В «Горе от ума» Александр Сергеевич (который Грибоедов), употребляет слово «комиссия» в значении – хлопоты, суета. Мы же в данном случае подразумеваем постоянную комиссию городского собрания Кохтла-Ярве по образованию. Она пока только формируется, но уже у нее есть председатель – известный в городе и республике политик Валерий Корб. С ним и состоялась беседа на тему, то и дело всплывающую в канун любых (особенно парламентских), выборов.

— Господин Корб, начну с анекдота. Школа. Урок литературы. Учительница спрашивает великовозрастного деточку: мол, в каком году был убит Пушкин? Тот уставился в пол и молчит. Учительница возмущена: мол, стыдно не знать, что Пушкина убили в 37-м году. Ученик: — В тридцать седьмом?! Вот сволочь, Сталин, какого человека загубил! Применительно к «глубине» познаний школьников Эстонии (да и не только Эстонии), в области литературы и истории, вряд ли можно сказать, что в этом анекдоте есть преувеличение. Вернемся в прошлое: в 1988-89 годах вы работали заведующим гороно (городским отделом народного образования). Сейчас вас избрали председателем депутатской комиссии по образованию. Так что эта сфера вам не в новинку. Но – старые люди забыли, молодые не знают: напомните, что такое – депутатская комиссия?

— Согласно законодательству, городские и волостные собрания формируют профильные депутатские комиссии, состоящие из народных избранников, а также специалистов, не являющихся депутатами. Наша комиссия пока находится в стадии формирования.

— Во всю критикуется так называемый план Министерства образования о полном переводе государственных школ на обучение на эстонском языке с 2035 года. И главная претензия столичных педагогов, политиков – что при составлении этого плана никто ни с кем не советовался; что не будет к тому времени нужного количества учителей. Интересно, с педагогами Ида-Вирумаа, в частности – Кохтла-Ярве кто-нибудь советовался? Или их тоже обошли стороной? А где были политики, которые сегодня, в преддверии выборов озаботились образованием русских детей, когда открывали новую гимназию в Кохтла-Ярве, уничтожив городские гимназии? В результате спешки мы имеем 40 процентов детей, вынужденных ездить учиться в другие самоуправления. Что скажете, господин председатель комиссии?

— Цифры говорят сами за себя. Гимназия была рассчитана на 300 учащихся. Но свыше ста молодых людей вынуждены ездить учиться в гимназии других самоуправлений. В Силламяэ – 95, Нарву – 5 человек, В Таллинн – 11, в Маарду – 4. И Кохтла-Ярве платит этим самоуправлениям за учебу своих детей 492 тысячи евро в год.

— Вы утверждаете, что такое стало возможным в результате государственной политики, ориентированной на спешный перевод образования на эстонский язык. В частности, вы утверждаете, что это «исамаалийтовская» политика. Но, помнится, что на церемонии открытия госгимназии в Кохтла-Ярве, ваш партийный лидер заявил: «Гимназия в Кохтла-Ярве будет эстоноязычной, и точка»! Вот и ответ на вопрос кто заварил всю эту кашу. Но ответа на другой вопрос, почему всё это молча проглотило местное самоуправление Кохтла-Ярве и родители гимназистов, пока нет. С властью понятно, она действовала, исходя «из политической целесообразности». А вот родители-то куда смотрели?

— А вот у родителей надо спросить, почему они не пошли на выборы. Родители, которые могли высказать свое мнение на выборах, сидят дома. 60 процентов сидело дома. Возможности власти на местном уровне – они не такие уж и большие. Центральная власть регулирует, сколько языков обучения. Вот она старается к тридцать пятому году сделать один язык обучения. Из действующей сегодня власти только один министр заявил, что его партия это не поддерживает. Это центрист Яак Ааб.

— Многих жителей города интересует, что местная власть намерена сделать, чтобы как-то исправить это положение? Вы – председатель комиссии по образованию, можете ответить на этот вопрос?

— Сейчас нет проблем с образованием детей в основной школе. Сейчас проблема в Кохтла-Ярве возникает с работой государственной гимназии.

— Однако ее директор неоднократно высказывал в прессе противоположное мнение…

— Он имеет право на свое мнение. Каждый человек имеет право высказывать свое мнение. Начнем с того, что государство вложило 7 миллионов в строительство новой гимназии. А сегодня больше сотни детей ездит в гимназии, расположенные за пределами Кохтла-Ярве.

— А вам не кажется, что это ненормальное положение, и его надо исправлять?

— Его надо исправлять. Комиссия займется состоянием дел с обучением на территории города Кохтла-Ярве.

— Вы согласны с тем, что с каждым годом все больше родителей осознают, что надо учить детей эстонскому языку?

— Конечно. Но для этого нужна база. Нужны учителя, которые будут преподавать. У нас сегодня в половине городских детских садиков есть эстонский язык. В другие мы не можем дать, потому что преподавателей не хватает. А начинать осваивать второй язык надо с детского садика.

— Господин Корб. Вам не кажется, что с политиками в стране творится что-то странное? Один советует населению брать с него пример – стирать по ночам, чтобы сэкономить на электричестве, другая – изучает возможность оплачивать коммуналку в кредит. Может быть, им просто не выгодно, чтобы дети были умными и образованными, так как идиотами легче управлять?

— Не думаю, что власть уже опустилась до этого, — ответил Валерий Корб, председатель комиссии городского собрания Кохтла-Ярве по образованию.

Тем не менее, создалась ситуация, при которой большинство детей гимназического возраста в русскоязычном городе толком не знают ни русского, ни эстонского языков. Мало того: директор одной из сельских школ рассказала, что когда-то Министерство дало указание школьным логопедам не только исправлять у детей дефекты речи, но и учить их нормально разговаривать, так как дети разучились общаться. А зачем? Достаточно теперь нарисовать смайлик – и всем понятно, что у тебя всё ок! И жизнь ок! и достаток ок! и образование ок! А смайлик – он всем понятен. Даже министру. Или депутату.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam