На прошлой неделе школы Эстонии распахнули свои двери для всех учеников. Открыла их и Славянская основная школа Кохтла-Ярве, куда журналист пришел 19 мая. Конечно, не за тем, чтобы поздравить учеников со «старорежимным» праздником – Днем пионерской организации. Ведь нынешние школьники не знают, что это такое. Хотя, о совсем уже «старом режиме» пришлось всё-таки вспомнить. Но об этом – позже. А пока журналист поздравил с возвращением детей в школы классного руководителя 8 класса Славянской школы Кохтла-Ярве, учителя математики Елену Викторовну Чепелову.
– В разных школах дети по-разному оценивают возвращение к очному обучению. Одни дети радуются, другие, наоборот, не источают оптимизм. С каким настроением дети после трехмесячной разлуки вернулись в школу? В вашем классе ученики посчитали, что дома им было лучше. Что так?
– Меня это удивило, но дети не очень хотели возвращаться в школу. Восьмиклассники вошли во вкус дистанционного обучения, самостоятельных занятий, и не все радовались возвращению в школу. Учителя же, наоборот, рады тому, что дети вернулись, так как общение через экран не дает возможности обмениваться с детьми человеческими эмоциями, улыбаться друг другу.
– Елена Викторовна, про возраст даму спрашивать неприлично, а вот про стаж работы педагогом – вполне. Так какой ваш педагогический стаж?
– «Всего» 30 лет.
– Действительно, всего ничего. Пожалуйста, с высоты вашего опыта, скажите: страдает или нет качество образования от «удаленки»?
– Страдает, и очень. Дело в том, что на уроках, в том числе и математике, надо отрабатывать определенные навыки. А наши дети в большинстве своем – «визуалы»: им надо не только слышать слова учителя, но и видеть его. И учитель должен иметь возможность воочию делать какие-то записи, комментировать сказанное учеником. По скайпу или в «зууме» тяжело отслеживать, насколько внимательно работает ученик. Одновременно приходится работать с несколькими окнами: в одном окне ты объясняешь, а в другом – у тебя дети. Очень сложно одновременно объяснять трудный материал и одновременно отслеживать, как дети тебя слушают. Также по реакции детей при очной форме занятий можно узнать, поняли они урок или нет, то при онлайн-уроке это ощутить довольно сложно.
– Это все техническая сторона проблемы. Давайте вспомним знаменитую фразу Антуана де Сент-Экзюпери о том, что «самая большая на свете роскошь – это роскошь человеческого общения». И выделим ключевое слово – «человеческого».
– Я бы еще добавила – живого человеческого общения. Потому что через компьютер мы ведь тоже общаемся, но это общение, с моей точки зрения, не является живым. А вот сейчас для того, чтобы все вернуть назад, трех недель до окончания учебного года будет мало.
– Вашим детям еще год учиться – и всё, основная школа позади. А дальше что?
– У меня в классе девятнадцать человек. Для класса языкового погружения это нормально, потому что у них много предметов на эстонском языке.
– И, надо полагать, они все пойдут в госгимназию?
– Большая часть. У некоторых будут проблемы из-за языка.
– Как вы, педагог с тридцатилетним стажем оцениваете упразднение всех городских гимназий?
– С точки зрения качества знаний, я против такой реорганизации образования. Потому что если изучать сложнейшие предметы, в их числе физику, математику на неродном зыке, то уровень знаний от этого пострадает. Кроме того, в каждой из городских гимназий царил свой дух, дух школы, – сказала классный руководитель.
«Лирическое отступление»
Уважаемые педагоги, поймите правильно: журналист не намерен никого сталкивать лбами. Но в СМИ неоднократно звучала мысль о том, что госгимназия в Кохтла-Ярве должна стать «кузницей элиты», если так можно выразиться. Даже на ЭТВ+ возникла целая дискуссия на тему: гимназия для всех или только для избранных? Вы знаете, что это напомнило? Вернемся к уже совсем старому режиму – во времена императора Александра III (Миротворца), когда в 1887 году был издан Циркуляр «О сокращении гимназического образования», который в народе прозвали «Циркуляр о кухаркиных детях». Как изложено в энциклопедии, «Циркуляр рекомендовал директорам гимназий и прогимназий при приёме детей в учебные заведения учитывать возможности лиц, на попечении которых эти дети находятся, обеспечивать необходимые условия для такого обучения; таким образом «гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
Кстати: именно таким макаром вышибли из Одесской прогимназии Николая Корнейчукова – сына кухарки, который впоследствии станет известным писателем, взявшим псевдоним Корней Чуковский. В статье «Министр, царь и кухаркины дети», опубликованной в журнале «Смена» в июле 1937 года, писатель объясняет, что подтолкнуло императора Александра III к принятию «Циркуляра»: «Самодержавный «народолюбец» яснее всего обнаруживал свои подлинные чувства к народу, когда дело шло о народном образовании, о школах для масс. Тягу своего любимого «простого народа» к культуре он считал опасным преступлением, которое необходимо пресечь в самом корне». И то, о чем сегодня сожалеет классный руководитель Елена Викторовна Чепелова, и не она одна, почему-то напоминает документ 134-летней давности. Неужели и впрямь «новое – это хорошо забытое старое»?
Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ