26 июня в Кохтла-Ярвеском Центре культуры отчетным концертом вокального ансамбля «Illusio» («Иллюзия») продолжился цикл праздничных мероприятий «Летние ритмы», посвященный 75-летию Кохтла-Ярве. Как сказала «Панораме» директор Центра культуры Светлана Короткова, этот коллектив, которым руководит Надежда Толмачева, вырос из детской вокальной студии «Kelluke» («Колокольчик»), и представляет собой ансамбль фанатов вокального искусства. А в том, что любители поднялись до уровня профессионалов, заслуга не только их руководители, но и самих исполнителей.

По вполне понятным причинам в зрительном зале находилось ограниченное число слушателей. В основном это были родные исполнителей, но пришли на концерт и некоторые поклонники вокального искусства, друзья Надежды Толмачевой. В зале руководитель НКО «Общество русской культуры Кохтла-Ярве» Роза Иванова и член правления Лидия Орлова. На вопрос, что привело их на концерт, дамы ответили, что соскучились по «живой» песне. В зале – и «колокольчики», которые через несколько лет перейдут в «Illusio».

Перед началом концерта «главный иллюзионист» Надежда Толмачева совершенно спокойна. Ей нечего волноваться за своих питомцев, с которыми она сроднилась за долгие годы их участия сначала в «Kelluke», а теперь – в «Illusio». Она настолько спокойна, что перед началом концерта сочла возможным поговорить с журналистом.

— Предыдущий раз мы с вами встречались шесть лет назад, когда молодежный ансамбль исполнял для пожилых людей песни их молодости. Тогда стало понятно название ансамбля: пожилые люди испытали иллюзию того, что перенеслись в прошлое, когда были ровесниками сегодняшних исполнителей. А как изменились за эти шесть лет ваши вокалисты?

— Они окончили школу, поступили в вузы, кто-то уже трудится на производстве. Те, кто учится в университетах, приезжают и поют песни: и старые, и новые. Вот и сегодняшним концертом они решили сделать городу подарок к его юбилею.

— Исполнители выросли физически – это видно, а в чем выражается их творческий рост?

— В том, что они теперь могут петь такие песни, которые раньше им были не под силу. Мы начинали со старых песен для мам и бабушек. Для вокалистов они были незнакомы, но оказались настолько хороши, что они приняли их в свой репертуар очень даже охотно. И обратите внимание, что молодые вокалисты – это и русские, и эстонские дети. И все они вдохновенно исполняли песни прошлых лет. Эстонские дети восприняли эти песни очень душевно, но ведь даже русские дети их не знали, а когда познакомились – восхитились. «Старый клен», «Случайный вальс», вальс «Расставание» и другие песни прошлых лет стали для них открытием. В сегодняшнем концерте прозвучат на разных языках новые песни о любви. Молодые люди – ровесники наших исполнителей, теперь такие песни не слушают, они слушают совершенно другое, а мне хотелось обратить внимание на то, что и в современных песнях есть хорошая музыка и хорошие слова. Правда, их надо постараться найти.

— Что такое должно было случиться, чтобы дети, ставшие молодыми людьми, учащимися в университетах, работающими на производстве, остались верны песне, своему коллективу?

— Для меня это тоже загадка. Но я точно знаю, что, например, Давид, который пошел по стопам родителей и учится на медицинском, будет хорошим доктором. Потому что врач с тонкой душой, это уже половина успеха в лечении больных. Камилла учится на юриста. А вы представляете адвоката или прокурора, даже самого судью, который обожает петь! В высшей медицинской школе учится и Эрик Сала – тоже будущий поющий медик! Есть у нас и те, кто уже работает на производстве. Так они приходят на репетиции иногда после ночных смен! Вот что песня делает с людьми, — не перестает удивляться Надежда Толмачева.

Камилла занимается у Надежды с пяти лет. Сейчас ей девятнадцать, учится на юридическом факультете в Тартуском университете. Солидная девушка, будущий юрист. Что приводит таких людей «Illusio». Или она строит какие-то иллюзии?

— Что приводит? Любовь к музыке. Помните, в старой песне есть слова: «Нам песня строить и жить помогает»? Не знаю как насчет «строить», но жить помогает – точно.

— Вы упомянули старую песню из фильма «Веселые ребята» с Леонидом Утесовым. Вы и концерт даже давали, в программе которого были песни молодости ваших бабушек и дедушек. А чем вам нравятся старые песни?

— Сегодняшние песни, в отличие от тех, старых, довольно-таки одинаковые. А в старых песнях важен текст. Он разный, душевный. И музыка душевная, — говорит Камилла.

К разговору подключаются Карина и Стелла. Они говорят, что в старых песнях содержится глубокий смысл, который вокалисты и доносят до слушателей. Карина работает в концерне VKG в лаборатории на производстве сланцевого масла. Коли уж она заговорила о смысле, то в чем смысл участия в коллективе?

— Большое желание выступать, самой испытать чувства, заложенные в песне, и донести их до слушателя, заставить его сопереживать.

В том, чтобы делиться с другими своими чувствами, и видят смысл все участники вокального ансамбля «Illusio». Вообще, смысл любого сценического искусства – театрального, вокального – в том, чтобы зритель, слушатель переживал чувства. А это возможно лишь в том случае, когда артист сам по-настоящему переживает на сцене. Но это требует полной отдачи душевных сил, энергии. Только так у зрителя, слушателя возникнет иллюзия того, что происходящее на сцене, звучащее в песне происходит именно с ним. И тогда наступает катарсис – очищение. И не случайно на том самом концерте шестилетней давности многие пожилые люди, сидящие в зале, плакали, когда «Illusio» исполнял песни их молодости. И на нынешнем концерте зрители сопереживали вокалистам, но в другом ключе: они радовали тому, что наконец-то введено послабление в режиме «пандемического заточения», что настало лето, аномальная жара сменилась прохладцей зрительного зала, а со сцены звучат современные песни о любви в летних ритмах.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam