Известный в Ида-Вирумаа (и не только в Ида-Вирумаа) хореограф Татьяна Тульская – наш сегодняшний собеседник.

— Ваша профессия, столь изящная, как-то необычна для нашего сурового шахтёрского края. По-видимому, стать хореографом – это была светлая детская мечта?

— Да. В детстве я не только танцевала, но и занималась спортом. Сначала, начиная с детского сада, – художественной гимнастикой, но по состоянию здоровья пришлось перейти в танцевальный коллектив Дома пионеров — «Лучик». Руководителем была Ольга Михайловна Ларионова. Когда она уехала на жительство в Германию, в мою жизнь вновь пришёл спорт: занималась троеборьем (бег, плавание, стрельба). В 1988 году в город Силламяэ (там я тогда жила с родителями) приехала новый хореограф Светлана Серебренникова. В проводимый ею новый набор в танцевальный коллектив «Анфас», действующий в Силламяэском центре культуры, попала и я, где танцевала до окончания школы. Но когда училась в 10-11 классе, уже помогала руководителю танцевального коллектива – мне было позволено заниматься с маленькими детьми танцами. И тогда я уже знала, что обязательно стану хореографом. К счастью, на моём жизненном творческом пути встречались очень сильные руководители танцевальных коллективов, ставшие для меня примером, и уроки которых не просто помню, но и руководствуюсь в своей профессиональной деятельности, как и во взаимоотношениях с детьми.

— Насколько мне известно, вы в течение многих лет и тренер по аэробной гимнастике, и руководитель танцевально-спортивного клуба «Twist Crew». Почему вы решили его создать?

— (Улыбается.) Этому, можно сказать, поспособствовала моя дочь. Она тогда занималась спортивной аэробикой в кохтла-ярвеском спортивном клубе «Феникс». И однажды на местных соревнованиях меня попросили тренеры помочь с судейством – оценивать артистизм, я к этому времени как раз окончила Таллиннский педагогический университет, факультет хореографии. Потом они меня снова приглашали – и я им всегда помогала. Как-то они предложили: а ты не хочешь стать тренером, попробовать набрать свой коллектив. Пошла учиться на тренера по аэробной гимнастике, сдала экзамен, получила соответствующий документ. Вот так и появился в 2008 году танцевально-спортивный клуб «Twist Crew». Стала тренировать детей, стало получаться – начали занимать призовые места на различных соревнованиях. И в 2009 году он был уже официально зарегистрирован.

— «Twist Crew»: что здесь первично, а что вторично?

— Первичен, всё же, спорт. Очень многие дети приходят именно в спорт — спортивную аэробику, но у некоторых данный вид спорта не получается – и тогда эти дети занимаются танцами, выступают на различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Хотя и аэробика – это своеобразный симбиоз спорта и танца. В частности, для спортивной аэробики характерно выполнение непрерывного комплекса танцевальных движений высокой интенсивности, гибкость, сила спортсмена. Высоко ценится и артистизм спортсмена, его способность общаться со зрителями — заводить аудиторию.

— Где уже удалось выступить на международных соревнованиях-фестивалях-конкурсах?

— Во многих странах: Великобритании, Словакии, Португалии, Чехии, Белоруссии, Финляндии, Болгарии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии.

— И как, чаще возвращались с победами или же поражением?

— В основном всегда выступали успешно – привозили медали и, конечно, опыт.

— Эмоции победы известны, а как же в случае поражения: каковы ваши чувства?

— Конечно, особой радости нет. Переживаешь за детей. Да и это такой вид спорта, в котором многое зависит от судейства – судейская панель состоит из 12 человек: четверо оценивают артистизм, четверо – исполнение, двое — сложность представленного выступления, плюс — председатель судейской бригады и судья-референт, то есть здесь очень чувствителен субъективный момент, причём баллы выводят до сотых. Бывает, что конкуренты набирают одинаковое количество баллов, тогда победителя определяют по исполнению выступления: у кого выше балл, тот и занимает место на пьедестале. Обидно бывает, когда рассчитываешь на большее, а получаешь меньшее. В категории «Дети» практически всегда возвращаемся с медалями, а вот более старшим нужно усиленно потрудиться, чтобы завоевать медаль, так как у них более сложные спортивные элементы, да и по количеству выполнения их больше. Но в случае неудач просто начинаешь оценивать свою работу: чему научила-не научила. И если ребёнок ничего не занял (могут выступать в разных номинациях: «соло», «смешанная пара», «трио», «группа», также введены в наш вид спорта и аэростепы, и аэроденсы), анализирую: что надо доработать. Я всегда говорю своим детям: значит, есть над чем работать дальше, чтобы показывать поистине безупречное выступление — демонстрировать элементы четко и правильно, не оставляя никаких сомнений судьям. Хотя победа зависит не только от тренера, но и от спортсмена. Даже от родителей.

— В каком плане от родителей?

— В плане тренировок. Чтобы ребёнок не пропускал тренировки: должна быть мотивация, целеустремленность, трудолюбие. И, безусловно, очень важна поддержка родителей, без которой у ребенка пропадает интерес к занятиям, дальнейшему улучшению результатов.

— Интересно, если видите-считаете, что судьи засудили ваших спортсменов, что вы в таком случае говорите своим воспитанникам?

— Независимо от победы или поражения, всегда честно говорю им: что сделано и что не сделано. Если кто-то сделал всё очень хорошо, то, разумеется, всегда хвалю, говорю, что очень довольна его выступлением, несмотря на полученные от судий результаты, а если схалтурил, то сразу скажу: что не доделано. Да, победы, награды – это, безусловно, доблесть, но всё же главное – если ребенок прекрасно сделал свою работу: проявил-показал всё своё мастерство, на что способен и даже чуточку больше.

— Каков возраст ваших подопечных?

— От 4 до 16 лет, хотя могут быть и постарше – до окончания гимназии. Но обычно в выпускном 9 классе уже не до тренировок, не хватает времени, – тут на первом месте репетиторы, подготовка к экзаменам, к конкурсному поступлению в гимназию и т.д. Очень большая нагрузка в школах идёт. Конечно, если кто-то хочет стать профессиональным тренером или хореографом, то он, учась и в гимназии, продолжает приходить на занятия – как-то изыскивает время. Есть у меня выпускницы, которые помогают мне тренировать детей, одна из них готовится поступать в Тарту, хочет стать тренером. Очень талантливая девочка. И если захочет потом открыть свой клуб спортивной аэробики, я ей с удовольствием помогу это сделать.

— Получается, своему конкуренту?

— (Смеётся.) Конкуренции я не боюсь.

— Но ведь параллельно вы руководите и танцевальным коллективом «Импульс»?

— Да. Год тому назад мне поступило предложение возглавить детский коллектив «Импульс», после ухода его руководителя. Руководство Йыхвиской волости, а также Йыхвиского центра культуры и интересов, где располагается «Импульс», очень хотели сохранить этот коллектив, который действует в Йыхви в течение многих лет. Окрыляет то, что за прошедший год у нас уже большие успехи, в том числе и победы на конкурсах, устраиваемых также, в связи с коронавирусной пандемией, в онлайн, где мы стали I лауреатами, а в международном конкурсе, проводимом в Таллинне, заняли (старшая группа) 1 место. Особенно радует то, что это достижение нового состава коллектива – в нём (когда я пришла сюда: мне дали список из 16 человек) от прежнего состава осталось только два человека. Так что, можно сказать, пришлось начинать с нуля, ведь сегодня у нас 28 человек, от 4 до 13 лет: 27 девочек и лишь один мальчик. Две группы: старшая и младшая, но последняя, в свою очередь, разделена сейчас надвое, так как репетиции, из-за коронавирусных ограничений, можно проводить в составе 10+1. Не меньшая радость и в том, что родители приводят в коллектив очень много маленьких детей, с 4-х лет. Значит, будет хорошая база – на этом строится будущее коллектива, новые его поколения. Более старшие дети – не только из Йыхви, но и других самоуправлений – Кохтла-Ярве, Тойла, Вока, которые учатся в йыхвиских школах и после окончания занятий приходят к нам на репетицию, а уже потом уезжают домой.

— Почему же мальчиков столь мало?

— Непонятно. Возможно, потому, что родители стараются отдать их в спорт, а танцы, по-видимому, считают менее серьёзным занятием. Хотят, чтобы они больше занимались физически, но и в танцах, аэробике, там тоже очень большая физическая нагрузка.

— Что ещё, на ваш взгляд, танцы дают детям?

— Здоровье. Координацию. Мышление. Красивую осанку, выправку, хотя к станку ставим детей с 9 лет. И, конечно же, повышают самооценку, причем на протяжении всей жизни: обычно всегда хорошо умеющий танцевать человек – душа компании, звезда праздников, вечеринок. Плюсов очень много. Это целый букет для самовыражения человека.

— Как же минусы, те же травмы в спортивной аэробике?

— Действительно, иногда такое бывает, хотя любой спорт травматичен. Обычно травмы происходят в подростковом возрасте, когда дети особенно стремительно растут: кисти страдают (приземление приходится и на руки), ноги подворачиваются, голеностоп выходит, колени побаливают… В нашем виде спорта — спортивной аэробике должен быть специальный пол-площадка, с амортизатором, но его нет. К сожалению, на его приобретение нет денег, но и спонсора нет. Хотя, конечно, все элементы разучиваем-отрабатываем на матах. Сейчас мы занимаемся в Йыхвиском спортхолле, платим аренду, а занятия танцевального коллектива «Импульс» проходят в Йыхвиском центре культуры и интересов, расположенном в Йыхвиском концертном доме.

— Принимаете всех приходящих к вам или же только талантливых?

— Неталантливых детей нет, есть не любящие трудиться. Танцы, спортивная аэробика – это же большой труд.

— Вы, как только что сказали, – тренер 5 категории: что это означает?

— Это своего рода зелёный свет, дающий право самостоятельно тренировать детей и получать дотации от Эстонского олимпийского комитета.

— Сколь давно обрели право быть судьёй международных соревнований по спортивной аэробике?

— С 2009 года.

— Кто им может быть?

— Тут многогранные требования. Им может быть только человек с гражданством той страны, которую он представляет, имеющий высшее образование. И, конечно, профессионал в данном виде спорта. Чтобы обрести эту категорию, необходимо сдать экзамен и получить разрешение на определённый период, по истечению которого вновь необходимо сдавать экзамены и получать разрешение.

— То есть, вы всегда на международной арене представляете Эстонию, а не самоуправление — Йыхвискую волость?

— Да. И могу (как международный судья) выступать не только от своего коллектива, но и любого другого эстонского клуба, если у него нет своего судьи. Ибо, согласно существующему закону, та страна, от которой участвует в международном соревновании коллектив, должна предоставить и своего судью, без чего невозможно это участие.

— Вроде бы, по вашей инициативе родился в Ида-Вирумаа фестиваль «Танцы народов мира»?

— Да, в 2016 году. И готовились к нашему пятому фестивалю, который должен был состояться в октябре прошлого года, но коронавирус не позволил его провести. Проходит он всегда в Кохтла-Ярвеском центре культуры. Участвуют в нём не только коллективы Ида-Вирумаа, но приглашаем и другие, например, из Таллинна. Хотя могут участвовать все желающие. Хотели расширить его масштабы – сделать международным, но пока не получилось – требуются средства на проживание участников, питание и т.д. Это очень яркий фестиваль – выступают коллективы с различными танцами народов мира. Съезжаются очень многие коллективы – и детские, и взрослые. Считаю, что народные танцы никогда не умрут. Это же так красиво и колоритно!

— Стали вы родоначальником и фестиваля «Танцуй, кроха»?

— Идея – моя, но его организатор – Ида-Вирумааский союз хореографов. Нынче этот фестиваль (он тоже устраивается в Кохтла-Ярвеском центре культуры) должен был пройти в четвертый раз, но и его из-за коронавирусной пандемии пришлось отменить. Участники этого фестиваля – самые маленькие танцоры, от 4 до 8 лет. Решили проводить его потому, что для этих маленьких детей таких мероприятий – конкурсов, фестивалей – практически нет. Радует то, что с каждым годом в нём участвует всё больше коллективов, как и танцоров.

— Только что упомянули об Ида-Вирумааском союзе хореографов, но почему умолчали, что его создатель – именно вы?

— Он был создан 5 лет тому назад. Хотелось объединить всех хореографов Ида-Вирумаа. И не только в целях общения, поиска новых творческих идей, организации конкурсов и фестивалей, а в первую очередь — учёбы, повышения квалификации. Например, с данной целью нам удалось побывать и в Санкт-Петербурге, в новом здании учебного театра танца Бориса Эйфмана. Хореограф должен не только учить других, но и учиться сам, причём постоянно – повышать свою квалификацию, мастерство: участвовать в мастер-классах, ездить на различные фестивали, конкурсы, соревнования. Так что до сих пор я учусь. Нельзя отставать от современных хореографических веяний.

— Вы такой активнейший деятель культуры Ида-Вирумаа, орден вам за столь ощутимый вклад в её развитие ещё не дали?

— (Смеётся.) Нет, не дали.

— Безусловно, хореограф – личность творческая, но как рождается-создаётся танец, откуда берёте его идею, стержень, сюжет?

— Это приходит как бы само собой. Бывает, слышу музыку – и в душе-голове уже рождается видение танца. Или даже вижу в магазине интересную ткань — сразу возникает-вырисовывается образ будущего танца, для которого эта ткань может быть использована в качестве концертного костюма. Как и природа — бесконечно дарит-подсказывает идеи-сюжеты. Да и вообще смотришь на очаровательных крох: ну чем не цыплятки, утятки, гномики, матрёшки – и представляется композиция танца…

— Ваша дочь, она тоже хореограф?

— Нет, она, как я сказала, занималась гимнастикой в школьные годы, окончила музыкальную школу по классу фортепиано. У неё высшее образование – с отличием окончила академию внутренней обороны. Живёт в Таллинне, работает в Спасательном департаменте.

— Вы очень занятой человек, как же муж к этому относится – не бранится, или же чем реже видишься, тем лучше?

— (Улыбается.) К счастью, муж меня понимает. Да и он тоже очень занятой человек. Но выходные стараемся проводить вместе. Летом, конечно, больше свободного времени – отпуска.

— Какое у вас чувство, когда приходится расставаться с подросшими детьми, уходящими из клуба в более взрослую жизнь?

— Очень тяжело. Со слезами на глазах. И даже тогда, когда листаешь альбом с их фотографиями. Вспоминаешь, как они пришли к нам, как росли-занимались… Но приходят новички – новое поколение. И снова жизнь продолжается. Но все мои бывшие ученики незабываемые. Ведь все мои дети – это частичка моей души, моей жизни. Мы же как одна семья.

— Есть ли у вас ещё какое-то увлечение?

— В течение 12 лет танцевала в известном йыхвиском коллективе «Gevi», ушла из-за нехватки времени, да и время репетиций совпадало. Раньше очень любила шить, вязать. Но и до сих пор шью сама концертные костюмы детям – у нас в клубе «Twist Crew» нет своей швеи, хотя концертные купальники шьёт профессионал. А «Импульс» костюмами обеспечивает швея Йыхвиского центра культуры и интересов. Очень люблю выращивать цветы на нашей даче в Тойла. Сегодня (смеётся) там нет огорода – лишь газон да цветы. Но всё чаще, становясь взрослее, думаю, что надо бы уже вернуть грядки, да и парничок неплохо бы иметь.

— Вы уже бабушка?

— (Смеётся). Нет, всё ещё молодая, хотя очень хотелось бы стать бабушкой.

— Что для вас танец, спортивная аэробика?

— Нечто особенное. Язык моей души. Самовыражение. Моя любовь. Дело моей жизни.

— По-видимому, о будущем сегодня, в продолжающемся коронавирусном безвременье, говорить непросто, но всё же, каким оно видится, имею в виду ваших коллективов?

— Действительно, планы, в связи с этой коронавирусной пандемией, пока неизвестны, но, ничего, занимаемся: с 1 февраля после 2,5 месяцев вынужденного карантина начали приводить себя в форму — все в полном составе пришли на занятия, все в хорошей форме – никто (улыбается) не набрал лишних килограммов. И, всё же, смотрим вперёд – будем стремиться к достижению хороших результатов, участиям в соревнованиях-фестивалях-конкурсах, к обретению новых побед и, конечно же, сохранению прежнего, семейного, микроклимата, чтобы детям были в радость эти занятия.

Антонина Васькина
Фото из частного архива

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam