Учитель физкультуры Йыхвиской русской основной школы, известный спортсмен Эстонии Денис Шалкаускас – наш сегодняшний собеседник.

— Как-то не очень просто начинать интервью — о чём в первую очередь будем говорить: что для вас первично, а что вторично – учитель или спортсмен?

— (Улыбается.) Это едино. Работа учителя – реальность, приносит заработок – обеспечивает жизнь, а спорт – для души: достижение каких-то внутренних целей, воспитание характера, терпения, силы воли, борьба с преградами-барьерами. Вместе же – гармония. Да и учитель по физкультуре — это ведь тоже спорт, а значит, в итоге, тоже для души.

— Сейчас престиж профессии учителя очень низок, в чём причина?

— В обществе нет должного уважения к ней, обесценено значение работы учителя.

— Учителя в большом дефиците, но молодёжь не идёт в школы, даже зачастую после получения педагогического образования, а предпочитает после окончания учебного заведения переквалифицироваться – выбирает иную профессию, почему?

— Потому, что быть учителем — это трудно. Хотя некоторые, наверное, боятся существующего отношения к учителям.

— Но бытует более расхожее мнение: из-за низкой зарплаты?

— Лично меня, пока не имеющего семьи, зарплата устраивает. Хотя, конечно, зарплата учителя всё же маленькая, учитывая его большую многогранную нагрузку и ответственность. Труд учителя — сложный, особенно тогда, когда прибавляется ещё и классное руководство: из общения с коллегами знаю, что им постоянно после окончания официального рабочего дня, вплоть до 10 часов вечера, звонят родители, выясняя-проясняя школьные проблемы своих детей. У меня пока никаких проблем не было. Возможно, потому, что всего лишь два учебных года работаю в школе. Как и потому, что я учитель по физкультуре, а эти уроки дети любят больше всего, ведь это движение, спорт. Хотя и не только. А также воспитание у учеников здорового образа жизни. Очень нравится работать учителем — мне это, как я уже сказал, по душе.

— Значит, будет и третий учебный год?

— Конечно. И в этой же школе. У нас очень хороший коллектив. Он мне сразу же понравился. Все наши учителя распределились по секциям, например, секция учителей эстонского языка, секция учителей русского языка и литературы… Я же вхожу в секцию, объединившую предметы-умения, – музыку, физкультуру, труд. Очень нравится наша секция, она – дружелюбная: обмениваемся опытом, сообща решаем возникающие проблемы…

— Эстонские учителя собираются бастовать, если им не повысят зарплату, ваше отношение к этому?

— Надеюсь, что до забастовки дело не дойдёт: верю в то, что правительство всё же сочтёт необходимым повысить зарплату — и всё разрешится вполне мирным путём.

— Что самое трудное в работе учителя физкультуры?

— (Улыбается.) Совладать с самыми маленькими учениками – первых и вторых классов, особенно, если в них много учеников — 20-25 человек. По спортивному залу рассыпаются как горох – много времени тратим на построение, например, 10 человек меня слышат, а 15 – бегают по залу. Пока их, эту вторую часть собираешь, уже рассыпалась первая. Они ведь ещё совсем малыши. К ним нужен совсем иной подход. А вот третий класс, уже чувствуется, что они взрослеют, и с ними уже нет никаких проблем.

— Вы ведете уроки физкультуры только в первых, вторых и третьих классах?

— Нет, за эти два года — во всех классах, с первого по девятый включительно.

— Стать учителем физкультуры – это, по-видимому, было предписано судьбой: чуть ли не вся ваша жизнь была связана со спортом?

— Всё как бы само собой получилось: когда поступал в Тартуский университет — бакалавриат даёт специальность тренера, но потом плавно перетекает в педагогику – учителя физкультуры. Кстати, меня пригласили в Йыхвискую спортивную школу, где с 1 сентября буду вести (параллельно с работой в Йыхвиской русской основной школе) тренировки с детьми по лёгкой атлетике. И это для меня будет новое начало: тренером я ещё не работал.

— То есть, будете передавать свой спортивный опыт детям — повторитесь в своих учениках?

— И это большое счастье.

— В школах очень мало учителей-мужчин, какова причина?

— Я и сам думал: почему их так мало. Вот и в нашей школе их всего трое. Хотя детей больше привлекают учителя-мужчины. Знаю это и по себе. Когда учился в гимназии, у нас классным руководителем был мужчина, учитель по физике. С мужчинами как-то легче выходить на общение, контакт. Учителя-женщины, они же матери, с ними всё строго, а мужчины больше — как друг, к ним легче обратиться, даже со своими личными проблемами. С учителями-женщинами ученики обычно ограничиваются приветствием: «здравствуйте-здравствуйте», но со мной — когда иду по коридору, на меня нередко (улыбается) волной бегут дети обниматься. Не скрываю, это приятно. Как и то, что доверяют свои проблемы, в том числе и домашние, знают, что это останется только между нами. Нередко детям надо просто выговориться. Так что приходится быть немножко и психологом.

— Часто ли огорчают плохие ученики?

— Плохих детей не бывает. Их проблемы начинаются в семье (если там нелады, то хрупкая детская душа в какой-то мере ломается), а затем уже проявляются, множась, в школе. И тут опорой, возможно, единственной, должен стать учитель.

— С чего началась ваша дорога в спорт?

— Мама отдала меня на плавание, только оно мне не очень-то правилось, причём это было сделано с целью, чтобы была хорошая осанка. Если в бассейне по результатам я был в группе не самый сильный ребёнок, но когда мы выходили на стадион для общефизической подготовки и дело доходило до бега – сразу вырывался вперёд. И мы с мамой решили пойти в спортшколу на тренировку к Виктору Предбанникову, просто попробовать – в результате, он стал моим первым тренером, а параллельно работал учителем физкультуры в Йыхвиской русской основной школе, как это есть и сегодня. Я ему очень благодарен, он дал мне хорошую базу: благодаря ему, у меня пошли результаты — он знал, в какое русло направить мои способности, чтобы они постоянно развивались. А когда я пришёл работать учителем в Йыхвискую русскую основную школу, он был моим ментором, да и вообще, ментором по жизни. Очень сильно мне помогал освоиться и в школе, и в профессии. Он в моей жизни Учитель с большой буквы. И, можно сказать, как второй отец.

— Сколько у вас медалей: наверное, уже сбились со счёта?

— Считаю их с чемпионатов Эстонии, а обычные, промежуточные, уже не считаю, потому что их больше двух сотен, если уже не три. А с чемпионатов Эстонии – 30 золотых медалей, то есть, я на данный момент 30-кратный чемпион Эстонии.

— Разумеется, все медали – дорогие, ведь их надо завоевать. Какую из них вы считаете самой дорогой?

— Самая-самая ценная, важная, значимая, заработанная в феврале прошлого года, — это первая моя золотая медаль, которую выиграл, выступая на соревнованиях среди мужчин: в эту возрастную категорию я перешёл в 22 года, так как мой день рождения в декабре, а новые возрастные категории формируются с 1 января. Так что стал абсолютным чемпионом Эстонии среди мужчин в 22 года. (До этого, все медали были в разных возрастных категориях – до 16 лет, до 18 лет, до 20 лет, до 23 лет). В беге в помещении: я от начала до конца дистанции бежал первым – мне никто ничего не смог противопоставить, обогнать. Я вёл весь бег — он был как бы под моим руководством. Так что эта медаль (улыбается) принесла мне не только двойное, а пятерное удовольствие.

— Все спортсмены приезжают на соревнования с надеждой и целью на победу, но победить же все не могут. Какое у вас чувство, когда вы проигрываете?

— Руководствуюсь мудростью: «У Бога всё вовремя». То есть, каждая удача – это какой-то проходной этап, всегда радость, что всё сложилось так, как хотелось, и к чему стремился. А неудачи — значит, судьбе надо именно так, они ведь чему-то учат, особенно, если следует их череда, что означает: (улыбается) впереди ждёт большая победа, а для этого надо ещё больше упорства, ещё больше работать-тренироваться. Лично у меня обычно есть мотивация выиграть на каких-то титульных соревнованиях, например, чемпионате Эстонии, когда начинают нервы играть, потому что тут важно занять место, а на других соревнованиях — иной настрой: главное – результат, ведь если будет сильный результат, то будет и место.

— У вас специальный режим – надо ведь постоянно быть в спортивной форме. как часто тренируетесь?

— Шесть дней в неделю.

— Не устали от такого ритма жизни, от вечного напряжения достижения всё более высоких результатов – всегда идти на победу?

— Нет, не устал, лёгкой атлетикой занимаюсь с 12 лет. Но, все же, иногда бывает такой момент (думаю, он есть у всех спортсменов), когда надо напрягаться – через силу заниматься на тренировках, как и выступать на соревнованиях. Но это временное явление, оно проходит: нужно (улыбается) неделю отдохнуть – ничего не делать, и появляются новые силы, новое вдохновение – желание далее тренироваться. Как и борьба (смеётся) с ленью, особенно в последние два года, когда стал работать учителем, ведь несмотря на усталость, надо идти на тренировки. Хотя парадокс: чем ленивее себя чувствуешь перед тренировкой, тем лучше она проходит.

— Зачем вам всё это нужно, во имя чего?

— Наверное, это стремление узнать максимум своих возможностей, своих сил, внутренних резервов — счёт ведь идёт на минуты, секунды, доли секунды. И в процессе тренировок-соревнований постоянно возрастает желание поднять планку своих возможностей всё выше и выше. И когда это удаётся, испытываешь очень сильные чувства. Например, мне в течение нескольких лет не удавалось преодолеть барьер в 2 минуты в беге на дистанции 800 метров, но все же потом резко его рубанул, откинув сразу 5 секунд, получив результат в 1.55. Прошлым летом вторую по значимости свою золотую медаль завоевал на чемпионате Балтии — пробежал 800 метров с результатом 1.49.92, а был — 1.51.80. То есть, и тут произошёл очередной прорыв.

— Сегодняшние ваши спортивные результаты?

— Сейчас я занимаюсь бегом на средние дистанции, а именно 800 метров (1.49.92) и 1500 метров (3.48.28). Мой нынешний тренер — Роман Кохтов. Он из Тарту. С ним тоже пошли результаты вверх: на дистанции 1500 метров сбросили 10 секунд, а на 800 метров – 2 секунды. Считаю, мы с ним на правильном пути.

— В каких странах вам (как члену сборной команды Эстонии по лёгкой атлетике) уже привелось выступать?

— Италии, Франции, Австрии, Швеции, Латвии, Литве. А 16 июля состоятся соревнования в Бельгии, где буду бежать 1500 метров с сильными конкурентами из других стран и где хочется показать хорошие результаты.

— Тренируетесь-бегаете только по парку?

— Нет, и по шоссе. Очень нравится трасса в Паннъярве, куда езжу с друзьями и моей девушкой.

— Ваша девушка тоже спортом занимается?

— Да, но просто как хобби, для своего здоровья: мы вместе бегаем на стадионе, как и катаемся на велосипедах. Она очень сильный мой мотиватор. Когда рядом со мной на соревнованиях, вырисовывается совсем иная картина – она дает мне какую-то особенную силу, энергетику. Достижение моего прошлогоднего результата в 1.49.92, считаю отчасти и её большой заслугой.

— Не боитесь ли потерять своего земного ангела-хранителя?

— (Улыбается.) Боюсь, поэтому 13 июля у нас свадьба.

— Именно тринадцатого?

— Да. Мы не верим в разные суеверия-поверья. Считаем, любовь – сильнее всего.

— Если не тайна, за какими горами-долами отыскали свою невесту?

— (Смеётся.) Не за горами-долами, а в стенах Йыхвиской русской основной школы, Юлия — учитель эстонского и английского языка в начальных классах. Сейчас поступает в магистратуру Тартуского университета.

— Вроде бы, насколько мне известно, и вы там, в магистратуре, учитесь, параллельно с работой?

— Остался ещё один год.

— По-видимому, спорт забирает всё ваше свободное время, лишает других увлечений?

— Нет, ещё — рисую, хотя в этом я самоучка. Правда, в детстве, в четвертом классе, начинал учиться в художественной школе, но месяца через два бросил – я был единственный мальчик в группе среди 13 девочек. Когда еду в машине – не только слушаю музыку, что очень нравится, но и с удовольствием пою. Очень люблю встречи с природой. Особенно мне нравится ранняя осень – краткий миг листопада. Особенно приятно в это любимое время года не только гулять в парке, но и заниматься там бегом – кажется, что силы, выносливость многократно возрастают от такой видимой красоты.

— Вы стихи не пишете?

— (Улыбается.) Пишу.

— Век занятия спортом, как известно, не долог. А вы, собираетесь ли с ним прощаться, точнее, что там, впереди?

— Пока не собираюсь. До сих пор занимаюсь, до сих пор идут результаты, причём они даже улучшаются. В этом году зимой был прорыв на дистанции 800 метров в помещении — я показал пятый результат в истории спорта Эстонии среди бегунов, на 1500 метров – третий, на 1000 метров – пятый результат в истории спорта Эстонии среди бегунов. Но у каждой дистанции есть свои возрастные рамки, например, на 800 метров пик формы приходится на 25 лет; на 5-10 километров – 27-30 лет; а марафон бегают в 30-33 года. И у меня не то, что уже всё расписано, но есть желание профессионально заниматься бегом до 35 лет — хочу искать-найти свой максимум на всех дистанциях: не только на 800 и 1500 метров, но и на 5 километров, и на десять, как и на полумарафоне, и марафоне. то есть, чем старше возраст, тем длиннее становятся дистанции. Четыре раза в жизни уже бежал полумарафон – делаю специальную подготовку и получаю очень большое удовольствие от этого. И, возможно, уже в недалёком будущем хочется принять участие в марафоне — самая длинная дистанция в лёгкой атлетике, где проверка не только на скорость и выносливость, но и на стойкость: дистанция в 42 километра рассчитана на прохождение чуть больше двух часов. Своего рода, моральная проверка. Есть мечта – поучаствовать в триатлоне (плавание, езда на велосипеде, бег). Даже не для того, чтобы и здесь узнать-открыть свой максимум, а чтобы просто испытать, хотя бы однажды, что же это такое – вытерплю ли я это с начала и до конца. У всех, кто занимается триатлоном, самым большим достижением является участие в «Iron Man», что в переводе с английского языка – «Железный человек». Это самый сложный триатлон, который есть: надо проплыть 3,8 километра, проехать на велосипеде 180 километров и пробежать марафон в 42 километра.

— Вам хочется стать железным человеком?

— (Улыбается.) Нет, это просто проверка себя – и моральная, и на время: рекорд мира выполнения этих трёх испытаний, если не ошибаюсь, где-то семь часов, но спортсмены-любители проходят их за 9-10 часов, а бывает, и за 12, причём, без перерыва – как я уже сказал, своего рода проверка самого себя на стойкость.

Антонина Васькина
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam