26 апреля исполнилось 34 года с тех пор, как произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. Это была трагедия мирового масштаба, на ликвидацию последствий которой были брошены огромные силы со всего бывшего Советского союза. Свыше двух тысяч человек были призваны из резерва в Вооруженные Силы, и направлены в район работ на зараженной территории. По штату военного времени были развернуты Пярнуский полк химической защиты и Йыхвиский полк гражданской обороны. Каждый год ликвидаторы, выжившие после этих уникальных военных «сборов», старались собраться вместе, чтобы помянуть павших и помолиться за здравие живых. Но нынче по известным причинам, не менее трагическим, чем 34 года назад, собраться вместе не получилось.

26 апреля к памятнику чернобыльцам, установленному возле Йыхвиского крематория в районе кладбища, пришли только два человека: руководитель Нарвскго Союза чернобыльцев Сергей Непримеров и член правления этой общественной организации, объединяющей 130 ликвидаторов, Вячеслав Язвинский. Они возложили цветы к подножию памятника, зажгли поминальные свечи. Сергей Непримеров сказал в телефонном разговоре, что «в лучшие времена» их организация насчитывала 170 человек. Люди в этот трагический день всегда приходили к памятнику семьями. Однако в этом году, следуя условиям чрезвычайного положения, была возможность прийти только вдвоем, и возложить цветы за всех остальных. Однако накануне 26 апреля по одному приезжали ветераны-чернобыльцы к памятнику и возлагали цветы. Конечно, ехали те, кому позволяло здоровье. Ведь многие из них теперь на пенсии, да и «сборы» на фонящей природе, не прошли даром. Многие больны, нуждаются в поддержке здоровья.

Среди резервистов в районе ликвидации последствий ядерной аварии были медики из Кохтла-Ярве. Михаил Ижнин, Анатолий Осетров и другие врачи, которые сегодня вспоминают те дни, находясь в так называемой самоизоляции. Пожилой Анатолий Иванович Осетров сказал по телефону, что врачам-пенсионерам в нынешней ситуации несколько легче: они знают, чем грозят подобные глобальные катастрофы, да и чернобыльский опыт тоже кое-чему научил.

В составе Йыхвиского полка гражданской обороны был офицер запаса Рихо Брейвель. Позже он станет уездным старейшиной Ида-Вирумаа, а теперь является депутатом парламента. В чернобыльской зоне он не просто командовал резервистами, но и старался как-то скрасить будни солдат, когда уже не помогала «Чернобыльская лучистая, крепостью 40 рентген». (Так резервисты называли местную самогонку, которую брали у представителей местного населения, не согласившихся покидать свои насиженные гнезда, сияющие от наведенной радиации). Так вот, Рихо создал из музыкантов-любителей ансамбль, назвав его «Поющие лопаты». И после изнуряющей работы по дезактивации местности и строений, ансамбль вечерами давал концерты.

— Чернобыль – как сегодня этот поганый вирус: ничего не видно, ни цвета, ни запаха, надо только верить. А кто тогда не верил, игнорировал требования безопасности, те досрочно отправлялись в дорогу в один конец. То, что было в Чернобыле, это по масштабу меньшее зло, чем пандемия, охватившая всю планету. Тем более, важно соблюдать все требования.

— А тех, кто был с вами в Чернобыле, кого сегодня уже нет, вспоминаете?

— Конечно, и не только в годовщину аварии. Живым желаю здоровья и долгих лет.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam