Дым без огня бывает только на сцене театра. Новость о том, что с целью экономии городского бюджета, в котором не хватает 7 миллионов евро, в Кохтла-Ярве могут якобы временно закрыть галерею Белый зал, заставила многих горожан призадуматься над тем, всё ли в порядке в «датском королевстве». И хотя заведующая Белым залом Хельги Коплиорг утверждает, что это только слухи о возможном варианте, что нет никакой конкретики, осадок остается. Даже возникают ассоциации с пьесой Ганса Йоста «Шлагетер», в которой есть такие слова: «Когда я слышу слово „культура”, я снимаю с предохранителя свой револьвер». Ведь эта галерея, по мнению многих эстонских и зарубежных художников и искусствоведов, один из лучших выставочных залов Эстонии. И всё-таки: как случилось, что город обнищал настолько, что ищет варианты «не умереть с голода»? Пресса об этом пишет, но чаще так, что понять можно только то, что идут боевые действия на политическом фронте, а в ущербе политические силы обвиняют друг друга. Чтобы понять произошедшее, или то, «как мы дошли до жизни такой», «Панорама» обратилась к человеку, который знает всю эту кухню изнутри – депутату городского собрания Владимиру Эвве.

— Владимир, пресса пишет, что в городе ищут варианты экономии средств, чтобы «заштопать семимиллионную дыру» в бюджете. Но людям, далеким от экономики и политики, трудно понять, как такое могло произойти с городским бюджетом. Попробуйте попроще ответить на этот вопрос.

— Попробую. Чтобы легче было понять, сравним бюджет города с бюджетом семьи. Живут папа, мама, дети, бабушка. Словом, семья. И вдруг выяснилось, что в семье не хватает 70 тысяч. В один день ведь такое не могло произойти?

— Почему не могло? Вполне кто-то мог украсть все наличные.

— Ну, этот вариант исключим – никто не украл, не проиграл в казино, не потратил на наркотики. Семья благополучная. Но вот в ней образовалась финансовая дыра. Скорее всего, не следили за семейным бюджетом. Взяли кредит – не смогли отдать. Для того, чтобы отдать, пришлось взять еще один кредит. То же самое произошло и в городе. Почему в условной семье образовался дефицит в 70 тысяч? Скорее всего, потому что она жила не по средствам. Купили машину, дачу на взятые кредиты. На кредит сделали ремонт дома. Подошли к тому, что занятые под проценты деньги надо отдавать, а в банке больше не дают кредитов. Да еще проценты набежали, и срочно надо что-то решать. Стали думать, от чего можно отказаться, что продать. Сократили расходы и выкрутились из трудной ситуации. С моей точки зрения, в городе произошла именно такая ситуация. Надо не забывать, что у нас финансовый кризис не только в городе, но и в государстве. А любой кризис ведет к тому, что растут цены. Начали строить по одной цене, половину построили – цена возросла, и чтобы закончить стройку, надо еще взять кредит. И надо на чем-то другом экономить.

— На чем-то другом? На культуре? На «визитной карточке» города? Между прочим, Музей сланца в Кохтла-Ярве – единственный в мире!

— Маленьким я ходил в этот музей, когда он был в Старом городе. Потом он переехал в Кукрузе, потом в здание горисполкома, потом – в книжный магазин, где потом сделали читальный зал. Библиотека перебралась в здание напротив, а на ее место переехал музей. Не исключаю вариант, что в целях экономии кто-нибудь предложит на время Музей сланца вместе с Белым залом закрыть.

— Раз вы не исключаете такой вариант, задам другой вопрос: депутат сколько получает?

— Я – 0,3 процента от минимальной зарплаты. Председатель комиссии еще больше.

— Мэр, председатель горсобраниия тоже получают деньги, да и немалые. А директор музея сланца Айнар Варинурм упомянул в прессе, что расходы на Белый зал составляют меньше 1 тысячи евро в месяц. Так, может быть, представители законодательной и исполнительной власти скинутся по чуть-чуть? Разве это не выход?

— Я согласен. Уже в городе была такая ситуация, когда возникали сложности с бюджетом, тогда отказались от всего строительства, в городе ничего не строилось, и всех муниципальных работников перевели на четырехдневную неделю, и стали всем платить меньше на 20 процентов, — сказал господин Эвве.

И всё-таки, если вдруг найдется светлая голова, в которую идея прикрыть Белый зал зайдет и не найдет выходы обратно, то на этот случай надо бы в скрижалях высечь слова депутата Эвве, сказавшего «Я согласен» (поделиться). Пока же успокаивают слова Хельги Коплиорг о том, что идея временно закрыть Белый зал не имеет под собой реальной подоплеки. Однако много уже звучало таких успокоительных мелодий — в разные годы и по разным поводам.

Евгений Капов

Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam