Этот коллектив всегда танцевал на свежем воздухе. Ведь даже в закрытых помещениях, где выступали молодые танцоры «Арабеска», веяло свежестью, а ветерок доброты и веселья разносился по зрительному залу. Но 6 июня танцоры этого коллектива Кохтла-Ярвеского Дома творчества школьников (ДТШ) вышли на открытую сцену Певческого поля Тойла. На этой сцене и прошел отчетный концерт «Арабеска».

Танец дает свободу

Накануне воскресного концертного дня журналист встретился с руководителем коллектива Татьяной Таракановой. Поздравив ее с выходом танцоров из «пандемического заточения», поинтересовался возрастом коллектива и его участников.

– Коллектив эстрадного танца ДТШ «Арабеск» был основан в 2005 году. Я же руковожу им с 2010 года, а до этого его возглавляла хореограф Ольга Цупсман. К нам приходят дети, которым исполнилось три года, и танцуют в «Арабеске» до 18 лет. При достижении этого возраста они становятся выпускниками и прощаются с коллективом. Вот и на нынешнем отчетном концерте будет немного грустный момент: сразу шесть наших выпускниц из сорока трех участников в последний раз выйдут на сцену. – Ой, не зарекайтесь по поводу «последнего раза». Кто знает, может быть, в будущем они захотят связать взрослую жизнь с искусством танца. Татьяна, сколько раз доводилось видеть выступление «Арабеска», столько и задавался вопросом: почему у вас «в джазе только девушки»? Помните, так в СССР назывался фильм, который в американском прокате шел под названием «Некоторые любят погорячее». Почему у вас танцует только «слабый пол»? – Вот уж к кому-кому, но к нашим девочкам слова «слабый пол» никак не подходят. Искусство балета требует немалой физической нагрузки, постоянных тренировок и упражнений. Одна наша выпускница, например, уже учится в полицейской Академии МВД, куда, как известно, не берут слабаков любого пола.

– А почему вы взяли такое название? Арабеск – поза классического балета, существующая в четырех вариантах. Спрашивается: где эстрадный танец, и где классический балет?

– Как это, где балет? Классика лежит в основе любого танцевального направления. И в эстрадном танце, и народном – тренинг такой же, как в классическом балете, такая же разминка у станка.

– И все-таки, есть ли партнеры у ваших танцовщиц?

– Да. Сегодня их у нас двое: Савва Наби и Родион Моряков. Оба перешли в четвертый класс. Они – настоящие герои, так как рискнули в свое время вписаться в «дамский» коллектив. Они занимаются уже четыре года.

– Чего хотят ваши дети? Или «порисоваться» на сцене, чтобы их все видели: мол, смотрите, какая я популярная, или – что? Какая у них мотивация?

– Дети хотят свободы, общения. Танец дает свободу! И свободу тела, и свободу самовыражения. Ведь вокруг друзья, танцующие рядом с тобой. Какое уж тут может быть самолюбование? Поэтому в нашем коллективе никто не страдает «звездной болезнью».

– Говорят, ваш коллектив уже был на «зарубежных гастролях»?

– Да, приходилось ездить в Россию, где у меня остались связи. Были мы у наших друзей в Карельском колледже культуры и искусства. До пандемии мы активно сотрудничали с преподавателями этого колледжа. Участвовал наш коллектив и в различных Международных фестивалях танца. В Москве мы участвовали в Международном хореографическом фестивале «Феерия танца». В самом начале нашего творческого пути мы были дипломантами различных конкурсов, потом становились лауреатами, и в последние годы мы все время занимали на международных конкурсах первые, вторые и третьи места.

Искусство требует жертв

– Татьяна, наверняка вам знакомы слова Станиславского о том, что искусство требует жертв. Реформатор театра имел в виду полную отдачу актера на сцене. Некоторые вкладывают в эту фразу иной смысл: мол, не надо жадничать, когда речь идет об искусстве, надо больше делиться, жертвовать. Как ДТШ делится с вашими детьми своим «богатством», какие материальные условия созданы для детей, любящих искусство танца?

– Для нас созданы замечательные условия. У нас есть станки для занятия классическим танцем, есть большие залы для занятия современным танцем, раздевалки, душевые. А, главное, что у нас есть и что мы ощущаем ежедневно, это забота директора ДТШ Анны Трофимовны Рентик о нашем коллективе. Она, как заботливая мама, постоянно интересуется нашими проблемами и нуждами. И не просто интересуется, а реально помогает. А ведь мы у нее не одни. За Анной Трофимовной водится одно «вредное» качество: она постоянно интересуется тем, как наши дети учатся в общеобразовательных школах. И ребята уже сами понимают, что проколы в учебе могут притормозить для них посещение Школы по интересам, каковой является ДТШ. И стараются не подкачать. И в канун отчетного концерта она то и дело интересовалась, как у нас идет подготовка, какой транспорт будет обеспечен для детей. Вот уж, действительно, жертвенность по Станиславскому.

Для Татьяны Таракановой ее воспитанники – настоящие герои, которые быстрыми шагами входят в привычную форму. Вынужденные занятия танцами на «удаленке» сыграли свою отрицательную роль: кое-какие навыки пришлось восстанавливать заново, но дети с рвением взялись за реальные репетиции – так надоело им общаться с руководителем и друг с другом в виртуальном пространстве. И первый полноценный концерт они станцевали так, что от сцены певческого поля в Тойла только «щепки летели». Руководитель коллектива всё же заметила кое-какие просчеты, вызванные вынужденным перерывом, и говорит, что концерт показал, куда молодым танцорам надо стремиться.

Больше всех перед «третьим звонком» волновалась директор ДТШ Анна Трофимовна Рентик. Все же она согласилась ответить на пару вопросов. И первым делом ей был задан такой вопрос:

– А ведь если бы отчетный концерт коллектива Кохтла-Ярвеского ДТШ прошел «ближе к дому», в Народном парке Кохтла-Ярве, то выступление «Арабеска» смогли увидеть не только родители танцоров, но и жители Ярвеской части города. Почему отчет прошел в Тойла?

Дети буквально истосковались по свежему, чистому воздуху. Была просьба родителей сделать концерт на открытой площадке поближе к природе. Мы договорились со старейшиной Тойласской волости Эве Эаст, она пошла нам навстречу, и в Тойла прошел не просто концерт, а состоялся настоящий праздник. Мы торжественно проводили наших выпускников, пожелали им успешной карьеры на жизненном пути.

– Анна Трофимовна, а грустно расставаться с девушками?

– Я думаю, что мы расстаемся не навсегда. Две девушки – Карина и Лиза после гимназии пойдут учиться в Академию МВД. Они говорят, что после учебы обязательно вернутся в Кохтла-Ярве. Да и в наших коллективах давно сложилась традиция: дети выпускников, как только научатся ходить, приходят на смену мамам. Да и не только мамам: бабушки, которые в детстве занимались в Доме пионеров, ставшем ДТШ, теперь приводят своих внуков. И, между прочим, сегодня шесть девушек только прощаются, но не уходят. Это будет чуть позже. А пока выпускницы вместе с младшими танцорами примут участие в летнем лагере, который каждый год для них устраивает руководитель. Там дети будут не просто отдыхать, но и заниматься в мастер-классах, которые проведут для них педагоги из Карелии.

Во время концерта стало понятно, почему Татьяна Тараканова утверждает, что «Арабеск» – это не только название коллектива. Это, действительно, элемент хореографии, который используют постановщики танцев. Самые крохотные азы искусства классического балета уже начали осваивать маленькие девочки. И даже была попытка встать в позу классического арабеска. А «Русский танец» на музыку Чайковского из «Лебединого озера», исполненный Софьей Павленковой, привел зрителей в восторг.

Кому как, а журналисту самым волнующим моментом праздника показалась церемония проводов выпускников, которые затем напутствовали маленьких участников коллектива в школьную жизнь. Этим юным танцорам предстоит 1 сентября этого года переступить порог школы и сесть за парты в 1 классе. Хочется верить, что для них разные «удаленки» со скайпами и зуумами останутся в прошлом, и они не узнают, каково это – учиться оналайн. Хотя эти крошки в балетных платьях немного застали дистанционный метод танцевальных занятий. Но педагоги – оптимисты, они верят в лучшее.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam