Пандемия COVID-19 нанесла мощный удар не только по здоровью людей, но и по состоянию экономики. И в этом случае есть смысл обратиться к доктору — доктору экономических наук Ханону Барабанеру, который наитеснейшим образом был связан с Ида-Вирумаа, многие годы возглавляя работавший здесь Институт экономики и управления ECOMEN.

— Ханон Зеликович, как вы себя чувствуете, чем занимаетесь на самоизоляции?

— Следую призыву оставаться дома, что не самое приятное. Но что поделать? Правда, меня спасает работа: пишу научные и публицистические статьи.

— Доктор, а каково, на ваш взгляд, состояние здоровья эстонской экономики?

— Экономика Эстонии находится в ожидании.

— В ожидании чего?

— Либо полного провала, либо новых решений и направлений. Хочется верить во второе.

— А какие-то варианты этих новых решений и направлений уже есть?

— Пока явно выраженных решений лично я не вижу. Правда, идут разговоры о необходимости сохранения зарубежных партнеров. Просматривается необходимость развития промышленности.

— Доктор, вы не можете не видеть, что в Ида-Вирумаа наложилось одно на другое: падение цен на нефть и пандемия опасной болезни. Кризис – «два в одном флаконе» особенно повлиял на состояние экономики в регионе. У народа настроение, мягко говоря, не очень. Как будем лечиться, доктор?

— Это сочетание факторов трагично, и не только для Ида-Вирумаа. И не только для Эстонии. Я думаю, сейчас возрастает необходимость сохранить сланцедобывающую и сланцеперера-батывпющую отрасли. Это одна из важнейших задач эстонской экономики.

— На северо-востоке Эстонии самая большая в стране безработица. Только в Кохтла-Ярве за последнее время прибавилось 200 безработных.

— Мне представляется, что даже в условиях пандемии необходимо экстренно создать группы, которые займутся разработкой решения проблемы безработицы. Хочу подчеркнуть, что это должны быть группы именно специалистов, а не группы членов той или иной партии. Необходима конкретная разработка развития экономики Ида-Вирумаа. Создание таких групп должно быть осуществлено немедленно. Я об этом неоднократно писал, и некоторое время назад говорил на встрече с премьер-министром. Я понимаю: чрезвычайное положение, вызванное пандемией, это экстремально, от этого не уйдешь. Но в то же время надо думать и о том, что тысячи людей остаются без работы. Поэтому сегодня первейшая задача правительства – не партий, а правительства, научной и технической общественности – разработка программы, я бы так назвал, спасения Ида-Вирумаа.

— Вы говорите о глобальной экономике. Она, в некоторой степени, складывается из мелкого и среднего бизнеса тоже. Уже очень сильно пострадали так называемые физические лица, решившие когда-то открыть свой бизнес. Их возможно спасти?

— Естественно. Им должна быть оказана определенная помощь со стороны государства и местных самоуправлений.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam