В прошлом номере еженедельник «Панорама» поместил беседу с директором Славянской основной школы Светланой Владимировой, которая рассказала, как в условиях пандемии идет учеба школьников. Но ведь из-за введения чрезвычайного положения, в Эстонии закрыты не только общеобразовательные учебные заведения, но и Школы по интересам. Однако дети, которые, заметьте, сами решили посвятить себя творчеству, вряд ли согласились бы прекратить занятия живописью и музыкой даже временно. Им и не нужно было делать паузу: в новых условиях Школы по интересам также перешли на дистанционное обучение.
Палитра маленьких «заочников»
Преподаватель художественного отделения Кохтла-Ярвеской Школы искусств Виктория Кривоглазова рассказала «Панораме», как проводятся с юными художниками уроки на расстоянии.
– Удаленное занятие проходит с каждым учеником индивидуально. По телефону мы с учеником и родителями обговорили доступные для них возможности, программы и материалы. С кем-то общаемся онлайн и по переписке в программе Viber, с другими по Skype, кому удобнее Messenger, общаемся через него. Учащийся получает задание по предмету, и, выходя периодически с учителем на связь, предоставляет работу по видео и фото, и получает рекомендации, консультацию от учителя.
– Директор Славянской школы Светлана Владимирова считает, что дистанционное обучение открыло для учителей новые возможности, о которых они и не подозревали. А в художественном обучении вынужденный переход на виртуальные уроки сказался на качестве образования?
– По моему мнению, при реальном контакте с учеником на уроках процесс обучения качественнее, учитель находится в творческом диалоге с учеником, контролирует процесс выполнения работы постоянно, и результат получается лучший. Но дистанционное обучение, как альтернатива, все же возможно.
– Ваши ученики – дети с обостренным эмоциональным восприятием. Как они восприняли случившуюся глобальную пандемию и необходимость учиться «на расстоянии»? Ситуация породила у них и у учителей новые темы для работ?
– Творческие дети очень открыты и восприимчивы к миру, его изменениям. Конечно же, они сразу реагируют на то, что происходит вокруг. Так случилось, что на позапрошлой неделе мы начали выполнять рисунки к нарвскому республиканскому конкурсу «Наше будущее». И если до появления информации по коронавирусу все дети изображали «светлое» будущее, то после начала эпидемии в Эстонии, стали появляться сюжеты и не совсем оптимистичного будущего. Одно радует: таких работ немного. Дети все же изображают позитивное, они верят в победу Добра.
– Видеть мир не в светлых, а и реальных тонах – это ведь у неко¬торых детей началось не сегодня. Вы никогда не задумывались о том, что один из ваших учеников вполне тянет на звание пророка, этакого маленького «наследника Ванги»? Вернемся назад: когда еще не было никакого коронавируса, движение Lions-клубов проводило Всемирную выставку детского плаката по теме «Дорога Мира». Идея – показать глазами ребёнка, куда движется мир. Победил ваш ученик – 12-летний Даниил Лазарев. Показав Землю, обезображенную потоками грязи и знаками био-логического заражения, он будто предвидел развитие ситуации. Он сам это понял? Если понял, то не напугался ли он своего предвидения?
– Я думаю, что он не понял или не задумывался, что ненароком предсказал в своем рисунке негативный путь для нашей планеты. Нет, он не напуган. Даниил очень веселый, добрый и уверенный в себе человек. Хотя, когда я его спросила, что это за знаки рядом с символами радиации, он мне со знанием дела объяснил, что это символы биологического оружия, знаки биологического заражения… Я это не знала. А он знал.
– Эта работа стала лучшей на конкурсе. Как у педагога и ученика вообще родилось такое разрешение темы «Камо грядеши»?
– Проблема с экологией и отравлением Земли существует уже давно. Человечество очень неразумно и потребительски относится к окружающей среде и людям. Очень многие все чаще начинают задумываться о том, как этот процесс разрушения остановить. Об этом задумываются и такие творческие дети, как Даниил. Они более одухотворенны, умеют чувствовать и сопереживать людям и природе, они острее реагируют на все негативное. Такие дети хотят сделать Мир лучше, обратить внимание остальных людей на какие-то важные и необходимые вещи, действия. Поэтому это не было сиюминутным озарением- предсказанием. Это долговременный процесс наблюдения, сопереживания, несогласие с тем, что делает значительная часть человечества с нашим Миром.
– И как этот мальчик сегодня учится на расстоянии?
– Хорошо учится, так же, как и прежде учился очно. Ситуация такая, что все дети неожиданно стали «заочниками» Но ведь и в Академии Художеств есть заочное отделение. Есть руководители курсов, есть студенты. Только в отличие от вузовских заочников, мы верим, что когда-нибудь все это закончится, а мы войдем в нормальный, привычный режим учебы.
Выживать, так с музыкой
13 марта за несколько часов до объявления в Эстонии чрезвычайного положения, третьеклассник Йыхвиской музыкальной школы Витя Христофоров из Кохтла-Ярве стал лауреатом республиканского конкурса юных исполнителей на струнных инструментах. Маленький скрипач учится в 4-м классе Малеваской основной школы. Его мама, Надежда, преподает в этой же школе музыку, а также работает педагогом в одной из Школ искусств Кохтла-Ярве.
– Надежда, Витя вернулся с конкурса, украсив скрипочку «бронзовой» медалью. И тут грянула чрезвычайная ситуация. Как маленькие музыканты перешли на «заочное» обучение, как оно происходит?
– Каждый день, согласно расписанию, у нас происходит видеочат. Мы, одновременно с учеником, включаем видеокамеры, я смотрю на руки ребенка, слушаю инструмент. Звук, конечно, немножко искажается, ноты сфотографированные детям пересылаем. Вот таким образом справляемся. Есть масса дигитальных возможностей, позволяющих объяснить ученику любые нюансы.
– Учителя общеобразовательных школ сказали, что в новых условиях они неожиданно для себя открыли новые возможности. А вы, педагоги творческих профессий?
– Да, мы стали искать иные возможности обучения, и тоже открыли для себя нечто новое. И дети посмотрели на свой предмет с другой стороны. У нас особой проблемы с дистанционным обучением нет. У нас у всех учеников есть своя индивидуальная программа, которая выдается на два-три месяца вперед. По ней дети занимаются независимо ни от каких «пандемий». У Виктора перед уходом в виртуальное обучение, в пятницу, 13-го был конкурс, и учительница сказала: «Нам ничего не страшно, мы двигаемся вперед по своей программе». Так и у всех детей, кто учится в музыкальных школах и на музыкальных отделениях. Например, в Ахтмеской школе искусств есть компьютерное обеспечение у всех педагогов. Люди еще в прошлом году освоили работу с этой техникой. А дети – тех теперь и учить не надо, они давно освоили гаджеты, компьютеры.
Евгений Капов
Фото автора и
из частного архива
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ