История кохтла-ярвеского шахматного клуба «Диагональ» началась в далёкие 80-е годы прошлого века. За это время тренеры клуба воспитали несколько поколений успешных спортсменов. Добрые традиции «Диагонали» бережно хранятся ветеранами шахмат и передаются молодой смене. Андрей Тимошин, который к своим восемнадцати годам уже является обладателем нескольких чемпионских титулов, один из продолжателей победных шахматных традиций.

Двери в мир шахмат тогда ещё шестилетнему мальчику, а ныне – уже возмужавшему юноше, открыл его отец, когда Андрей нашёл в квартире шахматную доску, а вместе с ней и загадочные фигурки. Юрий, отец Андрея, объяснил сыну основные правила и принцип игры. И та его увлекла.

– После того, как папа познакомил меня с шахматами, я свободное время полностью посвятил им. Со временем начал всех ими «доставать». Времени на партии у родителей было немного, и видя, что шахматы нравятся, через несколько месяцев меня отвели к тренеру, – поделился воспоминаниями Андрей.

Первым тренером мальчика стала Анастасия Голубенко – выпускница кафедры шахмат Московского Центрального института физической культуры, после окончания которого та многие годы работала тренером в Кохтла-Ярве, внеся неоценимый вклад в развитие шахмат в городе, уезде, стране.

Андрей начал заниматься в шахматном клубе «Диагональ», который и сегодня находится в том же зале, на третьем этаже старого здания городского спортивного центра. Изначально в группе было около пятнадцати ребят, но со временем часть из них отсеялась. С теми же, кто остался, «тренер от бога» (а именно так отзывались и отзываются шахматисты об Анастасии Голубенко), стала работать с заинтересованными ребятами более серьёзно. В семь лет Андрей стал чемпионом Эстонии среди детей до восьми лет. Успешно выступали и другие шахматисты. Но в 2012 году «Диагональ» потрясло печальное известие – не стало тренера Анастасии Голубенко, имя которой навсегда вписано в историю шахматного клуба. Её дело продолжают молодые и старшие шахматисты, ветераны – рыцари Каиссы.

После ухода из жизни Анастасии Голубенко, с Андреем продолжили заниматься другие тренеры: Валерий Голубенко, Игорь Швырёв, и некоторое время тренером юноши был Калле Кийк.

– Андрей, кто или что сыграло наибольшую роль на твоём пути к успеху: тренер, родители или же твоё желание посвящать свободное время шахматам?

– Безусловно, наибольшее влияние оказали родители. Они всегда меня поддерживали и вовремя заметили мой интерес к шахматам. Родители были и остаются рядом всегда, вне зависимости от побед и поражений. Меня не ругали за ошибки, напротив, делали всё возможное, чтобы я собрался с мыслями и шёл в бой.

– А как же тренер?

– Роль тренера неоспорима. С ним интересно общаться, хочется приходить на тренировку. То есть для спортсмена тренер является не только наставником, но и другом. Это не тот друг, с которым делишься самым сокровенным, а человек, который с тобой в пути на соревнования, и в момент победы, и с первой же секунды после поражения.

– Рассматривал ли всерьёз работу тренером в будущем?

– По сути, я уже сейчас могу помогать более юным шахматистам. А вообще, почему бы и нет?

– Чем для тебя в жизни являются шахматы?

– В детстве они были увлечением, сегодня, можно сказать, стали профессией.

– Сейчас ты учишься в 12- м классе. После окончания гимназии планируешь куда-либо поступать? И, если да, то на какую специальность?

– Да, я планирую продолжить учебу. Есть несколько вариантов. Пока думаю.

– Если твой выбор падёт на высшее учебное заведение в другом городе, продолжишь ли ты выступать за «Диагональ»?

– Я не думаю, что мне будет что-то мешать выступать за свой клуб, однако сотрудничества с другими шахматными клубами тоже не исключаю.

– Перед собой, если говорить о шахматах, какие задачи ставишь?

– Безусловно, повышать уровень своей игры, двигаться в этом направлении.

– Ты являешься чемпионом Эстонии среди молодёжи до 16 и до 18 лет. В декабре прошлого года ты занял в чемпионате среди взрослых третье место. Куда дальше? Нет ли «потолка» в эстонских шахматах?

– Всегда есть куда развиваться. Иначе, какой во всём этом смысл, если ты не желаешь подняться на самую высоту? Я поставил перед собой цель получить звание международного мастера ФИДЕ.

– Это посильная задача?

– Выполнимо. Нужно четко ставить перед собой цель и планомерно идти к ней. Это требует времени. Далеко не всем шахматистам удаётся стать гроссмейстерами в молодом возрасте.

– Есть ли у тебя среди шахматистов кумиры, спортсмены, чьи партии ты рассматриваешь, изучаешь технику игры?

– Есть: кубинский шахматист Хосе Рауль Капабланка, стиль игры которого мне наиболее близок. Я понимаю, что успешный шахматист должен быть по стилю игры разноплановым. Позиционное мастерство Капабланки – это тот уровень игры, который я стремлюсь развивать в себе.

– Какие соревнования или партии тебе больше запомнились?

– Отложилась в памяти одна партия, в которой дело шло к поражению. Положение казалось крайне удручающим, можно сказать, безвыходным, но в какой-то момент мне удалось ситуацию исправить и вывести партию в ничью.

– В какой момент волнение, если оно есть, уступает место сосредоточенности?

– Волнение присутствует перед началом игры. Когда сажусь за шахматную доску, наступает момент полной сосредоточенности. Но по мере того, как партия близится к развязке, волнение может усиливаться, и здесь главное – ему не поддаваться.

– Какие качества развивают шахматы?

– Детям, к примеру, в самом начале очень сложно досидеть партию, сконцентрироваться. Со временем к ним приходит усидчивость, улучшается память, развивается тактическое, аналитическое, логическое мышление.

– Андрей, ты взрослел в клубе «Диагональ не только в возрасте, но и как шахматист. По твоему мнению, что необходимо делать, чтобы шахматный спорт развивался у нас в регионе, городе?

– Нужно активнее привлекать к этому делу молодёжь. Хотелось бы видеть больше турниров, солидных соревнований, а это требует финансирования. Ведь сильные игроки в основном приезжают тогда, когда имеется хороший призовой фонд. А один из факторов, влияющих на развитие спортсмена, это возможность соревноваться с более опытным соперником.

– С более опытными спортсменами – тут всё понятно: нужен призовой фонд. Детей в возрасте 7-9 лет призовой фонд мало интересует. Как их-то привлечь в шахматный спорт?

– Здесь большую роль играют родители, которые должны вовремя заметить интерес ребёнка. В моём случае было всё просто – меня шахматы увлекли, и я не давал родителям покоя с ними. Но таких примеров немного.

– А имеют ли значение «родные стены», то есть, когда турниры проводятся в своём городе? Помнится, несколько лет назад в Кохтла-Ярве по инициативе уже бывшей Ярвеской русской гимназии проводились крупные молодёжные соревнования по быстрым шахматам, в которых принимали участие молодые спортсмены из Эстонии и России. Ты же в них тоже участвовал?

– Да. Но лично для меня особого значения не имеет – проходит турнир в родном городе или столице. Мне важнее сам процесс игры. Но для развития шахматной культуры в самом Кохтла-Ярве, крупные соревнования необходимы. Что же касается вышеупомянутых турниров, то они сейчас, увы, не проводятся, – заключил молодой шахматист Андрей Тимошин.

Илья Тельнов
Фото из частного архива

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam