит… В этот же раз, в коронавирусную пору, встречали Новый год в узком семейном кругу, согласно нынешним рекомендациям охраняющих наше здоровье инстанций. Мы же законопослушные граждане.

— Желание загадали?

— (Улыбается.) Конечно. Но это тайна: как утверждается (хотя я и не суеверна), вслух произносить его нельзя, иначе не сбудется.

— Оглянемся назад: чем был памятен ушедший год, и в личной жизни, и в работе: что наиболее заметное сделано в Йыхвиской волости – какие проекты-объекты?

— Мне сложно сказать, что было самым важным для Йыхвиской волости, и что из этого — самое заметное, потому что для меня каждый проект очень важен, каждое действие заметное. Об этом, всё же, лучше спросить у наших жителей. Хотя, наверное, можно отметить большую работу, связанную с Йыхвиской основной школой, её нового необычного здания, очень многое здесь было сделано, да и вообще в районе улицы Харидузе в целом. Уже видно, что преобразуется он семимильными шагами. Старт был раньше, но именно в 2020 году всё пущено в реализацию. Мне нравится наблюдать изменения в городском пространстве, как и принимать в этом непосредственное участие. А ещё особо заметны приятные изменения в инфраструктуре Йыхви, в частности, дорог и городского парка. Их реновации. В связи с чем, я получила много положительной обратной связи от йыхвисцев. Думаю, что и не я одна. Безусловно, в волости много дел, есть над чем работать. Но для одного минувшего года — это прекрасное начало. Хотелось бы обозначить и начало деятельности по обновлению внешнего вида Йыхви, как и энергоэффективности домов. Радует то, что многие квартирные товарищества стали данной темой интересоваться значительно активнее. И это тоже определенный знак для специалистов и фондов Эстонии. Я очень надеюсь, что у нас в Йыхви появится региональное представительство KredEx: все интересующиеся смогут получать больше информации и поддержки, касающихся реконструкции многоквартирных домов, уменьшения коммунальных расходов. Не могу не отметить и особое внимание к теме спорта, спортивных сооружений. Например, был основательно реновирован, по сути, построен новый современный стадион возле Йыхвиской русской основной школы, реконструирован бассейн, обустроены новые тренажёрные площадки под открытым небом, проложены-обновлены пешеходно-велосипедные дорожки… К реализации очень многих проектов приступила Йыхвиская волость именно в 2020 году. Всего в работе 36 проектов-объектов. И это труд всей команды волостного управления, как и участие её каждого работника. Но, как известно, человек привыкает к хорошему очень быстро, и уже скоро большинство йыхвисцев и не вспомнит, что дорога на Нарва маантеэ была разбитой, как и на улице Парги, что не было легкоатлетического стадиона, благоустроенного парка, детских игровых площадок, турников… Ничего не поделаешь, людям свойственно забывать, и это вполне логично, но почувствовать, что сейчас стало точно лучше, чем было, может каждый. А это значит, что жизнь Йыхвиской волости не стоит на месте, она развивается… В личном же плане 2020 год — это как минимум трёхтомник, но пусть это останется личным. Скажу лишь одно: мне нравятся мои личные изменения.

— И это также в отношении того, что вы лишились поста помощника волостного старейшины по хозяйству, развитию, предпринимательству, сельской жизни?

— Этот пост – политический. Власть меняется – меняются и занимающие этот пост. К этому надо относиться спокойно, как к должному. Но, безусловно, благодаря данной работе я получила многогранный опыт, за что благодарна Богу и судьбе. Он важен для меня и в должности волостного архитектора.

— Но если не тайна, чего ждёте от нового года?

— Нет, не тайна. От нового года жду (улыбается) нового года, следующего этапа — жить и проявляться. Мне интересно: что будет.

— Хотя ведь своего рода сказка произошла ещё в старом, 2020 году: несмотря на публичное оглашение Йыхвиским волостным управлением сообщения о предстоящем сокращении вашей должности — волостного архитектора, но, всё же, она не была сокращена. Каково ваше мнение?

— По-видимому, во многом вопрос возник от недопонимания, как и от того, что у каждого человека своя точка зрения. Но я рада, что с недопониманием все разобрались, и я могу продолжать заниматься тем, что меня внутренне радует, что мне по сердцу. Очень благодарна тем, кто поддержал меня.

— Кстати, а почему вы решили стать архитектором, получить именно такое образование?

— Я инженер-строитель (Tаллиннский технический университет, магистратура), хотя поступала на эту специальность с желанием заниматься именно архитектурой пространства, познать способы реализации.

— Тогда, архитектор, глазами архитектора Наталии Абель, что это такое?

— Здесь надо посмотреть очень широким взглядом. Архитектор — это далеко не всегда лишь архитектор зданий и сооружений. В моём понимании архитектор – ещё создатель среды. Будь то архитектор системы, города, проекта, идеи, жизни… И даже торта. Это очень ёмкое понятие.

— Но от «архитектор» веет что-то мужское, женское ли это дело?

— Безусловно, ведь женское начало одухотворяет и саму профессию, и дело. Здесь очень важен женский взгляд, женская душа.

— Что входит в обязанности волостного архитектора?

— Обязанностей много. Например, внешний вид Йыхви, домов, улиц. Разработка идей в области ландшафтной архитектуры, общественных площадок и малых форм. Участие в вопросах планировок Йыхви (было бы интересно обновить Йыхвискую общую планировку). Проведение архитектурных конкурсов. Отслеживание реализации больших объектов, которые значительно меняют городскую среду. Общий взгляд на город как на среду и систему. Если в системе что-то меняется, это обычно влечет за собой другие изменения. Их надо вовремя заметить и, возможно, подкорректировать.

— Какими проектами-объектами вы занимались, когда были помощником волостного старейшины, и занимаетесь теперь?

 — Очень многими, все и не перечислить, да и нет в этом смысла. На данный момент — Йыхвиская основная школа, современный полноразмерный легкоатлетический стадион, вся зона улицы Харидузе, скейт-парк, центральная детская игровая площадка на улице Раквере (набрасываю варианты и эскизы)… Наиболее же заманчивый нынешний проект-объект Йыхвиской волости – крытый футбольный стадион, первый такой в Ида-Вирумаа, чем занимается наша команда.

— А самый памятный ваш архитектурный проект, имею в виду за все годы работы?

— Наверное, гостиница в Швеции и жилой район. Тогда это было чем-то совершенно новым, как и новым опытом.

— Йыхви, его архитектурный стиль (точнее, его отсутствие) в последние тридцать лет – весьма печальное явление. Или вы так не считаете?

— Стихийная стройка никогда не добавляла городам красоты. Особенно это касается заборов и балконов многоквартирных домов. Так что, действительно, пока это печально.

— Можно сказать, что архитектура – это отражение культуры общества, её части. А культура во время нынешней рыночной экономики и рыночных отношений – всевозможное извлечение прибыли. Отсюда и эти безликие торговые центры-коробки?

— Торговые центры строят, как правило, не для красоты. Во многих «продвинутых» городах торговые центры и всяческие «серые коробки» выносят на окраину города, чтобы сохранить дух и облик города в целостности. И предприниматели довольны: можно довольно дешево строить, и люди, которые гуляют в центре города. А если и строятся в городской черте или центре, то проводятся архитектурные конкурсы, что, я считаю, очень оправдано.

— Самое удачное архитектурное решение в уездной столице – есть ли оно здесь как таковое?

— Архитектура — дело вкуса. Вопрос ведь не в самом удачном решении, а в среде, которая обыграна многими и многими деталями. В этом плане — Йыхви есть, куда расти.

— Команда, в которой вы сейчас работаете, какова она, на ваш взгляд?

— Как я уже сказала, восхищаюсь нынешней командой. Мы очень многое смогли сделать в условиях, когда это казалось малореальным. Конечно, всем и всегда есть, куда расти, но со многими членами команды согласна, как говорится, и в разведку идти — настолько доверяю.

— Самая большая ваша радость в жизни?

— Сын. Ему 11 лет. Учится программировать и моделировать. Занимался футболом и плаванием, но решил, что это не его стихии. Уважаю выбор человека, пусть ищет то, что придется по душе. Дома часто говорим на английском языке.

— Ваши друзья-подруги, кто они?

— Подруг-друзей много не бывает (в отличие от знакомых), и у меня их немного. К сожалению, они в основном живут в других странах, видимся редко, но много общаемся по телефону и соцсетях. Дружба — это про доверие. Если я доверяю, то доверяю полностью. А вообще (смеётся) мне очень интересно с самой собой, никогда не страдала от скуки.

— Как вы восстанавливаетесь после работы, где черпаете живительные силы?

— Это очень творческий процесс. И всегда зависит от обстановки, состояния, времени года. В ушедшем году я очень много ходила пешком, у нас же замечательные пляжи и парки – душу исцеляют встречи с природой. В день нужно было 3-5 километров как минимум, чтобы просто прийти в себя… А обычно это сад-огород (свой дом требует постоянного внимания), живопись (рисую с детства), с удовольствием катаюсь на роликах и велосипеде. Отдыхаю и за рулем, люблю водить машину. Но особенно — путешествия (именно путешествия, а не туры), они дарят великое множество положительных эмоций и многогранность красок жизни.

— В чём, на ваш взгляд, состоит сила женщины?

— Сила любого человека в его личной целостности, признанной им самим уникальности, следовании самому себе. Хотя, конечно, женщине необходима твёрдость духа, стержень – в полном смысле сила: сильной её делает сегодняшнее время.

— А что делает женщину красивой?

— Уверенность в себе и чувство любви-влюбленности (улыбается), любви-влюбленности во всё и ко всему, что-кто её окружает.

— Сейчас, в новогодние дни, особенно много и часто люди говорят о счастье, ждут-желают его друг другу. А, по-вашему, что такое счастье?

— Счастье – вещь относительная, смотря что брать за точку отсчёта. По-моему, счастье – жить на этом свете, а всё остальное – уже просто приложение, которое во многом зависит от самого человека, его личного выбора. Удовлетворение от того, что у тебя есть каждый день. Не только деньги, но и семья, друзья, хобби… Если человек не ощущает ценности каждого дня, он не может быть счастливым. Хотя ценить надо не только каждый день, но и каждый миг – жизнь ведь так коротка и скоротечна. Это только в юности кажется, что впереди бесконечное пространство дней и ночей.

— В политику не собираетесь?

— (Улыбается.) По-моему, я уже в политике… Если же иметь в виду выборы, то, скорее всего, буду баллотироваться. Вопрос сейчас в команде. Кому я смогу доверять? Вариантов и предложений много, хочется в них вникнуть. К весне будет понятно. Хочется позитива, развития, независимости… Скажу честно, когда 3,5 года тому назад пришла работать в Йыхвискую управу, не собиралась в политику, я там уже была (в другом городе) и восторга не получила. Теперь же — то ли время другое, то ли так благотворно повлияли йыхвисцы. Но ясно уже сегодня: я искренне люблю Йыхви и хочу сделать для него как можно больше полезного, в том числе и участвуя в политике. Но, в то же время, в политику ведь приходит не сам человек, его приводят туда голоса избирателей – тут необходимо доверие йыхвисцев.

— Ваше мнение: почему женщины идут в политику?

— Безусловно, у каждой из них своя цель. Но женщина обязательно должна быть в политике, где, как и всюду, царит мужской мир. Но женщину, в отличие от мужчин, заботят, прежде всего, темы реальной жизни и быта, всё то, что, например, связано с детьми, пенсионерами, инвалидами…

— Если заглянуть в завтрашний день: как должна выглядеть уездная столица в архитектурном плане, хотя, по-видимому, здесь какие-то преобразования провести уже невозможно, что-то улучшить, например, вернуть исторический облик центральной площади, превращённой в подземную и наземную автопарковку со втиснутым зданием-консервной банкой административно-торгового центра «Tsentraal»?

— Но эта автопарковка уже тоже история… Мне лично жаль снесенные старые здания, это ведь культурное наследие региона, уездного центра. Надеюсь, больше ничего подобного не будет. В Йыхви много памятников старины, много красивых домов, множество интересных мест. Безусловно, если привести город, элементарно, в порядок: фасады, улицы, крыши, окна, озеленение, добавив какие-то акценты и детали, то он заново родится.

Антонина Васькина
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam