Пришедшая к власти в Йыхвиской волости 24 сентября новая коалиция большинством своих голосов избрала на заседании волостного собрания 1 октября помощником волостного старейшины Эвелин Данилов – нашего сегодняшнего собеседника.

– Вы уже освоились в этом своём новом кабинете или ещё осваиваетесь?

– (Улыбается.) Думаю, освоилась.

– Ваша предшественница Марис Тоомель, пробывшая в этих стенах менее трёх месяцев, заменила мебель на новую, создав и для вас лучшие условия?

– Но можно было работать и со старой, не такой уж и старой. Считаю, она была неплохая. Мне, как исполняющей обязанности директора Йыхвиской центральной библиотеки, приходилось здесь быть не однажды, в том числе и на совещаниях… Да и не столь важно: старая ли мебель, новая, ведь дела делают всё-таки люди, а не мебель.

– Ваши нынешние обязанности, каковы они?

– (Улыбается.) Обязанности многогранные. Пять направлений: социальное, молодёжное, образование, культура, спорт. Их функционирование и развитие.

– То есть, необходимо объять необъятное?

– Но ведь я работаю не одна, у нас команда, хорошая команда. И, возможно, это неплохо, что такой большой объём работы – некогда прохлаждаться, как и надо было весь его охватить в сжатые сроки. Да, не скрываю, было очень сложно: вложиться в рабочий день (улыбается) не всегда удавалось, как, вообще-то, и сейчас.

– На ваш взгляд, какое из этих направлений для вас – самое сложное?

– Спорт.

– Как-то неожиданно, обычно спорт считается наиболее лёгкой сферой руководства-деятельности?

– Может потому, что раньше я была далека от спорта – никогда в жизни им всерьёз не занималась. Это был спорт лишь для себя, своего здоровья, поэтому сейчас пришлось выяснять-прояснять глубины его проблем. Эта та сфера, где я больше всего чувствую, что мне, всё-таки, нужны какие-то дополнительные знания. Хотя, считаю, развитие спорта в нашем самоуправлении идёт неплохо. Впервые в нынешнем созыве он обозначен как один из приоритетов развития Йыхвиской волости, как и впервые в её истории даже создана отдельная постоянная комиссия волостного собрания по спорту, что радует, ведь это же здоровье и детей, и взрослых. У нас спортом занимаются даже пенсионеры. Для них проводятся бесплатные занятия – физкультура, тренажёры, плавание. Согласно их пожеланиям, построены-оборудованы тренажерные площадки под открытым небом, в дополнение к уже имеющимся, но больше предназначенным для молодых йыхвисцев. Благодаря нынешней коалиции (Центристская партия и избирательный союз «Jõhvi – Meie Kodu»/«Йыхви – наш дом») был основательно обновлён, по сути, построен новый стадион возле Йыхвиской русской основной школы, идёт строительство современного, первого такого в Ида-Вирумаа, легкоатлетического стадиона рядом с Йыхвиской спортивной школой, реновированы и бассейны… А сейчас началась работа над проектом крытого футбольного стадиона, который должен быть построен в следующем году… В нашем самоуправлении проводится много спортивных мероприятий, правда, теперь, в связи с коронавирусом, большинство из них – под запретом. Немало у нас известных спортивных клубов… Хотя, конечно, довольствоваться имеющимся нельзя – необходимо дальнейшее развитие, чтобы больше йыхвисцев, от мала до велика, занималось спортом. И профессиональным, и оздоровительным. Ведь спорт, как я уже сказала, это здоровье людей, позитив, радость жизни, разумное и полезное проведение свободного времени.

– Но, все же, самое сложное – это социальная работа: дойти до каждого жителя самоуправления, чтобы не оказался забытым ни один человек?

– Действительно, социальная работа – венец всей деятельности и законодательной, и исполнительной власти. Ведь всё, что делается, направлено в конечном счёте именно на развитие, обустройство самоуправления и создание лучшей жизненной среды, как и условий, для его жителей. Независимо от того, большие это или малые проекты, здесь всё важно, мелочей в жизни самоуправления не бывает, например, установка на улицах тех же скамеек. Вроде бы мелочь, по сравнению с основательным обновлением парка или реновацией дороги на Нарва маантеэ, а ведь эти скамейки – улучшение жизненной среды, конкретное проявление заботы о людях, особенно представителях старшего поколения йыхвисцев… Всё глубже вникая в социальную сферу, пришла к выводу, что в Йыхвиской волости она находится на достойном уровне – нет у нас забытых людей, учтены все нуждающиеся в помощи. Хотя, конечно, ограничение средств, как волостного бюджета, так и государственных инвестиций, не позволяет оказывать её в желаемом объёме. И это самое сложное. Сдерживает и введение новых услуг-пособий, к уже имеющимся. Но и далее социальная работа должна быть многовекторной, с учётом всех возрастных категорий наших жителей – она ведь рассчитана абсолютно на всех и должна постоянно развиваться, улучшаться. И здесь нет приоритетов, а надо помогать всем тем, кто в этом нуждается. И тут имеется в виду не только каждый отдельный человек, но и волостные учреждения – школы, детские сады, Йыхвиский дневной центр для пенсионеров, Йыхвиский молодёжный центр… Ведь здесь, в социальной работе, всё связано воедино.

– Кстати, и ранее о социальных проблемах вы, вроде бы, знали не понаслышке. Что же это был за проект, созданный вами?

– Он и до сих пор действует, уже 7 лет. В социальных сетях, на «Facebook». Там есть группа – «Помощники, помогающие менять жизнь». Это моя группа — я её создала. И там сегодня около 9000 человек со всей Эстонии. Наша цель – помогать тем, кто оказался в беде, трудных жизненных обстоятельствах. Например, каждую осень покупаем школьные принадлежности для детей, родители которых к нам обращаются. Это обычно одинокие родители или из малообеспеченных семей. Как и на каждое Рождество мы делаем примерно по 200 подарков детям. В первую очередь это дети матерей-одиночек, как и те, которых воспитывает бабушка-опекун, но есть и дети из малообеспеченных полных семей, в том числе, чьи родители потеряли работу. Причем делаем подарки не абы какие, а желанные, чтобы порадовать детей именно тем, что они хотят получить – это мы узнаем из приходящих на электронную почту или содержащихся на нашей страничке в социальной сети «Facebook» писем их родителей и опекунов… Круглогодично, в течение всех этих 7 лет, помогаем нуждающимся, собираем деньги, как и устанавливаем контакты между теми, у кого есть желание помочь, и теми, кто в помощи нуждается, предоставляя из нашего списка эти контакты. То есть, они могут взаимодействовать напрямую, отправляя необходимое посылками по почте. Кстати, обычно эти обе стороны друг с другом не знакомы. Отправляя ту же посылку, благотворитель не знает в лицо того, кому она предназначена. И такое инкогнито – не случайно. Это делается в целях конфиденциальности, защиты, так как многие люди переживают, стыдятся, не хотят, чтобы другие знали о том, что они получают помощь, считают это унизительным для себя и своих детей. А почти два года тому назад создали-зарегистрировали МТÜ. Мы нигде не рекламируем нашу деятельность, не участвуем ни в каких телевизионных передачах. Мы просто помогаем: за нами, как я уже сказала, лишь две стороны – те, кто хочет помочь, и те, кто нуждается в помощи, кому нужно помогать.

– Это же такая большая работа. Зачем вам это нужно?

– Желание помочь другим – всегда, с самого детства, живёт во мне. По-видимому, меня так воспитали мои родители.

– Образование, в этой области, вероятно, самая актуальнейшая проблема – строительство нового здания Йыхвиской эстонской основной школы?

– В какой-то мере, да, чтобы всё успеть сделать в означенные сроки. Сейчас идёт снос старого здания. Но учебный процесс на временных площадях, куда переехала школа, идёт своим чередом, как и в Йыхвиской русской основной школе, однако коронавирус постоянно вносит свои нежелательные коррективы. Так что на сегодня наша самая большая проблема – это эффективная работа школ в условиях коронавируса, чтобы было меньше переведенных на дистанционное обучение классов. И данная проблема у нас ежедневно на повестке дня. Как известно, сегодня этого дистанционного обучения не хочет никто – ни ученики, ни учителя, ни родители, ведь это для всех гораздо сложнее. Да и не все ученики могут обрести полноценные знания. Но, к сожалению, и в нынешнем учебном году несколько классов двух наших школ пришлось переводить на дистанционное обучение. Хотелось бы, чтобы таких случаев больше не было, но мы готовы к любым ситуациям.

– Да и у вас уже есть прекрасный опыт, как библиотека под вашим руководством пережила первую волну коронавируса, – он прогремел на всю страну как образец – справитесь и здесь?

– Надо справиться. Иного выхода нет.

– Министерство культуры заявило, что под вашим руководством Йыхвиская центральная библиотека расцвела – крылья от таких похвал не выросли?

– Нет, крылья не выросли, но это, конечно, радует. Это заслуга всего нашего коллектива — очень благодарна всем работникам.

– Интересно, а ваш, так сказать, противокоронавирусный виртуальный проект «Принцесса библиотеки», он теперь, с вашим уходом из библиотеки, будет закрыт?

– Да. Ведь я не смогу вести его дальше, но там, взамен ему, обязательно появится другой. Коллектив библиотеки творческий, всегда в поиске — создаст что-то новое. Очень сложно было с ним прощаться, хотя наше сотрудничество продолжится и дальше, пусть, и на ином уровне. Но и сейчас (улыбается), в какой-то мере, остаюсь работником библиотеки: хочу начатую год тому назад (а проработала я в библиотеке 1 год 3 месяца) учебу в Таллинне (чтобы стать настоящим библиотекарем) довести до конца, как и получить к имеющемуся высшему образованию и документ об этой, новой для меня, квалификации.

– Так что и сфера культуры для вас – не за семью печатями?

– Это направление моей нынешней работы – особенно широкомасштабное, ведь культура безгранична — она везде и во всем. И здесь, да, у меня есть некоторый опыт: помимо того, что я руководила учреждением культуры, с первого дня работы в этой должности являлась и членом комиссии Йыхвиского волостного собрания по культуре. Поэтому в курсе всех культурных вопросов-проблем, всех их нюансов. И в области культуры мне проще всего. Тут самое заветное моё желание – новое здание библиотеки, ведь в нынешнем – очень тесно. Такое счастье, если бы оно было построено, как это планируется, в Йыхвиском микрорайоне, спортивно-образовательном городке. Уже сделан эскиз его проекта. И сейчас мы работаем над тем, чтобы найти финансирование.

– Ваше мнение о работе с молодёжью в Йыхвиской волости?

– Считаю, что это самое слабое звено здесь, очень мало уделяется внимания молодёжи. Причём предыдущая коалиция даже ликвидировала, признав ненужной, должность специалиста волостного управления по работе с молодежью. Безусловно, похвально то, что нынешней коалицией впервые в истории самоуправления создана постоянная комиссия Йыхвиского волостного собрания по работе с молодежью. Да, есть у нас Йыхвиский молодёжный центр, но туда приходят лишь те, кто хочет туда прийти, его посещают одни и те же дети – человек 20-30 (да и он мал для большего числа посетителей). В то время как необходимо проводить постоянную работу с молодежью, особенно с теми, кто нигде не учится и нигде не работает – предоставлены сами себе. Тут, конечно, переплетаются, тесно взаимодействуют два направления – социальная и молодёжная работа. Необходимо самоуправлению – на то мы и существуем — не на словах, а на деле помогать молодёжи решать их проблемы, досконально разбираться в каждой ситуации, — возвращать к нормальной жизни, не терять их. Ведь все мы знаем, что дети, молодёжь – это завтрашний день Йыхвиской волости.

– По-видимому, быстро осваиваться на этом посту позволило и то, что вы не новичок в муниципальной работе?

– Да, я была членом Люганузеского волостного собрания и Люганузеского волостного управления, которым являюсь и до сих пор.

– Собираетесь ли его покидать?

– Нет. И не из-за денег, мне там платится компенсация лишь 100 евро в месяц (при условии, если участвую во всех заседаниях – 2 раза в месяц), но получаемый и в Люганузеском волостном управлении опыт очень мне теперь нужен и здесь. Да и там я нахожусь не в штате, а как представительское лицо – в числе 5 человек.

– Ваша семья, как она расценила ваше назначение на этот пост?

– Всё сначала обсудили (в том числе, что теперь мои рабочие дни будут долгими), а затем муж и трое сыновей – все школьники (7, 10, 17 лет) — благословили меня на новое место работы. И, конечно же, моя мама. Да и все привыкли к тому, что я дома не сижу – постоянно занимаюсь общественными делами.

– У вас четверо мужчин, как же вы с ними справляетесь — они носят вас на руках?

– (Смеётся.) Действительно, носят на руках, хотя, мне кажется, им сложнее справиться со мной одной. И постоянно обогащают. В частности, благодаря детям приобрела большой опыт и в области образования. Имею в виду, постоянное мое нахождение (старший сын учится уже в 11 классе) в составе попечительских советов детского сада и школы.

– Но на кухне супчик варить, наверное, некогда?

– (Улыбается.) К счастью, муж очень хорошо готовит, как настоящий шеф-повар. Хотя он тоже руководитель, в находящейся в Йыхви фирме. И тоже приходится задерживаться на работе. Так что супчик варит тот, кто раньше приезжает домой. Хотя, вообще-то, хорошо готовит и старший сын – у него такой талант пробудился с 14 лет. Но на выходных стараюсь сама как можно больше находиться у плиты.

– Вы живете в Кивиыли, а работаете в Йыхви, как добираетесь?

– На автомобиле, сама за рулём.

– Насколько мне известно, являетесь членом Isamaa. Почему предпочли именно эту партию?

– Считаю, это партия партий, основа, на которой должно держаться, зиждиться, эстонское государство.

– Но, тем не менее, партия всё заметнее (хотя и входит в правящую коалицию страны) теряет свои позиции: согласно опросам, рейтинг её ведь низок?

– К сожалению, это так. Наши избиратели многим не довольны. Я тоже вижу слабые места почему всё так произошло-сложилось. Нужна корректировка курса партии.

– Планируете ли перейти в какую-то другую партию, более перспективную?

– Нет, не планирую. Ведь мне хотелось своим вступлением в партию поддержать именно Isamaa: я молодой член партии — третий год состою в её рядах. Надеюсь, что партия восстановит свои позиции, поднимется на свою былую высоту.

– Вкус политики сладок?

– Я бы так не сказала. Вообще-то (улыбается), в этой жизни лучше быть беспартийной.

– У вас безупречный русский язык, вы столь примерно выучили его в школьные годы?

– (Улыбается.) Нет, ещё в песочнице. Я говорила на нём уже в три года. Так получилось, что все дети, с которыми я дружила, были из русскоязычных семей.

– Вы же знаете три языка?

– Да. Хотелось бы и ещё один – четвёртый, но всё времени не хватает.

– Книги читаете в подлиннике и на английском языке?

– Конечно, ведь при переводе произведения на другой язык очень многое теряется – авторские тонкости, изюминки, тут уже правит бал переводчик.

– Ваши дети, они тоже многоязычные?

– В какой-то мере. Младшие – двуязычные (эстонский, русский), а старший сын, помимо эстонского, свободно читает книги на английском языке, продолжает изучать и русский язык.

– Самое любимое ваше увлечение?

– Чтение книг, не случайно же (улыбается) я участвовала в конкурсе, чтобы работать в библиотеке.

– Есть ли у вас любимое время года?

– Конец весны-начало лета — эта тонкая грань: уход весны, когда уже всё проснулось-расцвело, и начало лета, буйство красок и тепла…

– А из цветочного великолепия?

– Розы. Белые розы. Когда у меня была свадьба, тогда все гости дарили белые розы, в итоге, когда их сосчитали, оказалась почти целая тысяча.

– Но почему именно роза, да ещё белая?

– По-моему, очень достойный цветок, её образ, и красота, и аромат… А ещё мне нравится этот цветок тем, что он очень уж не простой – с колючками (да и люди мне нравятся непростые — колючие). Вроде красивый, но обращаться – надо подумать: трогать или не трогать. У меня в саду очень много роз, есть и белые.

– И в завершение: исходя из сказанного вами, из политики уходить не собираетесь, значит, вновь будете в следующем году баллотироваться на местных выборах?

– Да, но где именно – в Йыхви или в Кивиыли, ещё не решила.

Антонина Васькина
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam