Уже 13 лет в концерне VIRU KEEMIA GRUPP (VKG) работает шахта «Ojamaa», которая выдает на-гора 4 миллиона тонн сланца в год. Из него ежегодно производится более 600 000 тонн сланцевого масла. За прошлый год в качестве налогов в казну государства от деятельности VKG поступило почти 62 миллиона евро. Однако ресурс шахты «Ojamaa» скоро будет исчерпан. Для продолжения рентабельной работы нужно открывать новую шахту «Uus-Kiviõli», что позволило бы в полной мере продолжать выпуск сланцевого масла, принося прибыль, в том числе, и государству. Однако, несмотря на полученное разрешение на строительство новой шахты, министр экономики приняла волюнтаристское решение: запретить шахту «Uus-Kiviõli», так как якобы возникновение новой сланцедобывающей шахты противоречит «зеленой» политике ЕС. Видимо, по мнению министра, лучше пусть работники позеленеют от голода, чем страна поступится «зелеными» принципами. О ситуации, сложившейся вокруг проекта строительства новой шахты, о последствиях, к которым может привести запрет, «Панорама» попросила рассказать руководителя коммуникационного бюро концерна «ВКГ» Ирину Боенко.
Сейчас концерн Viru Keemia Grupp добывает сланец на шахте «Ojamaa», но логично, что ресурс каждого шахтного поля ограничен. Запасов сланца на шахте «Ojamaa» хватит на ближайшие 4–5 лет. План VKG заключается в том, чтобы в 2026–2027 годах, когда запасы сланца на «Ojamaa» истощатся, использовать для производства масла сырье, добываемое на шахте «Uus-Kiviõli». Еще раз подчеркну: мы не открываем дополнительную новую шахту – шахта «Ojamaa» закрывается, а вместе нее будет открыта шахта Uus-Kiviõli. У VKG по-прежнему будет одна шахта. В 2019 году Департамент окружающей среды выдал нам разрешение на добычу сланца на шахтном поле «Uus-Kiviõli». Это разрешение действительно до 2049 года.
В течение нескольких лет мы проводили активную подготовительную работу для открытия новой шахты «Uus-Kiviõli». Мы уже инвестировали в наземную инфраструктуру, разрабатываемую на основе установленных планировок, и находимся в процессе объявления международного строительного тендера на строительство наземных и подземных конвейеров. Для всего этого и нужно согласование на строительство электрической подстанции, которое должно быть готово к середине 2025 года. На сегодняшний день у VKG есть право на строительство на государственной земле, однако отсутствует устанавливаемое личное право пользования подстанцией Elering, которое может быть выдано только собственником земли, то есть государством в лице министра экономики. Согласование с министром действующего разрешения на добычу – стандартная техническая процедура. С конца прошлого года согласование находится в подвешенном состоянии, а в конце прошлого месяца министр заявила, что не будет подписывать соответствующее разрешение, так как считает, что в Эстонии больше нельзя открывать новые шахты.
Что касается идеи министра о снабжении предприятий из существующих шахт и карьеров, то мы считаем ее теоретически понятной, но невыполнимой в практических условиях производства. Во-первых, подобные действия потребуют очень серьезных инвестиций в расширение железнодорожной инфраструктуры и увеличение производственных мощностей. В свою очередь это означает разработку новых планировок, масштабные проектировочные и строительные работы. С точки зрения затрачиваемого времени, это нецелесообразно. Во-вторых, воздействие, оказываемое на окружающую среду открытием шахты «Uus-Kiviõli», существенно ниже, чем последствия расширения шахты Estonia. В случае «Uus-Kiviõli» — по большей части будет задействована уже имеющаяся инфраструктура, сланец будет перемещаться при помощи конвейерного транспорта, влияние которого на окружающую среду минимально.
На прошлой неделе руководство концерна встретилось с министром, чтобы обсудить возникшую ситуацию. На встрече министр подтвердила, что открытие новой шахты зависит от того, о чем договорятся между собой партии, создающие коалицию – Социал-демократическая партия, Партия реформ и партия Eesti 200. Ожидается, что коалиционное соглашение будет подписано к 10 апреля. Мы надеемся, что разумный подход в коалиции возобладает, и в ближайшее время мы сможем продвинуться в реализации своего плана. Пока же нам не остается ничего иного, как только ждать, но в любом случае VKG намерен отстаивать свой бизнес, свои права и благополучие своих работников.
Напомним, что концерн VKG занимается производством сланцевого масла. Для того, чтобы его произвести, нужен сланец. Если у нас не будет сырья, то мы попросту не сможем продолжать свою деятельность. Поэтому мы и говорим, что если мы не сможем открыть шахту «Uus-Kiviõli», то это окажет негативное влияние на всех 1600 работников концерна.
«Панорама» благодарит Ирину Боенко за исчерпывающее разъяснение ситуации, в которой оказалось предприятие. А заодно надеется, что тот факт, что председателем городского собрания Кохтла-Ярве стал не последний человек в Социал-демократической партии, может, сыграть положительную роль в решении вопроса о строительстве шахты, так как министр экономики является членом этой партии.
«Панорама»
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ