Летом в Ярвеской части города встретил женщину, которая предъявила претензию: дескать, пишете обо всем, но вот об этом человеке, который может служить примером для многих, ни разу, ни строчки, ни полстрочки! И она рассказала, что в доме 13 по Кескаллее живет прокурор, который «сажает не только преступников, но и розы». Это ее прямая речь. И она оказалась права. Возле этого дома, что находится в самом центре города, в квартале от «серого дома», находилось чудо. Настоящий розарий, который в вечернее время подсвечивался лампочками. Летом как-то не удавалось встретиться с садовником, но вот с первым снегом увидел там человека, заботливо укрывающего цветы на зиму. Познакомились.

— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты
не забывай: ты навсегда в ответе за всех,
кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
(Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»).

Сергей Листов действительно оказался работником Вируской окружной прокуратуры. Его работа – защищать людей от разного рода мерзости, добиваться для тех, кто преступил закон, справедливого наказания. Согласитесь, что от этой работы вовсе не благоухает приятными ароматами, и сердце она не делает мягким и ласковым. Но в человеке нашлось место для прекрасного, которым он щедро делится с жителями города.

— Это ваше хобби? Если так, то где вы берете время для этой прелести?

— При правильной организации жизни время можно найти буквально для всего.

— Рядом с домом розарий. Что здесь?

 — Свыше тридцати сортов роз. В следующем году розарий будет развиваться. Будут высажены розы, которые поднимаются высоко, а также маленькие кусты. Кроме роз тут еще много чего.

— Но ведь красота требует не только времени, но и средств. Кто-нибудь помогает материально?

— Немного свой вклад внесли жильцы дома – средствами и рабочей силой.

— На твоей планете, — сказал Маленький принц, — люди
выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят
того, что ищут… — А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды… (Антуан де
Сент-Экзюпери. «Маленький принц»).

— А председатель товарищества подержал инициативу?

— Поддержал, если учесть, что я и есть председатель. Члены же товарищества меня поддерживают, очень хорошо к этому относятся, радуются, что такая красота вокруг дома.

— Сколько вы живете в Кохтла-Ярве?

— Пять лет. Выучился в Таллинне и вернулся в Ида-Вирумаа.

— Сергей, внешний вид города вас устраивает?

— Новому горуправленнию стоит обратить внимание на то, что фасады домов портят облик города. А товариществу накопить деньги на приведение фасадов в порядок очень сложно. Я прочитал, что новый мэр намерен создать Круглый стол и обсуждать проблемы с руководителями товариществ. И это уже хорошо. Сейчас мы стараемся накопить средства, чтобы хоть по частям начать облагораживать наш дом, но, повторю, это очень сложно, в отличие от многоквартирных домов. Но поскольку это центральная улица, которая так и называется – Кескаллее, город мог бы повести себя немножко иначе: не так, как сейчас – «сначала сделай, а потом выделят-не выделят», а хотя бы взяли на себя расходы за лицевую часть дома.

— Вы на зиму укутываете все цветы или только какие-то особо теплолюбивые сорта?

— Только розы надо укрывать, остальное само выживет.

— Знаешь… моя роза… я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая
простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей
нечем защищаться от мира…
(Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»).

— Ваш дом уникальный, или у вас есть последователи?

— Кто чей последователь – трудно сказать. Но в соседнем доме 15а по Кескаллее у председателя товарищества такая же красота. Если люди ценят красоту – это надолго.

— Действительно, иногда красота спасает мир. Но не все ценят красоту. А кто спасет ее? Не верится, что на эти розы никогда никто не покушался. Если уже бывало что на Центральной аллее среди бела дня воровали казенные цветы, то неужели любители «халявы» проходили мимо вашего розария?

— Нет, конечно. Были случаи вандализма. Но до тех пор, пока мы не поставили камеры видеонаблюдения. В мае я построил цветник. В июне поставил камеры. В промежутке один раз воровка пришла и попыталась совершить кражу, но увидела, что заработала камера – она убежала. После этого особых случаев вандализма не было. До этого – только распустился красивейший цветок, его взяли и срезали. Обидно, — говорит Сергей Листов.

Конечно, будет обидно. Но еще более обидно, что в городе есть особи, которые не просто не ценят чужой труд, уничтожая сделанное людьми для людей, как то было в Лесопарке Северного микрорайона. Но все же есть жители города, считающие долгом внести свой вклад в то, чтобы Кохтла-Ярве стал чище, краше. Вот, например, 7 декабря исполнится 90 лет ветерану шахтерского труда Марии Зиновьевне Кудриной. Несмотря на круглую цифру в паспорте, она каждую весну выходит во двор своего дома №24 по Кескаллее, и разбивает красивые клумбы, высаживая цветы. Потому что она прошла огромную, нелегкую жизнь, и понимает, что красота делает мир добрее.

Евгений Капов
Фото автора и частный архив

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam