Государство с 2018 года озадачилось решением проблемы выпавшей из активной жизни молодёжи, стараясь вместе с самоуправлениями вернуть её в реальный мир – учёбы и работы.

Об этом – в интервью с вице-мэром Кохтла-Ярве по социальным вопросам Эвелин Данилов.

— То есть, получается, проблема очень даже серьёзная, если родился такой проект?

— К сожалению, да, проблема большая.

— Известна ли статистика, сколько же молодых людей находится вне активной жизни?

— В том-то и есть самая главная проблема, что точное их число (согласно некоторым источникам, оно отнюдь не малое) остаётся неизвестным как в стране, так и у нас, в Кохтла-Ярве. Неизвестно и то, находится ли эта молодежь в Эстонии или же проживает за границей. Кстати, в наш список попали многие молодые люди, которые учатся или работают за границей, что выяснилось уже тогда, когда мы их разыскали и связались с ними, но в нашем государстве такие данные о них полностью отсутствуют, в то время, как прописка осталась эстонская. Или же попали в наш список тогда, когда меняли место своей работы. Есть и мультипроблемные молодые люди, у которых множество проблем в семье, в том числе и отсутствие поддержки, пьянство родителей, ночные скандалы, невозможность выспаться – а в итоге: потеря работы… Одним словом, каждый случай индивидуален. Не знаем мы ещё и того, чего хотят сами молодые люди. Мы настроены на то, чтобы им помочь, а они, многие из них, вовсе не заинтересованы в этой помощи, даже отказываются от неё. В частности, из значащихся в нашем списке 333 человек, 16 – отказались от какой-либо помощи, а лишь 12 — согласились на помощь. Большинство же вообще не пожелало даже разговаривать об этом. Единственное, что радует: если в октябре прошлого года было 77 человек, которые не хотели никакой помощи, то сейчас – только 16. К счастью, это число не увеличилось. Но самая большая проблема, это разыскать молодого человека, связаться с ним, встретиться – всё очень сложно.

— Как давно действует проект «Молодёжная гарантия»?

— Первый его этап, пилотный, начался в 2018 году и закончился в 2020 году. Он был направлен на создание и внедрение системы индивидуальной поддержки молодежи, которая не работает и не учится. А с 1 марта 2021 года идёт второй этап, в частности, горуправление Кохтла-Ярве и Министерство социальных дел продолжают проект государственной опорной системы поддержки «Молодежная гарантия».

— Основная цель второго этапа, какова она?

— Почти та же, что и первого этапа: найти этих молодых людей, как и тех, которые в ближайшее время могут пропасть из поля зрения – пополнят ряды неактивной молодёжи, и оказать им, всем желающим, индивидуальную поддержку – продолжить обучение или вернуться на рынок труда. Важно, чтобы они оставались вовлеченными в общественную жизнь и после окончания поддержки наших консультантов. Но прежде всего следует понять, в чём вообще проблема-причина их такой жизненной бездеятельности – возможно, что всё связано с отсутствием денег, например, совершенно нет средств на учёбу или же даже собрать себя на работу. Также необходимо создать сеть сотрудничества между различными организациями для совместной работы, направленной на оказание помощи молодежи. В частности, наше горуправление сотрудничает в этом плане со школами, со службой по защите детей (у них есть в поле зрения такие дети, которые таким же образом в ближайшее время, с 16 лет, когда отпадает обязанность учиться, могут выпасть из активной жизни – уже сегодня видно, что они часто пропускают занятия в школе, плохо учатся, имеют проблемы с поведением). Проведена огромная работа и по созданию внешней сети сотрудничества — это различные образовательные учреждения, Касса страхования от безработицы…

— На кого рассчитан этот проект, точнее, такая система поддержки?

— Молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, которые, согласно данным государственных регистров, нигде не учатся и не работают; не состоят на учете в качестве безработных; не признаны частично трудоспособными или утратившими трудоспособность более чем на 80%; не получают услуг по поддержке трудоустройства; не занимаются предпринимательством; не получают пособия на воспитание ребенка в возрасте до полутора лет; не проходят службу в составе Сил обороны или в альтернативной службе; не отбывают тюремное заключение и не находятся в предварительном заключении.

— На ваш взгляд, первый шаг, который необходимо сделать неактивной молодёжи?

— Обратиться к нам, в горуправление Кохтла-Ярве, за помощью и содействием в поисках работы или же возможности продолжения обучения.

— Имеется в виду в социальную службу или же конкретно к какому-то специалисту?

— В горуправлении в рамках проекта «Молодежная гарантия» работают с молодежью два наших специалиста, но сейчас, временно, один (скоро появится и второй) — Елена Соломанюк, ей можно позвонить по телефону:53882105, 332 8008 или же написать на эмайл: jelena.solomanjuk@kjlv.ee, как и вообще в горуправление – на сайте Кохтла-Ярве есть все контактные данные. Можно обратиться и в том случае, когда просто не удаётся переубедить подростка и требуется мнение третьей стороны.

— Как вы считаете, что самое сложное в решении данной проблемы?

— Здесь всё сложное. Например, как я уже сказала, найти-отыскать таких молодых людей, ведь они сами, за редким исключением, не обращаются к нам. Но если нам удаётся их найти, то они не хотят, чтобы им оказывалась помощь в поиске работы или продолжении учёбы, утверждая, что их устраивает тот образ жизни, который они ведут.

— Ваше мнение, повинна ли в потере активной молодёжи государственная система школьного образования, в том числе и то, что после окончания 9 класса, получения обязательного основного образования, далеко не все могут продолжить своё обучение в гимназии, как и в профессиональном центре, где так же количество мест ограничено, в связи с чем, выпускники-девятиклассники (но есть и те, кто бросает учёбу и раньше) попадают на улицу, ведь и на работу в нашем хронически безработном регионе им особо не устроиться?

— К сожалению, причин много, в том числе есть и такая. И их нужно устранять совместными усилиями. Очень хотелось бы, чтобы жители Кохтла-Ярве сообщали нам, в горуправление, о своих родных или знакомых молодых людях, которые нигде не учатся и не работают – в таком случае, мы могли бы оперативнее установить с ними контакт, попытаться помочь. Ведь есть и те, кто не против нашей помощи, но сам не решается сделать первый шаг.

— Известно ли, на какие средства живут эти молодые люди?

— Возможно, где-то имеют «чёрный» заработок или же случайный. Но обычно за счёт родителей, хотя у большинства из них, как выяснилось, нет родителей. Если есть родители или родственники, которые всячески побуждают-подталкивают-мотивируют молодых людей (тем более в 16 лет) к активным действиям, то они гораздо реже попадают в такие ситуации – зависания между небом и землёй.

— По-видимому, срок действия и второго этапа проекта ограничен?

— Да, он предусмотрен до 31 октября 2023 года.

— А что же далее?

— Государство планирует до этого времени решить данную проблему. Но если это не удастся сделать, то, очевидно, будет третий этап проекта, ведь данный проект очень нужен. С учётом и того, чтобы в будущем сегодняшним неактивным молодым людям не пришлось бы жить лишь на пособия.

Антонина Васькина
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam