24 декабря, в рождественский сочельник, эстонский телеканал ETV+ показал балет «Щелкунчик» Баланчина. Своей славой за рубежом этот балет Чайковского обязан хореографу Джорджу Баланчину, который в 1954 году поставил новую версию «Щелкунчика» для своей труппы — «Нью-Йорк Сити балет». С тех пор труппа показывает спектакль ежегодно, в декабре: этот балет превратился в непременный атрибут рождественских праздников! (Только в этом году Нью-Йоркский балет из-за омикрона отменил очную Неделю «Щелкунчика»). Вечером того же дня доступный в Эстонии французский телеканал Mezzo показал «Щелкунчика» в постановке балета Сан-Франциско. В Рождество этот же канал показал «Щелкунчика» в постановке Мариинского театра. И, заметьте, оба американских и российский спектакли были на экране без каких-либо «толерантных» купюр. Что явно свидетельствует о том, что в благословенном мире не все еще «сошли с ума не на той остановке». Премьера этого балета на сцене Мариинки в постановке Василия Вайнонена, которую в это Рождество показал канал Mezzo, состоялась в феврале 1934 года. Но почему в наше время традиционная постановка балета «Щелкунчик» становится сенсацией? Все просто: кое-где видят в балетном варианте сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана опасность!
«Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет». Цитата из пьесы «Шлагетер» (1933 г.) немецкого поэта, драматурга и национал-социалиста Ганса Йоста (1890 – 1978). Пьеса была посвящена Гитлеру («Написано для Адольфа Гитлера, с трепетным благоговением и неизменной преданностью»). На премьере пьесы в Берлине (1933 г.) присутствовал рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Иозеф Геббельс (фраза иногда ошибочно приписывается Геббельсу). В 1949 году Йост был признан причастным к преступлениям нацизма и приговорен к тюремному заключению с конфискацией имущества. Любимая цитатка доктора Геббельса сама напрашивается, особенно в свете новости о том, что «в Берлине отказались от постановки балета «Щелкунчик» из-за «блэкфейса». Как рассказала СМИ исполняющая обязанности руководителя труппы Кристиана Теобальд, спектакль является реконструкцией оригинальной постановки 1892 года. Так некоторые элементы, допустимые в конце XIX века, вызывают споры в современном мире и должны быть пересмотрены. Постановщиков, например, смутил во втором акте выход детей с лицами, покрашенными темной краской. Теобальд подчеркнула, что использование приема «блэкфейс» (он считается карикатурным изображением темнокожих при помощи нанесения грима на лицо), привело к жалобам от зрителей еще в 2015 году, поэтому в современной постановке от него надо отказаться. Российские постановщики, по ее словам, с трудом согласились на этот шаг, потому что он означает отход от оригинальной концепции». Во втором акте Чай символизируется китайским танцем, который исполняют белые артисты с «желтыми» лицами. А это тоже (с точки зрения «толерантно озабоченных»), своеобразный «блэкфейс».
Скажите на милость: кому, начиная с 1892 года – дня премьеры «Щелкунчика» в постановке Мариуса Петипа (он же автор либретто), весь этот «политкорректный» бред мог прийти в голову? То есть, тот факт, что эстонский и французский телеканалы оказались адекватней того, что сотворили в Берлине в канун Рождества, говорит, что культура в мире имеет шанс на жизнь. Хотя само слово «Рождество» кое-где пытаются объявить вне закона. 24 декабря канал НТВ показал сюжет о том, что в Швеции опять сожгли громадный символ праздника – фигуру козла! А как вам это: «Еврокомиссия хочет полностью отказаться от названия «Рождество», поскольку оно несет отсылку к христианской религии. Это, по мнению политиков, может оскорбить представителей других конфессий»? Ну а символ Рождества, Козел – ему сам бог велел стать «Козлом отпущения». Телеканал НТВ приводит комментарий Папы Римского Франциска, в котором понтифик говорит, что подобные гонения на христианство уже знала история, и приводит в пример Наполеона, Гитлера и большевиков.
Интересно, мы когда-нибудь доживем до того времени, когда постановку «Щелкунчика» запретят из-за того, что по ходу действия там избивают всех мышей вместе с их Мышиным Королем? Чем не повод для «наезда» на классику европейских зоозащитников? Возможно, когда-нибудь будет и это. Только, пожалуйста, не в наступившем году!
Евгений Капов
Коллаж автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ