По традиции, 26 апреля, в 36 годовщину аварии на Чернобыльской АЭС члены Нарвского Союза чернобыльцев совершили поминальный молебен в домашней церкви, возложили венки и цветы к памятникам чернобыльцам в Нарве, Силламяэ и Йыхви, зажгли поминальные свечи.
По-разному ветераны-ликвидаторы проводят этот день, когда в Чернобыле произошла авария на атомной электростанции. Случилось это 36 лет назад – 26 апреля 1986 года. А сутками раньше в том году, 25 апреля, врач травмапункта Кохтла –Ярвеской городской больницы Анатолий Осетров отмечал свой сорок четвертый день рождения.
В год аварии жителю Кохтла-Ярве Юрию Юрченко вообще исполнилось 33 года. (Знаковая цифра для человека, который собирается жить дальше). А уже в начале мая Анатолий и Юрий вместе с двумя тысячами жителей Эстонии, большинство из которых было из Ида-Вирумаа, отправились эшелонами со станции Тойла в украинский Чернобыль для участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Работали не только на украинской, но и на белорусской территории, дезактивируя жилые дома, улицы, дороги.
В этом году 25 апреля доктору Осетрову, находящемуся на пенсии, исполнилось 80 лет. С юбилеем его поздравили родные люди, а также бывшие коллеги, среди которых был хирург Михаил Ижнин – ныне тоже пенсионер. На следующий день у Михаила тоже был повод вспомнить эпопею с ликвидацией последствий атомной катастрофы: ведь он также был призван в качестве резервиста и работал вместе с Анатолием в радиоактивной зоне. Врачи были приписаны к Йыхвискому полку гражданской обороны, которой был развернут по штату военного времени, и вместе с другими «партизанами» выехали в район ликвидации аварии на так называемые «военные сборы».
Выпускник Индустриально-педагогического института, где была военная кафедра, старший лейтенант запаса Юрий Юрченко, которому сегодня 69 лет, вспоминает, что в Чернобыль был призван в качестве командира автомобильной роты. «У меня был ГАЗ-69, на котором осуществляли патрулирование дорог. Обеспечивали блокпосты, работу военной автоинспекции. Всё это в условиях радиоактивного заражения. Но, слава богу, это сильно не сказалось на здоровье. Сказалось другое: когда власти начали делить ликвидаторов на «чистых и нечистых», раздавая льготы только гражданам по рождению, обделяя натурализованных граждан. Граждан России в Эстонии сначала вообще никакими льготами не наделяли. Затем всем, независимо от гражданства, дали общую льготу – разрешили выходить на пенсию на пять лет раньше. Я – украинец. Рядом работали русские, татары, эстонцы, евреи… Легче сказать, кого там не было. И никакой вражды, никакой ненависти. На всех была одна работа, одна невидимая опасность, одна задача – спасать страну, спасать Европу».
Многие годы организацию чернобыльцев Кохтла-Ярве возглавлял инженер одного из предприятий Йыхви Аркадий Басов. На фотографии, датированной январем 2003 года, большая группа ликвидаторов находится в зале горсобрания, и Басов что-то говорит Каарелу Пюргу, который в те годы был депутатом парламента. Аркадий вспомнил, что тогда он как раз вставлял депутату «клизму» по поводу дискриминации чернобыльцев по национальному признаку.
— Тогда у нас было на учете примерно 250 человек. Это были «серопасопртники», граждане России, а также – граждане Эстонии по рождению и по натурализации. Мы добивались равноправия для ликвидаторов.
— Аркадий, люди интересуются: почему рассыпалась кохтла-ярвескаяя организация чернобыльцев?
— Потому что мы эту задачу решили, дальше было делать нечего.
В отличие от такой позиции, Нарвский Союз чернобыльцев считает, что работа у них всегда есть. И не только по памятным датам. Памятники ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, установленные в Нарве, Силламяэ и Йыхви, это их заслуга. А, честное слово, выбивать у властей разрешение, землю для памятников, это не так просто. Например, тогдашняя власть уезда в лице старейшины, выделив место возле крематория в Йыхви для памятника погибшим и еще живущим чернобыльцам, так и заявила: мол, другого места для вас у нас нет!
Руководитель Нарвской организации чернобыльцев Сергей Непримеров на вопрос журналиста: «Кто вас сегодня поддерживает?», со всей прямотой ответил: «Никто». Ликвидаторы из Кохтла-Ярве, желавшие присоединиться к нарвитянам, встали на учен в их организации. Один из них – Владимир Горячев, который считает, что вместе переносить тяжесть воспоминаний, и нелегкое нынешнее время, легче, чем в одиночку. Словом, как поется в песне: «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
После церемонии возложения цветов, журналист обратился к Сергею Непримерову с вопросом.
— Накануне годовщины аварии вы побывали в Москве. Не секрет, что вы там делали?
— В нашем Союзе чернобыльцев в основном граждане России. В Москве я встретился с депутатом Государственной Думы Константином Затулиным, за которого голосовали и граждане России, проживающие в Эстонии. Я передал ему просьбу ликвидаторов добиться того, чтобы российский закон о чернобыльцах распространялся бы также и на граждан России, живущих в Эстонии. Депутат Затулин нас поддерживает, будет обращаться дальше.
Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ