Наконец-то долгожданный робкий лёд тронулся: правительство слегка ослабило коронавирусные ограничения, действующие для Ида-Вирумаа, что позволило вновь приступить к работе и учреждениям культуры, в их числе значится йыхвиский театр «Мельница».

Директор театра «Мельница» Валентина Фурсова – наш сегодняшний собеседник.

— Но сначала, так сказать, о пережитом: оглянемся на 2020 год. Что же видится ему вослед?

— Да, 2020 год остался в прошлом, но шлейф трудностей, начавшихся в марте ушедшего года, продолжается и по сей день. Не секрет, что все жители страны устали от ограничений и страхов от этой «чумы» XXI века. Все соскучились по той, прежней жизни, по общению с друзьями, по занятиям спортом, по посещению концертов и театральных постановок. Радости творчества и для «Мельницы» он не принёс: наш театр за 33 года своей работы еще не заканчивал год с таким грустным настроением. Особенно печальным стало известие, когда в стране объявили запрет на рождественские и новогодние мероприятия. Впервые за все годы существования театра в Йыхви не пришли к нашим маленьким зрителям Дед Мороз, Снегурочка и волшебная зимняя сказка. Новогодний спектакль был готов, сшиты костюмы, сделаны декорации, артисты ждали встречи со зрителями, но опять не случилось. Грустно. Трудно передать состояние артистов. И дело даже не в финансовой составляющей, хотя это тоже очень важная сторона жизнедеятельности театра. Главное в том, что вся творческая энергия артиста и его талант направлены исключительно на зрителя, встреча с ним для актера – это некое таинство, волшебство. Отдавая себя на сцене, видя глаза благодарного зрителя, получая аплодисменты, артист заряжается этой тонкой материей, после чего снова появляется желание творить, удивлять, созидать… Мы очень соскучились по нашему маленькому зрителю, по их смеху, переживаниям и «живым» реакциям. К сожалению, этот круг прервался и нам очень грустно от этого, но мы не опустили руки, мы продолжаем репетировать и создавать новые постановки в надежде на новые встречи c нашим любимым зрителем.

— Невозможно не спросить: как же удалось выживать, имею в виду финансовую составляющую?

— В плане финансов – это, конечно, был далеко не простой год. После окончательных подсчетов, уже точно можно сказать, что потери театра составили 75% от предполагаемого дохода за 2020 год. Это очень большая цифра. Если обратиться к статистике, то, например, за 2019 год театром было сыграно 190 спектаклей, на которых побывало 17215 маленьких любителей театра. Бывали года, когда театр в год играл и 240 спектаклей. А в 2020 году только 70 представлений, которые посетили всего лишь 4527зрителей. Если раньше театр давал спектакли по всей Эстонии пять дней в неделю (по 2-3 спектакля в день), по всей Эстонии, плюс — еще и на выходных, то в связи с коронавирусной пандемией все мероприятия в детских садах и школах были запрещены, а ведь мы – «театр на колёсах». Пока было тепло, до первых дождей и осенних холодов, артисты театра играли под открытым небом. Это, конечно, не совсем привычная для нас форма, да и не все спектакли можно давать в таких условиях, но мы не отказывались и приезжали ко всем, кто нас приглашал. Конечно, соблюдали все требования: измерение температуры на входе на территорию или в здание, маски, перчатки, ограничения по посещаемости и дистанционной рассадке зрителей. В связи с этим, приходилось даже играть спектакли для каждой детсадовской группы отдельно, а это значит — от силы 15-17 зрителей на представлении. И все равно, радость встречи была обоюдная: мы радовались 15 парам счастливых глазок, а детки и воспитатели награждали нас аплодисментами и благодарностью за то, что мы всё-таки смогли приехать и подарили им сказку, радость, позитив.

— Насколько мне известно, театр, вроде бы, планировал и активно готовился к участию в нескольких международных театральных фестивалях?

— Верно. Но одной из самых больших неудач в 2020 году стала отмена многих международных театральных фестивалей или же их перенос на 2021 год. Попасть на международные фестивали достаточно сложно из-за строгого отбора: оргкомитеты просматривают до 500 видеозаписей спектаклей из разных стран и выбирают лучших для участия. К счастью, нам удалось попасть в число участников и получить приглашения. Незадолго до первой волны коронавирусной пандемии, мы успели принять участие в международном театральном фестивале в Финляндии, куда возили спектакль по мотивам эстонского народного фольклора «Сказки старой Мельницы». Всё прошло очень успешно… А вот в Боснию и Герцеговину, к сожалению, поехать не удалось, потому как из-за пандемии фестиваль был перенесен на нынешний год. Болгария вообще отменила все фестивали. Из-за закрытия границ, международный фестиваль театров кукол, проходящий в России, нам тоже не удалось посетить, но нас пригласили принять участие в online-программе этого фестиваля, где наш театр удостоился высокой награды – «Лучший спектакль online-программы».

— А как же труппа, удалось ли её сохранить?

— К счастью, да.

— Но ведь гастроли были отменены, чем занимались артисты?

— (Улыбается.) Действительно, в связи с отменой гастролей у нас появилось больше свободного времени, которое использовали с пользой: переделали множество дел, на что раньше (с нашим плотным рабочим графиком) этого времени катастрофически не хватало. В частности, привели в порядок всё театральное хозяйство: отреставрировали декорации, костюмы, кукол, сделали ревизию на складах, а самое важное – у нас появилось больше времени для репетиций и на оттачивание актерского мастерства как в новых, так и в старых спектаклях. Возникла необходимость в актерских тренингах, чтобы в период застоя актеры не потеряли своей творческой индивидуальности и креативности.

— Если не тайна, каким был прошедший год лично для вас как руководителя театра?

— (Улыбается.) Добавил еще больше хлопот и забот. Первостепенными задачами стали: где найти финансирование, чтобы не потерять коллектив, как и сохранить договорные обязательства перед каждым работником театра, потому как у всех есть семьи и всем надо на что-то жить. Чувствовала себя (смеётся) маленьким капитаном на большом корабле, плывущем навстречу стихии, не понимая, а что дальше? Когда страх, суета и суматоха прошли, стала появляться различная информация о возможных поддержках в период коронавирусной пандемии, надо было только, засучив рукава, садиться, вникать и много писать, обращаясь ко всем и всюду. Результат — труппа театра сохранена, финансово-договорные обязательства выполнены. Величайшая благодарность Министерству культуры Эстонии, откуда (в рамках пакета государственной помощи эстонским театрам) мы получили дополнительную дотацию. Прекрасная, грамотная и своевременная программа поддержки в период кризиса была в Кассе страхования от безработицы, услугами которой мы тоже воспользовались, а также небольшая поддержка Йыхвиского волостного управления – всё это вместе способствовало сохранению театра в Йыхви.

— Значит, 2021 год встретили с более светлым чувством и более зримой надеждой?

— К сожалению, не совсем так. Наступивший год, согласно решению правительства, начался с продления ограничений на культурно-массовые мероприятия, что, конечно, не радовало, зато (улыбается) предоставило возможность подготовить за это время 7 финансовых отчетов об использовании полученных средств. А дальше остается только верить и надеяться, что всё изменится к лучшему, что мы войдем в стандартный творческий режим и поедем колесить с нашими спектаклями по нашему региону и по всей Эстонии, радуясь встречам с нашими маленькими зрителями, даря им свою любовь и волшебные сказки.

— Как-то не совсем понятно, ведь на этой неделе правительство ослабило коронавирусные ограничения для Ида-Вирумаа, позволив вновь приступить к работе и учреждениям культуры, в том числе и театрам?

— Но, к сожалению, мы не можем этим воспользоваться в полной мере до тех пор, пока не будут сняты ограничения на посещения детских садов и школ, ибо, как я уже сказала, мы – театр на колёсах и у нас нет пока возможности снова поехать в детсады и школы.

— Театр на колёсах. Возможно, кто-то не знает: что это такое?

— У нас нет собственной сцены. Мы базируемся в Йыхвиском концертном доме, где репетируем и ежемесячно даём спектакли для жителей Йыхви и близлежащих городов-весей нашего региона — это и дети, и взрослые. На время представлений мы арендуем камерный зал концертного дома, за что, конечно, надо платить. Но чтобы заработать, хотя бы на минимальную зарплату для работников театра, мы вынуждены колесить по всей Эстонии, давая спектакли. В этом есть плюсы и минусы: это ранние выезды, потому что первый спектакль уже в девять часов утра, поздние возвращения домой — и все время в дороге. Но зато (улыбается) театр из города Йыхви знают по всей Эстонии.

— И лишены этой сцены в течение уже многих лет, с тех пор, когда, в угоду бизнесу – строительства торгового центра «Tsentraal», было разрушено-снесёно здание Театра юного зрителя в центре города?

— К сожалению, да. С болью вспоминаю лето 2000 года. Все плакали, ведь это здание для актеров было не просто рабочим местом, оно было родным Домом. В этом доме было маленькое уютное кафе, гримёрки, мастерские, костюмерная, студия звукозаписи. А самое главное — у актеров была своя сцена, а у юных друзей театра — зрительный зал.

— Интересно, а вы не обращались с просьбой к господину Мянду, построившему «Tsentraal», как и другие торговые центры, с просьбой построить-воссоздать здание Театра юного зрителя, взамен снесённого им?

— (Смеётся.) Нет. Я прекрасно понимаю, что финансирование культуры — дело далеко не выгодное, а меценатство нынче не в моде.

— Вообще-то, и волостные власти заявляли, что если удастся построить новое здание Йыхвиской центральной библиотеки, то нынешнее её здание будет отдано театру, чтобы снова появился свой дом, с собственной сценой?

— Это был бы для нас самый счастливый день. Такое ощущение, что мы (улыбается) уже не доживем до этого сказочного дня, тем более, что здесь есть и подводные камни. Главная проблема: на чьи плечи ляжет груз содержания здания и оплата коммунальных услуг. Театр и без того еле-еле сводит концы с концами. Актеры получают минимальную заработную плату, а в летний период вынуждены становиться на учёт в Кассу страхования от безработицы, так как в этот период нет спектаклей. Да и цена билета на детские спектакли не поднималась уже в течение многих лет, потому что понимаем, как нелегко молодым родителям. А еще надо оставить финансы на развитие театра, выпуск новых спектаклей, содержание транспорта, налоги… Вообщем, всё далеко не просто — театр не потянет такие расходы.

— Получается, в Йыхви театр жив только благодаря энтузиазму его работников и большой любви к своему делу?

— Можно и так сказать.

— Какую характеристику вы как руководитель могли бы дать театру «Мельница», начиная со дня его рождения?

— (Улыбается.) Много воды утекло за эти годы, бывало разное, но в памяти всегда остаётся только хорошее и доброе. И сейчас театр находится в отличной творческой форме. Создан был весной 1988 года Юрием Яковлевичем Шишкиным (Светлая память! Помним!), учеником Георгия Александровича Товстоногова, как Театр юного зрителя, а в 1993 году реорганизован в некоммерческое объединение – театр «Мельница» («Tuuleveski»), учредители которого – работники театра. Первый состав труппы сформировался из профессиональных актёров России (Петербург, Архангельск), Латвии (Рига) и Эстонии. За 33 года поставлено 86 спектаклей, сыграно более 5000 представлений, которые посетили более миллиона маленьких зрителей. В течение года театр обычно даёт 200-240 спектаклей для детей и взрослых – 19-20 тысяч зрителей, в том числе и благотворительные спектакли для детских домов, детей с особыми потребностями и детей из малообеспеченных и многодетных семей. С гастролями театр ежегодно объезжает все города Эстонии. Участвовал в крупнейших международных фестивалях — в России, Германии, Дании, Польше, Латвии, Индонезии, Тайване, Сербии, Казахстане, Боснии и Герцеговине. Наш театр является членом Международной ассоциации театров для детей и юношества (ASSETEJ), членом Международного союза кукольных театров (UNIMA), а также входит в Союз театральных деятелей Эстонии. Театр работает при поддержке Йыхвиского волостного управления и Министерства культуры Эстонии.

— Возможно, вам ещё хочется что-то сказать?

— Уважаемые родители, передайте своим малышам, что мы очень по ним соскучились и с нетерпением ждем с ними встречи на наших спектаклях. Будьте все здоровы.

Антонина Васькина
Фото из частного архива

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam