Нынешняя встреча Нового года была особенной – в цепких объятиях коронавируса. Но Новый год, новогодняя ночь всё же были. А какими – об этом еженедельник «Панорама» решил узнать в онлайн-опросе.
Александр, 63 года: — На меня, хотя, думаю, не только на меня, в нынешнюю новогоднюю ночь снизошло озарение: как же была прекрасна былая, предкоронавирусная, жизнь. Считал же её обычной жизнью – серой, размеренной, привычной. Ничего яркого. Из дома на работу, с работы домой, как и поездки на автобусе, походы в спортзал, библиотеку, на концерты, по магазинам…И никаких тебе масок, шараханий друг от друга (вдруг носитель коронавируса), ни социальных дистанций, ни закрытых дверей спортивных и культурных учреждений, ни шевельнувшейся опаски-страха от закашлявшегося соседа по сиденью в автобусе… Дамоклов меч коронавируса во всём и повсюду, сковал по ногам и рукам. Получается, как в том старинном анекдоте: «Жили-жили, строили коммунизм, оглянулись – батюшки, да мы ведь жили при коммунизме».
София, 20 лет: — Былого ощущения праздника не было, хотя в новогоднюю ночь очень хотелось верить в сказку и чудеса. У нас была хорошая компания, хотя теперь слегка переживаю: каким эхом это отзовётся. Может, и не заденет коронавирус. Ведь все мы там были молодые и, вроде бы, здоровые. Хотя теперь сомневаюсь: лучше бы осталась дома, ведь побыть в одиночестве, даже в новогоднюю ночь, иногда полезно. Чтобы покопаться в себе, заглянув в собственную душу. В то же время, надоело сидеть дома в страхе.
Мария Михайловна, 83 года: — Впервые встречала Новый год одна в своей квартире (вместе с телевизором), не решилась ехать к детям и внукам. Нет, в новогоднюю ночь я не спала, ведь мне уже много лет — вполне возможно, что она может оказаться последней для меня. Хотя, несмотря на возраст и болячки, пожить на свете ещё очень хочется, но эта зараза – я ведь в группе риска. Считаю, коронавирус – далеко не случайное испытание для всего человечества. Это своего рода война под мирным небом. Чтобы мы остановились, познали истинную цену жизни, каждому её дню, каждому мгновению — былым ценностям. Вспомнили о Боге, покаялись. Безусловно, всё проходит, и коронавирус когда-то пройдёт, но зарубка останется: мир ведь перевернулся с ног на голову. Миллионы землян переболели, сотни тысяч умерли. Всё же, это наказание нам свыше.
Ольга, 36 лет: — Оказывается, какое же это счастье, когда дети по утрам уходят в школу, а мы с мужем – на работу. Поняла это только тогда, когда все мы, впятером, вынуждены были работать и учиться дистанционно. Да и Новый год впервые встречали без гостей. Без былого веселья. Хотя, конечно, печалиться-отчаиваться не надо. А надо, пока живы, — жить и радоваться.
Михаил, 40 лет: — Конечно, всё заполонила горечь противокоронавирусного бессилья, хотя не всё столь трагично – пусть взаперти, но была ведь и наряженная ёлка, и праздничный стол, и поздравления (хотя в основном телефонные), и подарки, и улыбки детей… Радость жизни. Радость Нового года, новогодней ночи. Несмотря на изрядно урезанный формат. Возможно, выйдя из онлайн-жизни, будем больше ценить реальную жизнь. Как сегодня видится совершенно в иных, более ярких и светлых, красках былая обычная жизнь. С болью смотрим ей вослед, словно ушедшему поезду.
Ксения, 52 года: — Вот уж действительно: что имеем — не храним, потерявши — плачем. Но мы решили не плакать и не изменять нашей многолетней традиции — ещё за день до праздника уехали в Таллинн, где, в семье старшей дочери, и встречали Новый год прежней весёлой компанией. Погуляли и по праздничному городу, хотя, конечно, с оглядкой на коронавирус.
Кирилл, 32 года: — Нет, ничего нет прекраснее живого общения. Раньше эту народную мудрость воспринимал как-то отдалённо — само собою разумеющееся. И только в нынешнюю новогоднюю ночь понял истинное значение этого изречения. Когда одному, в связи с положительным коронавирусным тестом, пришлось встречать Новый год. Но какой же это праздник – тоска зелёная. Да, поздравлений по телефону было много, но от этого становилось ещё тоскливее.
Наталья, 29 лет: — Надоел и коронавирус, и страх. Решила разорвать эти путы: Новый год встречала за границей, в путешествии. Хотя былой радости путешествия, былого наслаждения не было – всё и вся сковал коронавирус, он ведь повсюду. Те же маски, дистанции, ограничения… И ещё больше усилившийся страх: не прицепился ли коронавирус.
Владимир, 35 лет: — Можно сказать, что ушедший год был самым плохим – неживым: почти весь провели в виртуальном мире: жизнь переместилась в Интернет. Да и новогодняя ночь, согласно противокоронавирусным рекомендациям, прошла в узком семейном кругу. Впервые без родителей — моих и жены, они находятся в группе риска. И решили нынче не приезжать к нам: страх оказался сильнее.
Анастасия, 43 года: — Новогодняя ночь впервые прошла в четырёх стенах, взаперти, даже решила к праздничной ели не ходить, хотя она рядом с моим домом. Честно говоря, боялась: вдруг кто-то, спьяну, с обниманиями-целованиями привяжется. В прежние времена я и сама не прочь была проявлять эти обнимашки-целовашки, а сейчас – вдруг перед тобой коронавирусный обладатель или обладательница. Да и через эти чёртовы маски не расцелуешься же. Вроде бы мелочь: массовая весёлая тусовка возле праздничной ели, но сейчас это видится как чудесное явление из другого мира. Хотя народ к ели приходил – видела это из окна. И теперь думаю, насколько увеличится число инфицированных после этой новогодней ночи.
Сергей Александрович, 68 лет: — Пока жив человек, безнадёжных ситуаций не бывает – надо, в любом возрасте, всегда любить жизнь, радоваться ей. Ну и что из того, что встреча Нового года, новогодняя ночь впервые прошли кувырком. Это же не значит, что жизнь закончилась. Несмотря ни на какой всевластный коронавирусный плен, на землю пришёл 2021 год, мы встретили год Белого Металлического Быка. Мы живы – и это главное. А всё остальное – маски, социальная дистанция, ограничения-лишения второстепенно. Всё надо пережить, перетерпеть, переоценить. Стать лучше, нравственнее. Учиться довольствоваться малым.
Людмила, 41 год: — Сложно нынче пришлось – наша семья находится на самоизоляции (муж болен коронавирусом, к счастью, в лёгкой форме). Так что толком даже к встрече Нового года не удалось подготовиться. Не было и наряженной ёлки. Хотя квартиру украсили ёлочными игрушками и мишурой. Да, гостей не было, как раньше. Но Новый год, новогодняя ночь были. И вся наша семья была в сборе. И не надо никакого другого счастья: только бы все были живы и здоровы. Но такое озарение приходит, к сожалению, в минуты отчаяния и горя. Но унывать нельзя, живительным девизом должны стать слова: «Самый счастливый день – сегодня!». И так – каждый последующий день.
Нина, 62 года: — Очень хочется вернуться в обычную, предкоронавирусную, жизнь. Очень хочется былого позитива. Уже с ума схожу от этого вечного страха, масок, всё новых ограничений. Украл коронавирус и праздник Нового года, лишил радости-веселья. Массовых гуляний, фейерверков. Да, были частные фейерверки, но любоваться ими пришлось из окна. Не встречали мы нынче с мужем и гостей – ни родных, ни друзей. Наша былая весёлая компания осталась в прошлом.
Алексей, 42 года: — Как ни замучили нас этим коронавирусом, но мы встречали Новый год всей былой нашей компанией. Решили не изменять нашей традиции. Было весело и радостно, хотя, конечно, полностью абстрагироваться от этой напасти не удалось – всё мероприятие проходило в четырёх стенах, к праздничной ели идти не имело смысла, ведь никаких мероприятий там не было. Правда, на улицу мы всё же выходили, чтобы запустить во дворе фейерверки — на радость себе и людям, смотревших из окон домов.
Елена, 44 года: — Такой встречи Нового года, как в подполье, у нас никогда раньше не было. Мы с мужем находимся на карантине. Но сами виноваты, не надо было летать за границу, хотя не хотелось лишать себя радости — внук родился, очень хотелось его увидеть.
Юрий, 39 лет: — Всё же человек – существо коллективное. И проводить встречу Нового года, новогоднюю ночь вдвоём с женой романтично, но что-то скучновато. Тем более, ещё свежи в памяти проведения предыдущих праздников. Например, провожали Старый 2019 год и встречали Новый 2020 год вместе с друзьями – веселой компанией нескольких семей. Были и дети. Приходил и Дед Мороз, даже со Снегурочкой – блестяще справлялись с этой миссией друг со своей женой. Всем – и детям, и взрослым – дарили подарки, но не просто так, их надо было заработать – спеть, станцевать, стишок рассказать… Помимо этого, была ещё и специальная праздничная программа, со всяческими шутками-прибаутками, играми-розыгрышами… И воспринималось это как вполне обычное явление. А теперь, оглядываясь из сегодняшней реальности, кажется великим счастьем, происходящим словно в другом измерении. Ведь нынче всех разогнал-разъединил по своим углам коронавирус. Все мы тоже решили не рисковать – двое наших друзей переболели коронавирусом. Чего скрывать, страх этой пандемии не рассеялся, сковал всю былую жизнь – нигде не чувствуешь себя в безопасности.
Монологи в онлайн слушала Антонина Васькина
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ